ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Март 2012года
Новый взгляд

Проблема обеспечения исполнения налоговой обязанности

Г.Г. Ячменёв, председатель судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда, канд. юрид. наук. E-mail: nalogoved@nalogoved.ru

Представляем вашему вниманию научную рецензию на диссертацию А.С. Нажесткина «Правовое регулирование способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в Российской Федерации»1

Тема, вынесенная в заголовок настоящей рецензии и положенная в основание диссертационного исследования, не является абсолютно новой. На особенности обеспечения безнедоимочного сбора налогов обращали внимание еще представители российской дореволюционной науки финансового права2. Особое внимание проблеме обеспечения уплаты налогов уделялось в работах И.Т. Тарасова, который к способам гарантирования исполнения налоговой обязанности относил залог ценных бумаг и недвижимого имущества, удержание документов плательщика до уплаты причитающегося с него налога, пени (штрафы), круговую поруку3.

Современной наукой финансового права признано, что способы исполнения обязанности по уплате налогов и сборов направлены на предотвращение нанесения ущерба публичным интересам вследствие непоступления или несвоевременного поступления в бюджет налогов и сборов.

В налоговом праве, где обязанность по уплате налогов и сборов является публичной, институт обеспечения исполнения налоговой обязанности выполняет функцию создания условий для гарантированной уплаты налогов и возмещения ущерба от возможной неуплаты или несвоевременной уплаты налогов и сборов4.

Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности выступают как специальные, исключительные меры, формирующие необходимость, интерес определенного субъекта надлежаще исполнить свои обязанности5.

В связи с этим, как справедливо отмечает автор диссертации, «институт обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, при условии его необходимой разработанности как в науке, так и в законодательстве, мог бы являться одним из наиболее действенных инструментов в руках государства для обеспечения поступления налоговых платежей.

Представляется, что корреляционное влияние эффективности применения механизма обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов на рост эффективности взимания налогов и сборов не подвергается сомнению».

Вместе с тем, несмотря на несомненную значимость института обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, в современной финансово-правовой науке ему уделяется недостаточное внимание.

Среди работ, посвященных этой проблеме, можно отметить лишь диссертационные исследования и изданные на их основе монографии В.В.Стрельникова6, Е.А. Имыкшеновой7, Е.У. Латыповой8 и М.Е. Верстовой9.

Указанные научные изыскания выполнены в 2003–2007 гг. С тех пор в НК РФ, в том числе в главу 11, были внесены многочисленные изменения10, а судебно-арбитражная практика выявила целый ряд проблем, так или иначе связанных с применением положений НК РФ о способах обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Поэтому рецензируемая работа А.С. Нажесткина представляет несомненный интерес как в теоретическом, так и в практическом плане.

В диссертации проанализирована сущность обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов; раскрыто содержание понятий «институт обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов» и «способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов»; приведена авторская классификация способов обеспечения с подробной характеристикой признаков каждого из них.

Положения исследования, заслуживающие особого внимания

Автор предлагает собственные подходы к анализируемым проблемам, сформированные им на основании изучения большого массива источников правового регулирования (в том числе правоприменительной практики судов и финансовых органов), научных монографий и статей в периодических изданиях.

Сущность пеней как способа обеспечения исполнения налоговой обязанности. Особого внимания заслуживают доводы автора диссертации, обосновывающие сущность пеней именно как способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а не как самостоятельного способа осуществления карательной функции налоговой ответственности (см. текст ниже).

Сущность пеней, их отличие от налоговой ответственности

1. Пени и меры налоговой ответственности имеют разные цели и функции, при этом выделяются стимулирующая и компенсационная функции пеней.

2. Обязанность по уплате пеней возникает несмотря на волю субъектов налогового правоотношения.

3. Важное отличие – отсутствие необходимости доказывать вину налогоплательщика для применения пеней.

Определение отношений по уплате налогов и сборов через понятие «налоговое обязательство». Автор, выступая против использования обязательственной конструкции в налоговых отношениях, предложенной и разработанной рядом известных представителей современной науки финансового права11, замечает, что в связи с очевидным неравенством участников таких отношений использование в налоговом регулировании категории «обязательство» может негативно отразиться на понимании его сущности.

Некоторыми специалистами приостановление операций по счетам в банках и наложение ареста на имущество рассматривается в качестве мер налогово-процессуального принуждения12.

Отмечая, что такие меры зачастую используются как некие карательные инструменты в руках налоговых органов, автор приводит достаточно убедительное обоснование того, что приостановление операций по счетам в банках и арест имущества должны рассматриваться именно как способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Определение момента, с которого у налогового органа возникает право на использование ареста имущества в качестве способа обеспечения. В практике применения налоговыми органами ареста имущества это важный аспект.

С одной стороны, арест имущества назван в главе 11 НК РФ среди способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, но, с другой стороны, в подпункте 1 пункта 10 статьи 101 НК РФ он определен в качестве способа обеспечения исполнения решения о привлечении к налоговой ответственности или решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности.

На основе анализа судебно-арбитражной практики автор показал неоднозначность установленной в НК РФ конструкции ареста имущества и сделал обоснованный вывод о том, что не следует сужать правовую природу ареста и представлять его только как способ обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней или штрафа.

Арест имущества должен рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Именно такое его понимание будет служить достижению целей налогового регулирования, а также позволит ему выполнять стимулирующую и компенсационную функции.

По нашему мнению, основные положения диссертации в соотношении с целью и задачами исследования свидетельствуют об актуальности и новизне диссертационной работы в целом.

В ходе исследования некоторые вопросы были поставлены автором работы впервые; отдельные, традиционные для заявленной темы, проблемы рассмотрены более глубоко; ряд вопросов трактуется по-новому – с учетом теории финансового и гражданского права и практики применения российского налогового законодательства.

Положения дискуссионного характера

Признавая высокий научный уровень проведенного исследования, можно тем не менее отметить, что в диссертационной работе А.С. Нажесткина есть определенные недостатки, а некоторые ее положения носят дискуссионный характер.

Так, в рецензируемой работе совершенно не рассмотрена проблема наличия в действующем законодательстве норм, косвенно принуждающих налогоплательщиков к исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Как обоснованно отмечает Д.В. Тютин13, подобные нормы предусматривают определенные способы ограничения прав частного субъекта, которые не указаны в НК РФ и, как правило, не зависят от наличия у налоговых органов принудительных возможностей для взыскания задолженности (см. текст ниже).

Нормы, косвенно принуждающие к исполнению налоговой обязанности

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (п. 4 ч. 1 ст. 11): при размещении заказа путем проведения торгов обязательное требование к участнику размещения заказа – отсутствие задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам за прошедший календарный год в размере, превышающем 25% балансовой стоимости активов участника размещения заказа;

Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (п. 4 ст. 28): ограничение выезда из России иностранных граждан в случае, если они не исполнили обязанность по уплате налогов;

Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ:

  • п. 2 ст. 12: для приобретения федеральных специальных марок или акцизных марок необходимо представить справку налогового (таможенного) органа об отсутствии задолженности по уплате налогов (таможенных платежей);
  • п. 9 ст. 19: одно из оснований для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот алкогольной продукции – наличие у заявителя налоговой задолженности на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии.

По нашему мнению, отдельного внимания заслуживает деятельность органов Росалкогольрегулирования, которые нередко выдают организациям предписания об устранении нарушений условий действия лицензии, указывая в них на необходимость погашения налоговой задолженности, при этом устанавливая конкретные сроки ее погашения.

Учитывая, что невыполнение такого предписания является основанием для приостановления действия лицензии (п. 1 ст. 20 Закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ), организации вынуждены погашать налоговую задолженность, которая часто является таковой только по данным лицевых счетов налоговых органов.

По мнению И.Б. Королёвой, наличие задолженности по налогам и сборам свидетельствует о нарушении организацией, осуществляющей оборот алкогольной продукции, лицензионных требований и условий. В частности, эксперт пишет: «Лицензионные требования (условия), обязательные к соблюдению при выдаче лицензии на оборот алкогольной продукции, должны быть также обязательны и при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Если признать, что лицензионные требования (условия), обязательные при выдаче лицензии, не обязательны к соблюдению при осуществлении лицензируемого вида деятельности, можно предположить, что выполнение требования об отсутствии налоговой задолженности является обязательным для организации только при получении лицензии. В таком случае в процессе осуществления оборота алкогольной продукции организация вправе формировать налоговую задолженность. Данная ситуация является абсурдной.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов должно осуществляться организацией постоянно, в течение всего периода действия лицензии»14.

Некоторые суды также признают, что наличие налоговой задолженности является нарушением лицензионных условий и, соответственно, основанием для приостановления и аннулирования лицензии15.

Такая позиция вызывает возражения.

Согласно пункту 2 статьи 72 НК РФ, способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов, порядок и условия их применения устанавливаются исключительно главой 11 Кодекса.

Сфера действия Закона № 171-ФЗ – производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а не налоговые правоотношения (п. 1 ст. 1 Закона № 171-ФЗ).

Принуждая организации погашать налоговую задолженность под угрозой приостановления действия лицензии и последующего ее аннулирования, лицензирующий орган, по сути, произвольно вводит не предусмотренный Налоговым кодексом РФ способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) для организаций, занимающихся производством и оборотом алкогольной продукции.

Между тем, как справедливо указывает А.А. Пилипенко16, участники налоговых правоотношений лишены возможности использовать иные, не предусмотренные законом способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Таким образом, отличительная черта обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов – то, что оно осуществляется только установленными законом способами.

Кроме того, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.05.2009 № 15211/08 указано, что такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности.

Следовательно, если согласиться с позицией И.Б. Королёвой и признать отсутствие налоговой задолженности лицензионным условием, это приведет к тому, что за одно и то же деяние будет возможно применение тройного наказания: по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налогов, по части 4 статьи 14.17 КоАП РФ за нарушение условий лицензии и в виде аннулирования лицензии, что не может быть признано допустимым.

С учетом изложенного полагаем, что отсутствие в рецензируемой работе рассмотрения проблемы косвенного принуждения налогоплательщиков к исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, имеющей, как показано выше, не только теоретическое, но и практическое значение, несколько обедняет содержание диссертации.

На наш взгляд, работу мог бы украсить сравнительный анализ способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, предусмотренных российским и зарубежным налоговым законодательством.

Так, несмотря на то, что в большинстве государств, входящих в СНГ, применяются те же способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, что и в России (залог имущества, поручительство, пени, приостановление операций по счетам в банках и арест имущества), имеются примеры, расширяющие (или, напротив, сужающие) перечень таких способов (см. текст ниже).

Зарубежный опыт

Статья 58 НК Туркменистана. Наряду с традиционными способами исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается и такими мерами, как выставление в учреждение банка безакцептного платежного требования и взыскание сумм, причитающихся налогоплательщику (налоговому агенту) с третьих лиц в счет уплаты налога

(см.: Щекин Д.М. Налоговое право государств – участников СНГ (общая часть). – М.: Статут, 2008. С. 188).

Часть 2 статьи 111 НК Украины. Пени рассматриваются не как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а в качестве разновидности финансовой санкции

(см.: Кучерявенко Н.П. Налоговый кодекс Украины: конец или начало? // Налоговед. 2011. № 3. С. 74).

Несмотря на заявленную тему исследования, автор не рассмотрел способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (НДС и акцизов), взимаемых таможенными органами.

Наряду с залогом имущества и поручительством статьями 86 ТК Таможенного Союза и 141 и 145 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрены и такие способы обеспечения, как банковская гарантия и внесение денежных средств (денежный залог).

При этом статьи 151 (о порядке начисления и взыскания пеней), 155 (о приостановлении операций на счетах в банках) и 156 (об аресте имущества) помещены в главу 18 названного Закона, посвященную взысканию таможенных платежей. То есть пени, арест имущества и приостановление операций по счетам в банках формально не признаются способами обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а относятся к мерам их принудительного взыскания.

Таким образом, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных налогов имеет свои особенности, на что автору рецензируемой диссертации в целях более полного раскрытия заявленной им темы исследования следовало обратить внимание.

Позиция автора о том, что система налогово-правовых гарантий, обеспечивающих исполнение обязанности по уплате налогов и сборов, включает в себя множество элементов, в том числе и меры налоговой ответственности, заслуживает поддержки. Вместе с тем, с нашей точки зрения, не вполне логично рассматривать вопрос об обеспечительной функции налоговой ответственности в параграфе «Понятие и виды способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов», поскольку общепризнано, что налоговая ответственность относится к мерам налогово-правового принуждения17.

Однако высказанные замечания в большинстве своем носят дискуссионный характер и не влияют на общую положительную оценку рецензируемой работы.

_________________________
1 Работа выполнена на кафедре финансового права МГЮА им. О.Е. Кутафина, защищена 12.10.2011. – См. автореферат диссертации: http:www.msal.ru/main/aspyr31.html.

2 См., например: Бржеский Н. Недоимочность и круговая порука сельских обществ. Историко-критический обзор действующего законодательства, в связи с практикой крестьянского податного дела. – СПб.: Типография В. Киршбаума, 1897.

3 См.: Тарасов И.Т. Очерк науки финансового права / Финансы и налоги: очерки теории и политики. – М.: Статут (в серии «Золотые страницы финансового права России»), 2004. С. 168–170.

4 См.: Абрамчик Л.Я. Налоговое право Белоруссии / Налоговое право стран Восточной Европы. Общая часть: Беларусь, Польша, Россия, Словакия, Украина, Чехия. – М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 63–64.

5 См.: Кучерявенко Н.П. Курс налогового права. В 6 т. Т. III: Учение о налоге. – Харьков: Легас; Право, 2005. С. 439.

6 См.: Стрельников В.В. Правовой режим пени в налоговом праве. – М.: Статут, 2004.

7 См.: Имыкшенова Е.А. Способы обеспечения налоговых обязанностей по Налоговому кодексу Российской Федерации. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2005.

8 См.: Латыпова Е.У. Обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. – М.: ИД «Юриспруденция», 2006.

9 См.: Верстова М.Е. Современные правовые проблемы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. – СПб.: Изд-во ЦПП ФНС России, 2007.

10 См., например: Федеральные законы от 27.07.2010 № 229-ФЗ и от 16.11.2011 № 321-ФЗ.

11 См.: Карасева М.В. Финансовое правоотношение. – Воронеж: Издательство Воронежского ГУ, 1997. С. 276–286; Порохов Е.В. Теория налоговых обязательств. – Алматы: Жетi Жаргы, 2001; Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 301–307; Щекин Д.М. Налоговое обязательство как базовая категория налогового права / Современные проблемы теории налогового права: материалы междунар. науч. конф. – Воронеж: Издательство Воронежского ГУ, 2007. С. 288–298; Волкова Н.Н. Рецепция гражданско-правовых норм в налоговом законодательстве. – М.: Юрлитинформ, 2010. С. 61–78.

12 См.: Кучеров И.И., Кикин А.Ю. Меры налогово-процессуального принуждения. – М.: ИД «Юриспруденция», 2006. С. 51, 84–92.

13 См.: Тютин Д.В. Косвенные способы принуждения налогоплательщика к уплате налога / Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2008 года. – М.: Статут, 2010. С. 146.

14 Королёва И.Б. Отсутствие налоговой задолженности как одно из лицензионных требований // СПС «КонсультантПлюс».

15 См., например: постановления ФАС ВСО от 15.04.2009 № А78-1021/08-С2-20/30-Ф02-1381/09 и от 28.11.2011 по делу № А10-383/2011; ФАС МО от 19.01.2006 по делу № КА-А40/13652-05 и ФАС СЗО от 28.04.2005 по делу № А42-12214/04-25.

16 См.: Пилипенко А.А. Финансовое право. – Минск: Книжный Дом, 2007. С. 319–320.

17 См.: Саттарова Н.А. Принуждение в финансовом праве. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2006. С. 213–218.
_________________________