ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Январь 2013года
Поиск решения

Вычет «входного» НДС при приобретении гостиничных услуг через агента

М.А. Заусалин, старший юрист «Пепеляев Групп», E-mail: info@pgplaw.ru

Автор статьи анализирует порядок и основания принятия к вычету «входного» НДС, выставленного агентами принципалам – покупателям услуг, по расходам на проживание своих работников в гостиницах в период нахождения в командировке

Условия включения «входного» НДС в состав налоговых вычетов при оказании гостиничных услуг

Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки – проезд к месту служебной командировки и обратно, а также наем жилого помещения и пр. (п. 7 ст. 171 НК РФ).

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 172 НК РФ), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6–8 статьи 171 НК РФ.

Поскольку по общему правилу поставщики гостиничных услуг оказывают розничные услуги непосредственно населению и счета-фактуры не выставляют (п. 7 ст. 168 НК РФ), в случае уплаты НДС в составе расходов на наем жилого помещения налог может приниматься к вычету и при отсутствии счета-фактуры, на основании документов, подтверждающих фактическое оказание услуг (акт оказанных услуг).

Однако, учитывая, что юридическим заказчиком для гостиницы является агент (а не фактический покупатель услуг) и все расчеты за гостиничные услуги проходят между агентом и гостиницей, первичные документы выставляются гостиницей непосредственно агенту, а не фактическому заказчику гостиничных услуг.

У заказчика гостиничных услуг – принципала в отношениях с агентом по бронированию гостиничных номеров – отсутствуют первичные документы, подтверждающие оказание гостиницей услуг1, в связи с чем налогоплательщик не может применить специальный порядок включения в состав налоговых вычетов «входного» НДС по гостиничным услугам (п. 7 ст. 171 НК РФ).

Следовательно, в этом случае действует общий порядок включения «входного» НДС, предъявленного агентом при приобретении в интересах принципала товаров (работ, услуг), – на основании счета-фактуры, выставленного агентом.

Порядок выставления счетов-фактур агентами при оказании услуг по бронированию гостиничных номеров

Постановлением Правительства РФ № 1137 от 26.12.2011 (далее – Постановление № 1137) введены новые правила заполнения и выставления счетов-фактур2.

Напомним: ранее действовавший порядок оформления счетов-фактур3 не устанавливал специальных правил заполнения счетов-фактур, выставляемых агентами. Поэтому на практике в случае, если агенты совершали большое количество хозяйственных операций в интересах принципала, выставлялся сводный счет-фактура, оформленный от имени агента, в содержательной (табличной) части которого указывались показатели хозяйственных операций из счетов-фактур поставщиков.

В соответствии с Постановлением № 1137 в случае, если продажа товаров (работ, услуг) происходит через агента, то последний обязан выставить покупателю счет-фактуру с тем же номером и датой, которые указаны в счете-фактуре поставщика, указав в нем наименование, ИНН и адрес поставщика, а не агента.

Эти требования значительно затрудняют учет НДС и перевыставление налога от агента покупателю, поскольку агент может получать от своего поставщика (гостиницы) единый счет-фактуру за определенный период времени (декада, месяц), в котором будут указаны гостиничные услуги в отношении всех гостей (постояльцев), направленных агентом, а не только сотрудников конкретного налогоплательщика.

Следовательно, чтобы исполнить требования Постановления № 1137, агенту необходимо распределить все показатели счета-фактуры, выставленного определенной гостиницей, между всеми принципалами – заказчиками гостиничных услуг и перевыставить счета-фактуры по количеству заказчиков. Аналогичный порядок должен выполняться и в отношении всех гостиниц.

Анализ налоговых рисков принципала

Учитывая, что при полном соблюдении требований Постановления № 1137 значительно возрастают документооборот и трудозатраты агента, на практике агенты продолжают выставлять своим принципалам – заказчикам гостиничных услуг сводный счет-фактуру на все гостиничные услуги, оказанные поставщиками (гостиницами) в течение указанного в договоре срока (календарный месяц, декада).

Указанный порядок выставления счетов-фактур, не соответствующий требованиям Постановления № 1137, может повлечь для покупателя гостиничных услуг налоговые риски в части отказа в налоговых вычетах по НДС, предъявленному гостиницами за оказание гостиничных услуг (по которым агент выступает посредником).

Это связано с тем, что форма счета-фактуры, порядок его заполнения, а также формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством РФ (п. 8 ст. 169 НК РФ).

Несоблюдение порядка заполнения счета-фактуры – документа, на основании которого «входной» НДС включается в состав налоговых вычетов, – может повлечь отказ в вычете НДС по гостиничным услугам в связи с отсутствием необходимых сведений, предусмотренных Постановлением № 1137, в выставляемых агентом сводных счетах-фактурах. Отметим, что требования данного Постановления исключают сам формат выставления счетов-фактур в виде сводных документов, предполагая, что в этом документе будут указаны номер и дата счета-фактуры конкретного поставщика, его наименование, адрес и ИНН. Следовательно, выставление агенту счетов-фактур от нескольких поставщиков либо нескольких счетов-фактур от одного поставщика исключает выставление агентом единого (сводного) счета-фактуры.

Рекомендации по снижению налоговых рисков по НДС, предъявленному поставщиками гостиничных услуг

Оптимальный для заказчика гостиничных услуг вариант снижения налоговых рисков в этой ситуации – получение от агента счетов-фактур, выставленных по правилам, указанным в Постановлении № 1137.

Однако такой подход связан со значительным увеличением документооборота и трудозатрат в первую очередь у агента (но также и у покупателя, которому необходимо отражать в книге покупок большое количество счетов-фактур), и многие агенты не соглашаются изменить порядок выставления счетов-фактур.

В качестве альтернативного варианта, предполагающего выставление сводного (единого) счета-фактуры за отчетный период, мы рекомендуем указывать в сводных счетах-фактурах, выставляемых агентом, дополнительные сведения о поставщиках гостиничных услуг.

Как сказано выше, новые правила выставления счетов-фактур указывают на отражение агентом в соответствующих графах счета-фактуры агента даты и номера счета-фактуры поставщика, его наименования, адреса и ИНН.

По нашему мнению, такой порядок заполнения счета-фактуры, выставляемого агентом, по сравнению с ранее действовавшим порядком, имеет своей целью облегчение проведения налогового контроля: налоговый орган в рамках встречной проверки может направить запрос информации по проверяемой сделке не в налоговый орган по месту нахождения агента, а в налоговый орган по месту нахождения конечного поставщика – гостиницы. В этом случае снижаются временные затраты, связанные с осуществлением налогового контроля (особенно, если в сделке участвуют несколько посредников).

Порядок заполнения счетов-фактур, выставляемых агентами, до Постановления № 1137

Ранее порядок заполнения счетов-фактур, выставляемых агентами, не регламентировался. На практике в некоторых случаях агенты, выставляя счет-фактуру от своего имени, прикладывали к ним копию счета-фактуры поставщика, что облегчало контролирующим органам проведение налогового контроля покупателя. Однако, во-первых, копию счета-фактуры поставщика агенты прикладывали не во всех случаях даже при проведении простых операций, когда агент перевыставлял покупателю всю сумму, выставленную продавцом; во-вторых, при агентской продаже гостиничных услуг передача копии счетов-фактур в большинстве случаев становилась невозможной, поскольку продавец выставлял агенту сводный счет-фактуру по всем услугам, оказанным за месяц (или иной период), в котором указывались гости (посетители), направляемые различными покупателями услуг.

В этом случае цели, которыми руководствовалось Правительство РФ при принятии Постановления № 1137, могут быть достигнуты не только внесением реквизитов поставщика (и счета-фактуры, выставленного поставщиком) в соответствующие графы счета-фактуры агента, но и указанием в счете-фактуре агента этих реквизитов иным способом.

Поэтому в графе «Наименование товаров, работ, услуг» сводного счета-фактуры дополнительно к уже имеющимся данным, описывающим гостиничную услугу, оказанную в отношении каждого работника налогоплательщика, следует указывать организационно-правовую форму и наименование поставщика (гостиницы), его ИНН, адрес, а также дату и номер счета-фактуры, в котором указаны перевыставляемые агентом показатели.

Формально такой подход не будет соответствовать требованиям Постановления № 1137. Однако налоговый контроль не должен быть чрезмерным и не должен ограничивать ведение агентом предпринимательской деятельности, тем более в ситуации, когда повышенные требования вводятся подзаконным актом.

Позиция КС РФ (Определение № 438-О от 08.11.2005, постановления от 15.01.1998 № 2-П и от 18.02.2000 № 3-П)

КС РФ высказался категорично: публичные интересы могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод. В рассматриваемом случае новые правила выставления счетов-фактур агентами направлены на более рациональное осуществление налогового контроля. В этом случае иной порядок отражения в счете-фактуре, выставляемом агентом, сведений о поставщике не исключает целей, которыми руководствовалось Правительство РФ.

По нашему мнению, если полное соблюдение правил Постановления № 1137 ведет к значительному увеличению издержек агента (а значит, и покупателя услуг агента)4 и если имеется иная возможность достижения целей налогового контроля, требование строгого соблюдения порядка, утвержденного Постановлением № 1137, является чрезмерным.

В настоящее время отсутствует судебная практика по применению Постановления № 1137 в части соблюдения требований оформления счетов-фактур, выставляемых посредниками. Вместе с тем сложился подход о недопустимости формального применения норм при проведении налогового контроля.

Судебная практика

Постановление ФАС МО от 08.06.2012 по делу № А40-73276/11-107-313

Формальный подход налогового органа противоречит правовой позиции КС РФ, в соответствии с которой в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу фактические обстоятельства, ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту (Конституции РФ) оказывается существенно ущемленным. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей, включая налоговые органы (аналогичные выводы также см.: Определение КС РФ от 12.07.2006 № 267-О, Постановление ФАС МО от 23.05.2011 № КА-А40/3850-11).

Постановление ФАС МО от 21.04.2011 № КА-А40/2152-11

Положения ст. 171, 172, 252 НК РФ не предполагают формального подхода при разрешении налоговых споров, арбитражные суды обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение юридически значимых обстоятельств – факт оказания услуг, наличие иных документов, подтверждающих хозяйственные операции, понесенные расходы (см.: определения КС РФ от 24.01.2008 № 33-О-О, от 05.03.2009 № 468-О-О).

Заключение

В случае если цель введения новых правил оформления счетов-фактур посредниками – облегчение проведения налогового контроля, то она может быть достигнута иными средствами: указанием в выставляемом агентом сводном счете-фактуре (в графе «Наименование товаров, работ, услуг») реквизитов поставщика гостиничных услуг и счета-фактуры, выставляемого этим поставщиком.

Кроме того, необходимо учитывать, что ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Учитывая сказанное, при отражении в сводном счете-фактуре данных, указанных в Постановлении № 1137, вероятность принятия судом судебного акта в пользу налогоплательщика можно оценить как высокую.

_________________________
1 Принципиальная разница между бронированием услуг по перевозке (авиа– и железнодорожным транспортом) и бронированием гостиничных номеров состоит в том, что по услугам перевозки налогоплательщики вправе принимать к вычету «входной» НДС при отсутствии счетов-фактур на основании проездного билета.

2 См.: Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

3 Утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

4 В целях подтверждения указанного предположения можно запросить у агента информацию о предполагаемом увеличении сервисного сбора (в части бронирования гостиничных номеров), в случае если счета-фактуры необходимо оформлять в полном соответствии с требованиями Постановления № 1137.
_________________________