ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Сентябрь 2013года
Мнения

Однократность налогообложения – спорный принцип российского налогового права

Д.В, Тютин, заместитель председателя ФАС Волго-Вятского округа, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», канд. юрид. наук, e-mail: nalogoved@nalogoved.ru

Принцип однократности налогообложения вытекает из российского законодательства. При этом существуют налоги с полностью или частично идентичными объектами обложения. Рассматривая позицию КС РФ по этому вопросу, автор рассуждает о необходимости указанного принципа в российском налоговом праве

Вопрос о наличии в российском законодательстве принципа (требования) однократности налогообложения давно обсуждается в профессиональной литературе. Оправдание существования этого принципа прямо или косвенно следует из налогового законодательства. До 1 января 1999 г. Законом было установлено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения1. Сейчас в силу пункта 1 статьи 38 НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений указанной статьи.

А.В. Демин, предлагая усовершенствовать нормативное регулирование принципов налогового права, считает необходимым закрепить в части первой НК РФ статью 10.6 «Принципы экономического основания налога и однократности налогообложения», согласно пункту 2 которой один и тот же объект налогообложения может облагаться только одним налогом и только однократно за определенный налоговый период2. Из этого вытекает, что объект налогообложения одного налога не может совпадать с объектом налогообложения любого другого налога.

Разграничение понятий объекта и предмета налогообложения

Важно определиться с содержанием понятия «объект налогообложения», поскольку именно он с точки зрения Налогового кодекса РФ может облагаться налогом вообще и должен облагаться однократно в частности. Согласно нормативному определению объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (п. 1 ст. 38 НК РФ).

В российской науке уже закрепились определения объекта и предмета налогообложения, предложенные С.Г. Пепеляевым. Необходимость разграничения этих понятий, как полагает С.Г. Пепеляев, вызвана тем, что существует потребность вычленить среди прочих сходных предметов материального мира именно тот, с которым законодатель связывает налоговые последствия3.

Определения понятий

Объект налогообложения – это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог (совершение оборота по реализации товара (работ, услуг); ввоз товара на территорию РФ; владение имуществом; совершение сделки купли-продажи ценных бумаг; вступление в наследство; получение дохода и т. д.).

Предмет налогообложения – признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога (например, объект налога на землю – право собственности на земельный участок, а не земельный участок, который выступает предметом налогообложения; соответственно, налоговые последствия порождает не сам по себе земельный участок, а определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения, в данном случае – собственность).

(см.: Налоговое право: учеб. / под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2003).

Воспринимая объект налогообложения как юридический факт либо рассматривая его в точном соответствии с нормативным определением, можно прийти к выводу, что вопрос о существовании принципа однократности налогообложения (как и самостоятельности объекта налога) в российском налоговом праве является дискуссионным.

Если под однократностью налогообложения подразумевать принцип jus non patitur ut idem bis solvatur4, то с современной точки зрения это положение будет выглядеть настолько тривиальным, что не будет нуждаться в том, чтобы его специально обосновывали. Очевидно, что требование о многократной уплате определенного национального налога тому же публичному субъекту по итогам конкретных облагаемых действий или состояний недопустимо: однократная уплата прекращает правоотношение по уплате налога.

Само по себе наличие международных договоров об избежании двойного налогообложения позволяет прийти к выводу, что требование о многократной уплате налогов одного типа, установленных в договаривающихся государствах (подоходных, поимущественных), в связи с наличием у конкретного налогоплательщика определенного объекта налогообложения в заданном промежутке времени всего лишь нежелательно с точки зрения справедливости, но не исключено. Отсутствие у России такого договора с конкретным государством, очевидно, не позволит утверждать, что основанные на национальном законе требования российских налоговых органов к налогоплательщику могут быть проигнорированы только на том основании, что налог с соответствующего объекта уже был уплачен в другом государстве. Если бы однократность налогообложения действительно существовала, да еще в виде выведенного из Конституции РФ принципа, то уплата налога с определенного объекта в иностранном государстве в любом случае означала бы невозможность предъявления требования об уплате аналогичного налога (налогов) в России.

В классическом учебнике под редакцией А.В. Брызгалина приводится следующая позиция: вышеуказанный принцип не запрещает законодателю по разным налоговым платежам применять один и тот же объект обложения. Например, выручка от реализации продукции (работ, услуг) выступает объектом обложения несколькими налогами: НДС, налогом на пользователей автомобильных дорог, сбором за использование наименования «Россия» и т. д. Но так как все эти налоги являются самостоятельными платежами, принцип однократности не нарушается. В некоторых зарубежных странах, наоборот, действует принцип многократного обложения, когда один и тот же объект обкладывается несколько раз одним и тем же или разными налогами.

Принцип многократности налогообложения на примере США

В США граждане уплачивают федеральный, штатный и местный подоходные налоги. Штатный подоходный налог с населения (помимо федерального подоходного налога) применяется в 40 штатах, местный подоходный налог – в 11. Бо´льшая часть косвенных налогов (акцизы на табак, бензин, алкоголь) взимаются как центральными, так и местными органами власти. Налог с продаж взимается и штатами и местными административными единицами

(см.: Налоги и налоговое право: учеб. пособ. / под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997. С. 282–283).

Регулирование уплаты налогов с идентичными объектами налогообложения

В России существуют налоги с идентичными (полностью либо частично) объектами налогообложения.

Например, объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 146 НК РФ). Объектом акцизного обложения признается реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (п. 1 ст. 182 НК РФ). Соответственно, лицо, реализующее на территории России произведенный им подакцизный товар, в общем случае обязано уплачивать как НДС, так и акциз; различие будет состоять только в способе исчисления и величине сумм этих налогов.

Другой пример: в большинстве случаев реализация организацией товаров (работ, услуг) повлечет возникновение обязанностей как по уплате НДС, так и по уплате налога на прибыль организаций. Момент, с которым Налоговый кодекс РФ связывает возникновение объекта налогообложения при исчислении налога на прибыль и НДС, определяется как нормами общей части Кодекса (ст. 39), так и положениями глав 21 и 25, из содержания которых следует, что в отношении реализации объектов недвижимого имущества таким моментом при определении налогоплательщиком дохода (налоговой базы) признается передача права собственности на объекты5.

В период существования ЕСН в Кодексе предусматривалось, что объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (п. 2 ст. 236). В то же время доход является объектом налогообложения НДФЛ (ст. 209 НК РФ), а самозанятые физические лица вправе уменьшить свои доходы на сумму профессиональных налоговых вычетов (ст. 221 НК РФ). Согласно позиции ВАС РФ в рассмотренной ситуации налоговая база по НДФЛ и ЕСН определяется таким же образом6.

Очевидно, что в таком случае и объект налогообложения определяется аналогично. Как полагает Ф.А. Гудков, под используемым законодателем термином «момент определения налоговой базы» в действительности имеется в виду момент определения объекта налогообложения. По мнению автора, почти во всех главах Налогового кодекса РФ содержатся нормы о том, в какой момент налогоплательщик обязан определять налоговую базу. Фактически они означают переопределение обстоятельств, с которыми связывается признание объекта налога. Экономическая и юридическая логика того или иного налога легко модифицируется законодателем под фискальные задачи7.

С точки зрения широкого понимания налогов, включающих в том числе «зарплатные» страховые взносы, весьма примечательна норма прежней редакции Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Пункт 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010):

«Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 “Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса Российской Федерации».

Принцип однократности налогообложения периодически упоминается в актах ВАС РФ. Однако они вполне могли бы быть мотивированы несоответствием иного подхода Суда требованию справедливости и нормам Налогового кодекса РФ (законодательства о страховых взносах).

Позиция ВАС РФ

Постановления Президиума ВАС РФ от 21.06.2011 № 1/11, от 28.06.2011 № 18190/10:

Взыскание арбитражным судом с налогоплательщика сумм ЕСН без учета уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование независимо от наличия у налогоплательщика обязанности по их уплате влечет нарушение принципа однократности налогообложения.

Постановление Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 11927/10:

Взыскание Пенсионным фондом РФ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование без учета ЕСН, взысканного налоговым органом во внесудебном порядке в виде разницы между суммой исчисленных и суммой уплаченных страховых взносов, влечет нарушение принципа однократности налогообложения.

Позиция КС РФ по вопросу однократности налогообложения

В актах Конституционного Суда РФ не содержится прямого вывода о существовании принципа однократности налогообложения, однако довод о самостоятельности объекта налогообложения у каждого налога используется для обоснования ряда судебных актов.

Позиция КС РФ

Определение КС РФ от 06.07.2000 № 161-О

(рассматривалась возможность параллельного взимания налога с владельцев ТС, исчисляемого исходя из рабочего объема двигателя легкового автомобиля в кубических сантиметрах, и налога на отдельные виды ТС, рассчитываемого по автомобилям исходя из мощности двигателя):

Эти налоги по своей правовой и экономической природе являются самостоятельными налогами, различающимися не только по объекту налогообложения и налоговой базе, но и по другим существенным элементам.

Определение КС РФ от 14.12.2004 № 451-О:

Налог на имущество организаций (исчисляемый исходя из остаточной стоимости имущества, в том числе автомобиля) и транспортный налог (рассчитываемый по автомобилям исходя из мощности двигателя) имеют самостоятельные объекты налогообложения и самостоятельные налоговые базы, установленные с учетом дифференцированного подхода к различным характеристикам ТС: по налогу на имущество организаций они определяются его стоимостным выражением, по транспортному налогу – физическими свойствами, обусловливающими соответствующий уровень воздействия на состояние дорог общего пользования.

Представляется, что те различия, которые Суд усмотрел в объектах обложения поимущественными налогами, не могли быть основанием для вывода о самостоятельности объектов. В поимущественных налогах объектом налога как юридического факта в деятельности налогоплательщика является состояние владения на определенном праве облагаемым имуществом. В приведенных примерах Суд фактически усмотрел различие в масштабах налогов (при едином объекте – юридическом факте владения автомобилем) и сделал вывод о различии в объектах налогов.

Тот же подход будет применим в случае нормативного определения объекта налогообложения: в данной ситуации объектом налогообложения выступает имущество. Облагаемые виды имущества конкретизированы, например, в статьях 358 и 374 Кодекса (применительно к транспортному налогу и налогу на имущество организаций это опять же автомобиль).

Но если отдельные поимущественные налоги совершенно законно исчисляются исходя из разных характеристик одного и того же имущества, имеет ли смысл провозглашать принцип однократности налогообложения (самостоятельности объекта налога)?

Конституционный Суд РФ рассматривал вопрос о возможности обложения НДФЛ и ЕСН доходов предпринимателя от игорного бизнеса, облагаемых также налогом на игорный бизнес. Позиция Суда в данном случае весьма неоднозначна. С одной стороны, признается идентичность объектов налогообложения в НДФЛ и ЕСН, а с другой – никаких выводов о нарушении принципа самостоятельности объекта налогообложения не усмотрено, так как эти налоги имеют разное социально-правовое и экономическое предназначение. Кроме того, сомнительна квалификация налога на игорный бизнес как поимущественного: представляется, что это один из типичных налогов с презюмируемого дохода (одной правовой природы с ЕНВД и патентной системой налогообложения, исчисляемых исходя из внешних характеристик облагаемой деятельности). Но такая квалификация налога на игорный бизнес в рассматриваемом судебном акте фактически позволила вообще не сопоставлять его с НДФЛ и ЕСН.

Определение КС РФ от 02.04.2009 № 478-О-О.

Формально для индивидуального предпринимателя, который не производит выплаты физлицам, объекты налогообложения и налоговые базы по НДФЛ и по ЕСН совпадают. При этом предназначение ЕСН состоит в формировании финансовой основы социального страхования, его сумма исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет и в определенных законом частях – в каждый внебюджетный фонд. НДФЛ служит непосредственно целям финансового обеспечения деятельности государства.

Положения ст. 366 и 367 НК РФ позволяют сделать вывод, что налог на игорный бизнес также имеет самостоятельный, отличный от других, объект налогообложения (игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы) и четко определенную налоговую базу, которая не может совпадать ни с налоговой базой по НДФЛ, ни с налоговой базой по ЕСН, поскольку им облагаются не доходы налогоплательщика от игорной деятельности, а его имущество.

Следуя логике КС РФ, по меньшей мере можно утверждать, что обложение разными подоходными налогами одного и того же объекта (дохода) допустимо, если налоги различаются по социально-правовому и экономическому предназначению. Но в чем тогда ценность принципа однократности налогообложения (самостоятельности объекта налога)?

Не исключена и позиция, согласно которой объект налогообложения – скорее экономическая категория, и именно в таком ключе сформулирован рассматриваемый принцип. С этой точки зрения справедлив подход, в соответствии с которым экономисты и юристы, употребляя правовые термины, должны вкладывать в них один и тот же смысл8.

***

Итак, наличие в российском налоговом праве принципа однократности налогообложения, как и принципа самостоятельности объекта налогообложения у каждого налога, представляется сомнительным. Попытки обосновать необходимость этих принципов, а также соответствующие нормы права больше дезориентируют правоприменителей, чем предоставляют налогоплательщикам гарантии. Сам федеральный законодатель никогда не соблюдал пункт 1 статьи 38 НК РФ и легко позволял облагать разными налогами одни и те же объекты (предметы).

________________________
1 См.: ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

2 См.: Демин А.В. Общие принципы налогообложения: каждому принципу – отдельная статья // Налоговед. 2013. № 1.

3 См.: Налоговое право: учеб. / под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2003. С. 100, 101.

4 Закон не допускает, чтобы одно и то же уплачивалось дважды (лат.). – См.: Латинские юридические изречения / сост. проф. Е.И. Темнов. М., 2003. С. 225.

5 См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 15726/10.

6 См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 № 1660/09.

7 См.: Гудков Ф.А. Вексель. Порядок использования и особенности налогообложения. М., 2010. С. 148.

8 См.: Гаджиев Г.А., Баренбойм П.Д., Лафитский В.И. [и др.]. Конституционная экономика / отв. ред. Г.А. Гаджиев. М., 2010. С. 15.
________________________

Комментарий

Комментарий

Как верно отмечается в статье, объект налогообложения – это обстоятельство или юридический факт. Очевидно, что юридический факт не может облагаться налогом, так как налогообложение – это отчуждение части имущества налогоплательщика. Объект налогообложения представляет собой часть практического правового инструментария, созданного для того, чтобы что-то обложить налогом, это своего рода спусковой крючок механизма налогообложения. Следовательно, он не может облагаться налогом ни дважды, ни единожды, ни многократно, ни однократно.

Налогом облагается конкретная получаемая налогоплательщиком экономическая выгода, которая и служит экономическим основанием налога1. Например, НДС облагается добавленная стоимость, налогом на прибыль – прибыль, НДФЛ – чистый доход. Исходя из этого, предложенная в законопроекте формулировка, как и формулировка в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», по крайней мере некорректна.

Можно было бы говорить, что одна и та же экономическая выгода должна облагаться только одним налогом и только однократно. Вместе с тем, если вводится налог, которым облагается добавленная стоимость, но который называется при этом специальным налогом (пример из налоговой практики начала 1990-х гг.)2, это означает, что взимается тот же НДС (если принимать во внимание суть налога, а не его название). В данном случае мы имеем дело с формой повышения ставки налога. Повышение ставки налога – дискреция законодателя, поэтому можно обсуждать лишь допустимость такой формы повышения ставки.

Если же говорить о запрете использовать один и тот же объект налогообложения дважды, то и он вызывает сомнения: факт реализации одновременно выступал объектом налогообложения по НДС, акцизу, налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу с продаж.

По-видимому, необходимо в первую очередь определиться, что же специалисты понимают под принципом однократности налогообложения.

________________________
1 Подробнее см.: Зарипов В.М. Понятие и структура налоговой льготы // Налоговед. 2012. № 10.

2Подпункт «а» п. 25 Указа Президента РФ от 22.12.1993 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней».
________________________