ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Август 2014года
Зарубежный опыт

Конституционный трибунал и Высший административный суд Польши об установлении и отмене налоговых льгот

Вопрос о соответствии правового регулирования налогообложения, в частности установления и отмены льгот, основным конституционным принципам сохраняет свою остроту во многих странах. В Польше решить эту проблему и улучшить толкование налоговых норм помогает судебная практика

С. Преснарович, судья Высшего административного суда Польши, адъюнкт юридического факультета Университета в Белостоке, канд. юрид. наук
E-mail: nalogoved@nalogoved.ru

Правосудие в Польше осуществляется Верховным судом, судами общей юрисдикции, административными и военными судами (ст. 175 Конституции Республики Польша; далее – Конституция). Суды и трибуналы – особая и независимая ветвь власти (ст. 173 Конституции). В применении налогового законодательства в Польше важное значение имеет судебная практика. Это вытекает из конституционного положения, согласно которому у каждого есть право на справедливое и гласное рассмотрение дела компетентным, независимым, беспристрастным судом (ст. 45 Конституции).

Особую роль в судебной практике играет Конституционный трибунал, который рассматривает дело о соответствии налоговых законов конституционным нормам (п. 1 ст. 188 Конституции). В случае если какое-либо налоговое законоположение не соответствует Конституции, лица, перечислившие на его основе налог, имеют право на возврат уплаченной суммы1. Процедуры возврата подробно описаны в Законе от 29.08.1997 – Положении о налогах2.

Важную роль в контроле установления и отмены налоговых льгот играют административные суды

Установление налогов и других публичных сборов, субъектов налогообложения, налоговых ставок, принципов установления льгот, а также категорий субъектов, освобожденных от налогообложения, производится путем принятия соответствующего закона (ст. 217 Конституции). Конституционный трибунал согласился с тем, что статья 67 Положения о налогах не соответствует Конституции3. Он указал, что данная статья предоставляет полномочия на отмену налоговых недоимок, составляющих доходы бюджета государства или процентов за просрочку этих задолженностей. Аннулирует налоговые недоимки министр финансов. Эти положения находятся в разделе, регулирующем дела, связанные с прекращением налоговых обязанностей.

Прекращение налоговых обязанностей происходит полностью или частично вследствие уплаты или взыскания налога, истечения давности, уплаты надлежащей суммы, вытекающей из решения о налоговой ответственности (ст. 59 Положения о налогах). Прозрачное урегулирование вопросов о прекращении налоговых обязанностей имеет существенное значение для работы налоговой системы Польши. Принципы и порядок аннулирования налоговых недоимок, а также связанные с этим последствия устанавливаются законом. Передача полномочий министру финансов нарушает статью 217 Конституции.

Конституционный трибунал указал также, что это положение не уточняет, как надо понимать публичный интерес или важный интерес налогоплательщика, и тем самым дает министру финансов полную свободу модифицировать законные нормы. По этим причинам оно не соответствует пункту 1 статьи 92 Конституции, а кроме того, не дает указаний, каковы цели распоряжений министра, что также противоречит конституционным нормам.

В другом деле Конституционный трибунал4 рассмотрел абзац первый пункта 3 «г» статьи 21 Закона от 26.07.1991 о подоходном налоге с физических лиц, который исключает освобождение от налогов сумм возмещения вреда, полученных на основании заключенного в суде мирового соглашения. Он пришел к выводу, что эта норма не соответствует статье 2 и пункту 1 статьи 32 Конституции.

Как указал Конституционный трибунал, полученное возмещение вреда освобождено от уплаты подоходного налога с физических лиц (если его сумма или принципы определения прямо вытекают из отдельных законоположений или исполнительных положений, изданных на основе этих законов). Оспариваемое положение исключает освобождение, если возмещение ущерба определено в договоре.

Таким образом, правовые решения, принятые в двух отраслях права, не соответствуют принципу демократического государства в части возмещения ущерба, определенного судебным соглашением. По мнению Конституционного трибунала, такое несоответствие ведет к утрате доверия гражданина к государству и его законодательству.

С одной стороны, законодатель уговаривает стороны окончить производство, заключив мировое соглашение без судебного акта, а с другой – обжалуемое налоговое законоположение налагает на лицо своего рода финансовую санкцию в форме обязанности уплатить налог на полученное возмещение ущерба. Для истца это двойное обременение, потому что, заключая соглашения, он пошел на уступки в виде возмещения меньшей суммы ущерба или худших условий (например, рассрочки платежа). И хотя мировое соглашение, несомненно, облегчает работу органов правосудия и понижает расходы на их функционирование, заключивший его потерпевший, которому законодатель приказывает платить налог, попадает в ловушку.

Это вызывает недовольство граждан, доверяющих институтам правосудия. Обременение налогом возмещения ущерба, полученного на основании судебного мирового соглашения, может вызвать у потерпевших обоснованные подозрения в коварстве суда: стремясь облегчить себе работу, он уговаривает стороны подписать соглашение, при этом указывает на полезные следствия такого разрешения дела, но не акцентирует внимание на последствиях в виде возникновения налоговой обязанности.

Под влиянием судебной практики в Польше улучшилось качество толкования норм налогового права

Подытоживая, можно сказать, что согласно судебной практике Конституционного трибунала освобождение от налогообложения, а также налоговые льготы нацелены на стимулирование экономического развития5.

По вопросам определения и отмены налоговых льгот в Польше высказывается не только Конституционный трибунал, но и Высший административный суд.

Административные суды играют важную роль в контроле установления и отмены налоговых льгот. Все субъекты – как физические, так и юридические лица – могут обжаловать решения по налоговым спорам.

В Польше нет судебного прецедента. Решения по налоговым делам, вступившие в законную силу, обязывают всех субъектов: прежде всего стороны, а также суд, но только по данному делу. Выводы суда могут использоваться в похожих налоговых спорах. В научной литературе подчеркивается, что единство практики административных судов – одна из самых важных ценностей, влияющих на правосудие.

Постановления Высшего административного суда принимаются в составе семи судей, всей палатой или в полном составе Суда. В правовой доктрине подчеркивается, что мнение по абстрактному постановлению обязывает все составы административных судов6. В случае же принятия постановления по конкретному делу им связан только состав суда, рассматривающий спор. Постановление, принятое в составе семи судей, по данному делу обязательно7.

Административные суды низшей инстанции (воеводские административные суды), а также Высший административный суд часто рассматривают дела о применении налоговых льгот. При этом, как подчеркнул Высший административный суд8, при освобождении от налогообложения по усмотрению налогового органа надо принимать во внимание не только чрезвычайные ситуации (стихийные бедствия), но и экономическое положение налогоплательщика.

Рассматривая публичный интерес при вынесении налоговых решений, следует учитывать, что к важнейшим принципам польского правопорядка относится принцип nullum tributum sine lege9, означающий, что никого нельзя обременять публично-правовым сбором без установления законом. Например, субъект налогообложения должен быть определен в законе. Это один из принципов, определяющих границу вмешательства государства в права и свободы граждан и направленных на защиту прав личности. Его соблюдение лежит в основе публичного интереса.

При этом Воеводский административный суд в Гожуве-Великопольском подтвердил10, что положение Постановления гминного11 Совета об освобождении от налога на недвижимость хозяйственных помещений пенсионеров и лиц, которым исполнилось 55 лет, противоречит статье 217 Конституции и пункту 3 статьи 7 Закона о налогах и местных сборах.

По другому делу Высший административный суд12 отметил, что обратная сила освобождения от обложения налогом на наследство и дарение привела бы к разному отношению к налогоплательщикам, приобретающим наследство в тот же день того же года. Налогоплательщик, не оформивший наследство, мог бы исполнить формальные требования после вступления в силу закона. Такой возможности был бы лишен наследник, который, не зная о будущем законе, провел налоговое производство в 2006 г. Подобная дифференциация противоречит принципам всеобщности и равенства налогообложения.

Как указал Высший административный суд13, согласно статье 217 Конституции законодатель не только вправе, но и обязан определить категории субъектов, освобожденных от налогообложения, исключительно в законе. Законодатель четко определил, кто и при каких условиях освобожден от налогообложения, а также кто пользуется этим освобождением. Это означает, что данное урегулирование вводилось с учетом принципа правовой определенности.

Особого внимания заслуживает и роль судов в толковании налогового права, в том числе при установлении и отмене налоговых льгот. За последние 30 лет налоговые органы в своих решениях под влиянием практики Верховного суда, Конституционного трибунала и административных судов улучшили качество толкования норм налогового права, применяя наряду с лингвистическим также системное и целевое толкование. Вступление Польши в Европейский союз возложило обязанность ознакомления налоговых органов с практикой судов ЕС, а также применяемым ими толкованием права ЕС14.

Суть спора

 

Региональное министерство финансов обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу о взыскании основного долга по договору займа, процентов за пользование им и неустойки за просрочку возврата займа и уплаты процентов. Суд утвердил мировое соглашение – министерство отказалось от взыскания части суммы, должнику предоставлена рассрочка по уплате основного долга.

Заключение мирового соглашения было расценено налоговым органом как признание долга, то есть получение внереализационного дохода, который в нарушение пункта 18 статьи 250 НК РФ не был учтен Обществом при исчислении налога на прибыль.

Суд первой инстанции занял позицию Общества, указав, что последнее в ходе рассмотрения дела о взыскании задолженности исковые требования министерства не признало. Однако апелляционный суд, поддержанный кассационным судом, согласился с позицией налогового органа: заключив мировое соглашение с условием отказа кредитора от взыскания части сумм, Общество тем самым согласилось с прощением долга в этой части и, как следствие, признало наличие указанной задолженности.

От редакции

Среди представленных автором статьи примеров судебной практики следует выделить Определение Конституционного трибунала от 29.11.2006, которым признана не соответствующей Конституции норма Закона о подоходном налоге с физических лиц, исключающая освобождение от налога сумм возмещения вреда, полученных на основании заключенного в суде мирового соглашения.

По законодательству полученное возмещение вреда освобождено от уплаты налога, но если оно определено соглашением сторон – освобождение от налогообложения исключается. Суд признал, что такое несоответствие в разных отраслях права ведет к утрате доверия гражданина к государству и его законодательству: истец (потерпевший) попадает в ловушку законодателя, который сначала уговаривает его заключить мировое соглашение, а затем приказывает платить налог.

В России схожий вопрос в 2013 г. был рассмотрен Президиумом ВАС РФ15 (см. текст во врезке).

В данном случае причиной спора стало расширительное толкование налоговым органом норм статей 250 и 265 НК РФ.

Президиум ВАС РФ, отменив решения кассационного и апелляционного судов по жалобе Общества, оставил в силе решение суда первой инстанции. По его мнению, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что отказ министерства от части требований, включенный в мировое соглашение в качестве условия, не может быть квалифицирован как прощение долга кредитором при отсутствии признания этого долга должником (Обществом) либо подтверждения соответствующей обязанности вступившим в законную силу решением суда.

Президиум ВАС РФ особо заметил, что налогоплательщик, принявший меры к урегулированию взаимных требований путем достижения мирового соглашения при разбирательстве дела в суде, не может быть поставлен в худшее положение, чем налогоплательщик, таких мер не принимавший. Иначе нарушаются принципы нейтральности и равенства налогообложения. К однородным с экономической точки зрения отношениям при отсутствии специальных указаний в налоговом законе должны применяться единые налоговые последствия.

Как видим, и в Польше, и в России суды рассмотрели возникновение обязанности уплаты налога с позиции не только налогового законодательства. В данном случае были учтены цели и задачи процессуального законодательства.

1 Gomul/owicz A., Mal/ecki J. Podatki i prawo podatkowe. Warszawa, 2006. S. 154.
2 Tekst jedn. Dz. U. z 2012 r. Poz. 749 ze zm.
3 См.: Определение от 09.11.1999 (шифр дела K 28/98).
4 См.: Определение Конституционного трибунала от 29.11.2006 (шифр дела SK 51/06).
5 См.: Определение Конституционного трибунала от 25.04.2001 (шифр дела К 13/01).
6 Hauser R., Kabat A. Uchwal/y Naczelnego Sdu Administracyjnego w nowych regulacjach procesowych // Pan’stwo i Prawo. 2004. № 2. S. 36.
7 Все постановления Высшего административного суда публикуются в официальных сборниках судебной практики, а также на его веб-странице – URL: http://www.nsa.gov.pl/.
8 См.: Определение Высшего административного суда от 06.08.2009 (шифр дела I FSK 871/08).
9 Нет налога без закона (лат.).
10 См.: Определение Воеводского административного суда от 16.06.2009.
11 Гмина (польск. gmina – волость) – название административно-территориальной единицы в Польше.
12 См.: Определение Высшего административного суда от 20.08.2009 (шифр дела II FSK 645/08).
13 См.: Определение Высшего административного суда от 23.10.2012 (шифр дела I FSK 2148/11).
14 Brzezin’ski B., Kalinowski M. Europejskie prawo podatkowe w s’wietle orzecznictwa Europejskiego Trybunal/u Sprawiedliwos’ci. Gdan’sk, 2001.
15 См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 22.10.2013 № 3710/13 по делу ОАО «Авиакор – авиационный завод».