ещё
свернуть
Все статьи номера
10
Октябрь 2014года
Комментарии

Тайны налоговой тайны

В июле 2014 г. на Едином портале правовой информации regulation.gov.ru был размещен законопроект о внесении изменений в пункт 6 статьи 102 части первой НК РФ. Он в полной мере возлагает на антимонопольные органы обязанности по работе, хранению и распространению сведений, составляющих налоговую тайну, и ответственность за их утрату или разглашение

Э.М. Цыганков, член Президиума Российской ассоциации налогового права, канд. юрид. наук
E-mail: nalogoved@nalogoved.ru

На публичное обсуждение проект Федерального закона «О внесении изменений в пункт 6 статьи 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»1 (далее – законопроект) был вынесен ФАС России. Его цель – не допустить разглашения сведений, представляющих собой налоговую тайну, сотрудниками антимонопольного органа.

В качестве основания для разработки законопроекта ФАС России называет необходимость устранения правовой неопределенности, которая возникает при хранении и доступе к данным, содержащим налоговую тайну. Такие сведения антимонопольный орган может получить на основании пункта 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции2. Согласно этой норме коммерческие и некоммерческие организации, органы государственной власти и местного самоуправления, а также физические лица обязаны представлять в антимонопольный орган информацию (в том числе составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну).

НК РФ предлагает довольно расплывчатые критерии отнесения информации к налоговой тайне

Налоговым кодексом РФ обязанности и ответственность, связанные с налоговой тайной, полностью возлагаются на лиц, получающих сведения о налогоплательщике в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции (п. 6 ст. 102). Передача информации происходит, когда государственные служащие и работники некоторых организаций подают в кадровые службы данные о доходах и имуществе. Законопроект добавляет в названную норму Налогового кодекса РФ также антимонопольное законодательство, но на этом все изменения и заканчиваются.

Как информация о налогоплательщике становится налоговой тайной

До последнего времени автор был уверен, что в статье 102 НК РФ определены органы и организации, имеющие право получать информацию о налогоплательщике (налоговую тайну). Поэтому после первого ознакомления с текстом законопроекта возник целый ряд вопросов.

Почему ФАС России ограничилась поправками в пункт 6 названной статьи и не включила себя в установленный пунктом 1 той же статьи перечень организаций, к которым стекается налоговая тайна? Может быть, антимонопольная служба принципиально отличается от органов, упомянутых в этой норме? И в чем особенности положений пункта 6 статьи 102 НК РФ?

Согласно пункту 1 статьи 102 НК РФ «налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике».

Из представленной формулировки следует, что любая информация о налогоплательщике, полученная перечисленными органами, составляет налоговую тайну. При этом не устанавливается запрет или иное ограничение для других органов и организаций получать такие сведения!

Перечисленным в пункте 1 статьи 102 НК РФ органам не даны особые полномочия на получение информации, содержащей налоговую тайну, – на них возложены обязанности по соблюдению для нее специального режима, ее хранению и предоставлению. Полномочиями на получение сведений о налогоплательщике их наделяют иные нормы Налогового кодекса РФ и специальных законов, устанавливающих компетенцию этих органов.

Получается, чтобы признать сведения налоговой тайной, они должны отвечать всего двум критериям:

  • это информация о налогоплательщике;
  • она поступает в органы, указанные в пункте 1 статьи 102 НК РФ.

Но, как представляется, этого недостаточно, чтобы определить ту грань, за которой полученные данные переходят в категорию налоговой тайны. Более того, в названой статье заложена мина под расширительное толкование закрепленных в ней норм. Например, налоговую тайну составляют любые полученные сведения, а значит, к ней нельзя отнести информацию, еще не полученную соответствующими органами и организациями. Также текст пункта 1 статьи 102 НК РФ не исключает толкования, при котором налоговой тайной будут считаться сведения, полученные всеми перечисленными органами и организациями одновременно.

Противоречия останутся, пока закон не определит правовой статус участников налоговых правоотношений

Необходимо отметить, что за несоблюдение режима налоговой тайны законодательством предусмотрены жесткие меры ответственности. Однако Налоговый кодекс РФ предлагает довольно расплывчатые критерии отнесения информации к налоговой тайне и не запрещает любым другим органам получать данные, которые могут подпадать под эту категорию.

Кто налоговую тайну получает и кто за это отвечает

Инициатива ФАС России заслуживает признания. Есть основания полагать, что кроме антимонопольных существуют и другие органы, у которых имеется право получать информацию, но нет обязанности соблюдать режим ее использования.

Теперь понятнее, почему ФАС России не вписалась в перечень организаций, установленный пунктом 1 статьи 102 НК РФ.

Во-первых, упоминание в перечне не дает полномочий на получение и использование налоговой тайны.

Во-вторых, антимонопольная служба, в отличие от упомянутых в этой норме органов, которые являлись или являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, работает в другой сфере правоотношений. Поэтому к ней не может поступать информация от налогоплательщика – антимонопольные органы получают сведения от субъектов отношений, регулируемых законодательством о защите конкуренции.

Правда, среди этой информации может быть такая, которая одновременно представляет собой налоговую тайну. Именно для этого случая и вводятся поправки в пункт 6 статьи 102 НК РФ. Законопроектом специальный режим распространяется также на данные, полученные антимонопольным органом в процессе его деятельности на основании законодательства о защите конкуренции и по формальным признакам относящиеся к сведениям, содержащим налоговую тайну.

В настоящее время пункт 6 статьи 102 НК РФ обязывает органы и организации, которые получают информацию о налогоплательщике в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции, соблюдать специальный режим ее хранения и передачи. Сведения о налогоплательщике поступают в виде справок о доходе и имуществе от работников и служащих вне отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Следовательно, включать такие органы и организации в число участников налоговых правоотношений некорректно. Названная норма налагает на них обязанность соблюдать режим налоговой тайны для информации, полученной в рамках иного (неналогового) законодательства.

Наверное, налогоплательщикам было бы спокойнее, если бы в пункте 6 статьи 102 НК РФ речь шла обо всех случаях получения информации о них, а не только в рамках законодательства о противодействии коррупции и защите конкуренции. Но это, видимо, уже другая история, как и вопрос о соотношении перечня, предусмотренного пунктом 1 названной статьи, с перечнем участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст. 9 НК РФ).

На сегодня из государственных органов в списке участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, остались только налоговые и таможенные. В связи с этим может возникнуть еще один вопрос: нет ли законодательного противоречия в том, что информация, поступающая в органы внутренних дел, следственные органы и органы государственного внебюджетного фонда, признается налоговой тайной?

На взгляд автора, такое противоречие будет существовать до тех пор, пока закон не даст четкого определения правового статуса участника отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

1 URL: http://regulation.gov.ru/project/15532.html.
2 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».