ещё
свернуть
Все статьи номера
11
Ноябрь 2014года
Поиск решения

Субсидиарная ответственность руководителей компаний: новые риски

Автор обращается к вопросам обоснованности рассмотрения судами общей юрисдикции споров о субсидиарной ответственности руководителя по налоговым обязательствам организации. В статье анализируются негативные последствия, к которым приводит практика привлечения к субсидиарной ответственности без возбуждения дела о банкротстве

К.А. Куликова, юрист «Пепеляев Групп», адвокат
E-mail: info@pgplaw.ru

Проблема подведомственности споров

Согласно общему правилу российского гражданского законодательства юридическое лицо самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам (ч. 3 ст. 56 ГК РФ). Но в установленных законом случаях по обязательствам организации может отвечать руководитель.

Один из таких случаев предусмотрен статьей 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). В соответствии с пунктом 2 указанной статьи нарушение руководителем обязанности по подаче заявления о признании организации банкротом влечет субсидиарную ответственность руководителя по обязательствам этой организации.

Порядок привлечения к такой ответственности также урегулирован Законом о банкротстве. В частности, пунктом 5 статьи 10 установлено, что заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности как по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, так и по основаниям, предусмотренным иным законодательством РФ, рассматриваются арбитражным судом в деле о банкротстве должника.

Решение Нижегородского областного суда (Апелляционное определение от 25.06.2013 по делу № 33-5584/2013)

 

Суд, взыскивая задолженность с руководителя, установил, что в ходе хозяйственной деятельности Общество не уплатило установленные законодательством налоги и сборы, в результате чего имеется задолженность, Общество отвечает признакам неплатежеспособности и признакам недостаточности имущества. В связи с этим у руководителя должника возникла предусмотренная ст. 9 Закона о банкротстве обязанность обратиться с заявлением должника в арбитражный суд. Поскольку руководитель должника с таким заявлением не обращался, судебная коллегия признала законными и обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для возложения на руководителя субсидиарной ответственности по обязательствам должника.

Несмотря на это, в практике судов общей юрисдикции усиливается тенденция удовлетворять иски о взыскании задолженности юридических лиц по налогам с руководителей в порядке субсидиарной ответственности, в отсутствие факта возбуждения дела о банкротстве в отношении организации-должника. В качестве оснований таких исков налоговые органы указывают на наличие у организации признаков банкротства в связи с неисполнением в течение более чем трех месяцев налоговых обязательств и на нарушение руководителем обязанности по обращению в арбитражный суд с заявлением о банкротстве.

Суды общей юрисдикции, ссылаясь на то, что иск предъявлен к физическому лицу, все чаще рассматривают дела по существу и принимают решения в пользу налоговых органов (см. текст на полях). Примерами могут послужить многочисленные судебные акты за 2012–2014 гг.1

В то же время анализ практики судов общей юрисдикции по данной категории дел показал, что в разных регионах этот вопрос решается по-разному. Существует противоположная позиция, согласно которой суды отказывают в принятии заявлений о привлечении руководителя к субсидиарной ответственности в связи с неподведомственностью спора на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ2, а по принятым делам прекращают производство в порядке статьи 220 ГПК РФ без рассмотрения таких заявлений по существу3.

По нашему мнению, эта позиция судов общей юрисдикции наиболее согласуется с действующими нормами Закона о банкротстве, положениями Арбитражного процессуального кодекса РФ и Гражданского процессуального кодекса РФ о подведомственности споров.

В июне 2014 г. Верховный Суд РФ дал разъяснения по этому вопросу4. Он отметил, что деятельность, осуществляемая ФНС России, по своему характеру не является предпринимательской или иной экономической деятельностью, поскольку целей извлечения прибыли не преследует. Требования налогового органа о привлечении к субсидиарной ответственности на основании пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве по обязательствам должника по уплате обязательных платежей предъявляются к руководителю должника как физическому лицу. Следовательно, исходя из характера возникающих правоотношений и их субъектного состава указанные требования налогового органа в случае, если ко времени рассмотрения дела судом производство по делу о банкротстве в отношении должника не возбуждалось либо было прекращено, подлежат рассмотрению судом общей юрисдикции.

Представляется, что правовая позиция Верховного Суда РФ небезупречна по следующим основаниям.

Во-первых, субсидиарная ответственность контролирующих лиц обусловлена неплатежеспособностью юридического лица в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Суть ответственности состоит в том, что на руководителя переходит бремя удовлетворения долга, возникшего из предпринимательской деятельности организации. Кроме того, руководитель в данном случае действует не как физическое лицо, а как орган юридического лица (ст. 53 ГК РФ). Споры по искам о привлечении к ответственности лиц, входящих или входивших в состав органов управления юридического лица, являются корпоративными и подведомственны арбитражным судам (п. 4 ст. 225.1 АПК РФ)5. Следовательно, характер спорного правоотношения не свидетельствует о подведомственности этой категории дел судам общей юрисдикции.

Во-вторых, для рассмотрения таких дел суду необходимо установить:

  • состав и размер денежных обязательств юридического лица;
  • признаки неплатежеспособности юридического лица (ст. 3 Закона о банкротстве);
  • возникновение обязанности по подаче заявления о признании себя банкротом (ст. 9 Закона о банкротстве);
  • размер ответственности контролирующего лица (ст. 10 Закона о банкротстве).

Усиливается тенденция удовлетворения исков о взыскании задолженности юридических лиц с руководителей в порядке субсидиарной ответственности

Таким образом, суд должен использовать законодательство о банкротстве, применение которого является исключительной компетенцией арбитражных судов (ст. 33 АПК РФ). В связи с этим представляется правильной точка зрения, что спор из отношений, возникших при неплатежеспособности юридического лица, относится к специальной подведомственности арбитражного суда6.

Другие вопросы рассмотрения дел о субсидиарной ответственности

Кроме проблемы подведомственности рассматриваемой категории дел встает вопрос о привлечении руководителей к субсидиарной ответственности без признания организации банкротом в установленном порядке.

Верховный Суд РФ полагает возможным рассмотрение исков о субсидиарной ответственности при отсутствии процедуры банкротства7. Однако, как показывает судебная практика, многие суды общей юрисдикции приходят к выводу, что субсидиарная ответственность руководителя возникает только в случае, если банкротство установлено вступившим в законную силу решением арбитражного суда8.

На наш взгляд, суды обоснованно полагают, что в отсутствие решения арбитражного суда недостаточность имущества должника не является подтвержденной, а определение действительного размера субсидиарной ответственности не представляется возможным. Такой подход стоит признать верным, поскольку необходимым условием для привлечения указанных в Законе о банкротстве лиц к субсидиарной ответственности служит не простая неплатежеспособность должника, то есть неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, а признание этих обстоятельств арбитражным судом в связи с признанием должника банкротом9.

Рассмотрение дел о субсидиарной ответственности судами общей юрисдикции порождает также проблему преимущественного удовлетворения требований и негативных последствий для других кредиторов организации-неплательщика.

Привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности при соблюдении установленной законом процедуры в рамках дела о банкротстве предусматривает, что взысканные с них денежные средства включаются в конкурсную массу (п. 8 ст. 10 Закона о банкротстве). Следовательно, в дальнейшем гарантированно могут быть распределены между всеми имеющимися кредиторами. В то время как удовлетворение требований налогового органа о субсидиарной ответственности судами общей юрисдикции в отсутствие возбужденной процедуры банкротства представляет собой погашение долга единственного кредитора, что ведет к нарушению очередности удовлетворения требований. В соответствии с Законом о банкротстве требования налоговых органов относятся к третьей очереди наряду с иными кредиторами, для них не предусмотрено какого-либо приоритетного удовлетворения.

Полагаем, что практика судов общей юрисдикции по взысканию налогов с контролирующих лиц организаций вне дела о банкротстве приводит к нарушению пропорционального удовлетворения требований. Представляется возможным даже последующее признание недействительным исполнения подобного акта суда общей юрисдикции как влекущего предпочтение одному из кредиторов в порядке норм, предусмотренных главой III.1 Закона о банкротстве (п. 3 ст. 61.1, ст. 61.3).

Следует обратить внимание и на вопрос, связанный с предоставлением судами общей юрисдикции неравной судебной защиты по таким делам.

Как показал анализ практики, суды общей юрисдикции удовлетворяют требования о привлечении к субсидиарной ответственности исключительно в пользу налоговых органов, но не иных кредиторов. В разъяснениях Верховного Суда РФ также идет речь только о требованиях налогового органа. Служит ли такое разъяснение ограничением для обращения с подобными исками в суд общей юрисдикции для иных кредиторов организаций-должников? Если ограничение предполагается, то непонятно, с чем связано неравенство субъектов, претендующих на защиту.

Решение Архангельского областного суда (Апелляционное определение от 21.10.2013 по делу № 33-6080/13)

 

Суд отказал лицу в иске к руководителю. При этом он дополнительно указал, что наличие кредиторской задолженности в определенный момент само по себе не носит неустранимого характера и может быть исправлено в ходе хозяйственной деятельности должника, следовательно, не является единственным критерием, характеризующим финансовое состояние должника, и основанием для немедленного обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве.

Исходя из существующей практики, аналогичные требования, предъявленные иными кредиторами к контролирующим лицам в таких же обстоятельствах, не находят поддержки в судах общей юрисдикции. Так, по мнению Красноярского краевого суда, само по себе обстоятельство, что ответчик в нарушение требований Закона о банкротстве не подал заявления о несостоятельности Общества, не служит основанием для удовлетворения его требований и привлечения к субсидиарной ответственности по долгам организации10. При этом аналогичное заявление налогового органа он удовлетворил, указав, что председатель ликвидационной комиссии, не исполнивший обязанности по подаче заявления о признании его банкротом, является лицом, которое подлежит привлечению к субсидиарной ответственности в целях возмещения убытков уполномоченному органу11.

Примерами подобных отказов могут послужить также решения Хабаровского краевого суда12 и Архангельского областного суда (см. текст на полях).

Таким образом, по делам о субсидиарной ответственности суды общей юрисдикции, не обеспечивая равной защиты прав сторон в одних и тех же условиях, безосновательно отдают предпочтение налоговым органам.

Формированием практики применения норм права как для арбитражных судов, так и для судов общей юрисдикции займется объединенный Верховный Суд РФ. Это позволяет надеяться, что в ближайшее время совместными усилиями судей экономической и гражданской коллегий будут решены проблемы подведомственности споров о взыскании налоговой задолженности с руководителей организаций, а также отсутствия единообразия по существу применения норм Закона о банкротстве.

 

***

Итак, из проведенного анализа законодательства следует, что заявление о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя может быть рассмотрено:

  • только арбитражным судом, но не судом общей юрисдикции и не мировым судьей;
  • лишь в рамках дела о банкротстве юридического лица;
  • в период, когда во время конкурсного производства стало достоверно известно о недостаточности имущества юридического лица для погашения его обязательств в полном объеме;
  • до завершения процедуры банкротства.
1 См.: апелляционные определения Суда ЯНАО от 17.06.2013 по делу № 33-1191/2013; Красноярского краевого суда от 03.12.2012 по делу № 33-10545/2012; Заочное решение мирового судьи судебного участка № 3 Чебоксарского района Чувашской Республики по делу № 2-Х/2013 (URL: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=710&id=1423583).
2 См.: апелляционные определения Бийского городского суда Алтайского края от 19.07.2012 по делу № 11-166/2012; Нижегородского областного суда от 23.04.2013 по делу № 33-3614/2013 (URL: https://rospravosudie.com); Определение Мончегорского городского суда Мурманской области от 02.02.2011 по делу № 11-12/2011 (URL: http://www.gcourts.ru/case/424103).
3 См.: апелляционные определения Новгородского областного суда от 13.11.2013 по делу № 2-227/13-33-1888; от 21.05.2013 по делу № 33-4076/2013.
4 Обзор судебной практики ВС РФ за 4-й квартал 2013 г. (утв. Президиумом ВС РФ 04.06.2014; далее – Обзор).
5 См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица».
6 См.: Цыганкова И.Н. Проблемы применения положений Закона о банкротстве о субсидиарной ответственности виновных лиц // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 7. С. 25–30.
7 Пункт 1 Обзора.
8 См., например: апелляционные определения Курганского областного суда от 10.07.2014 по делу № 33-2028/2014; Кировского областного суда от 16.01.2014 по делу № 33‑17/2014(33-4549/2013); Ростовского областного суда от 07.10.2013 по делу № 33-12814/13; Красноярского краевого суда от 18.11.2013 по делу № 33-10648; Орловского областного суда от 13.08.2013 по делу № 33-1731; Челябинского областного суда от 07.11.2013 по делу № 11-11369/2013; решения Кировского районного суда г. Красноярска от 16.06.2011 по делу № 2-1382/2011; Свердловского районного суда г. Красноярска от 23.05.2011 (URL: http://www.gcourts.ru/case/2843293).
9 См.: Цыганкова И.Н. Указ. соч.
10 См.: Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 22.05.2013; Решение Советского районного суда г. Красноярска от 20.08.2012 по делу № 33-4766/2013.
11 См.: Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 03.12.2012 по делу № 33-10545/2012.
12 См.: апелляционные определения Хабаровского краевого суда от 31.01.2014 по делу № 33-581; от 06.11.2013 по делу № 33-7165/2013.