ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2015года
Зарубежный опыт

Налоговые льготы в особых экономических зонах Индии

В статье рассматривается специфика функционирования особых экономических зон в Индии, с которой Россия сотрудничает в рамках БРИКС. Автор отмечает более высокую степень проработанности соответствующего законодательства в сравнении с российским и значительную роль судебной практики в восполнении правовых лакун

М.А. Митин, научный сотрудник Лаборатории сравнительно-правовых исследований Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, канд. юрид. наук
E-mail: nalogoved@nalogoved.ru

Из постколониальной страны Индия давно превратилась в крупного и серьезного участника экономических отношений. Обладая внушительными ресурсами, она занимает лидирующие позиции в производстве медикаментов, текстиля и стали. Ее научно-технический потенциал позволяет подготавливать высококвалифицированных специалистов в таких областях, как программирование, инженерия, медицина и фармацевтика.

Вследствие объявленного Правительством РФ «разворота» экономики на Восток значение сотрудничества с Индией будет только расти.

Законодательная база особых экономических зон в Индии

Одно из направлений развития экономических отношений с Индией – участие в деятельности ее особых экономических зон (далее – ОЭЗ).

Основные положения об их создании и функционировании закреплены в Законе об особых экономических зонах 2005 г.1 (далее – Закон об ОЭЗ), который вместе с принятым в дополнение к нему Регламентом ОЭЗ2 вступил в силу 10 февраля 2006 г.3

Любое физическое или юридическое лицо независимо от того, является оно резидентом Индии или нет, может инициировать создание одного из трех типов особой экономической зоны (см. текст на полях) в этой стране. ОЭЗ выведены из состава внутренней тарифной территории (Domestic Tariff Area), на которой действует общий порядок налогообложения и взимания пошлин (п. i ст. 2 Закона об ОЭЗ). Они специально обозначены беспошлинными анклавами и рассматриваются в качестве зарубежных территорий при проведении торговых операций, взимании пошлин и установлении тарифов4.

Создание и функционирование особых экономических зон направлено главным образом на экспорт индийских товаров и услуг. Однако они могут использоваться и для импорта (см. текст на полях). Доктрина ОЭЗ состоит как в принятии мер фискального характера, так и в предоставлении прав и уступок5.

Типы ОЭЗ в Индии

 

В ст. 6 Закона об ОЭЗ выделяется три типа особых экономических зон:

промышленные территории, на которых могут быть размещены подразделения, производящие товары или оказывающие услуги;

территории, предназначенные исключительно для целей ведения торговли или хранения;

непромышленные территории для осуществления иных видов деятельности, отличных от указанных выше.

Исходя из статьи 26 Закона об ОЭЗ каждое лицо, получившее разрешение на ведение деятельности в особой экономической зоне, имеет право:

  • на освобождение от всякой обязанности по уплате:
    — таможенных пошлин применительно к товарам (услугам), ввезенным (оказанным) в ОЭЗ, или применительно к тем видам деятельности, на ведение которых в ОЭЗ соответствующее лицо получило разрешение от индийских властей;
    — таможенных пошлин применительно к товарам (услугам), экспортированным из ОЭЗ за пределы Индии;
    —акциза применительно к товарам, перемещенным с внутренней тарифной территории в ОЭЗ, или к тем видам деятельности, на ведение которых в ОЭЗ соответствующее лицо получило разрешение от индийских властей;
  • на возврат пошлин или других льгот, которые могут допускаться время от времени применительно к товарам (услугам), перемещенным (оказанным) с внутренней тарифной территории в ОЭЗ или для лица, получившего разрешение на ведение деятельности в такой зоне, или применительно к услугам, оказанным в ОЭЗ, а также к тем видам деятельности, на ведение которых в ОЭЗ соответствующее лицо имеет разрешение от индийских властей, но само находится за пределами Индии;
  • на освобождение от уплаты налога:
    — на услуги применительно к налогооблагаемым услугам, оказанным лицу, получившему разрешение на ведение деятельности в ОЭЗ;
    — на операции с ценными бумагами, если такие налогооблагаемые операции совершены нерезидентом через центр международных финансовых услуг, расположенный в ОЭЗ;
    — с продаж или на приобретение товаров (за исключением газет), если такие товары предназначены для тех видов деятельности, на ведение которых в ОЭЗ соответствующее лицо имеет разрешение от индийских властей.

При этом всякие товары, вывезенные из особой экономической зоны на внутреннюю тарифную территорию, облагаются таможенными пошлинами, включая антидемпинговые, компенсационные и оградительные, если они применимы для импорта таких товаров (ст. 28 Закона об ОЭЗ). В свою очередь, ставка пошлины и тарифная оценка товаров, вывезенных из особой экономической зоны, равняются ставке и тарифной оценке, действительным на дату вывоза, если же такая дата не определена – на дату уплаты пошлины.

Статья 27 Закона об ОЭЗ предусматривает, что на лиц, получивших разрешение на ведение деятельности в особых экономических зонах, распространяется действие Закона о налоге на доход 1961 г.6 Лица, получившие разрешение на деятельность в индийской ОЭЗ, имеют право на полное освобождение от уплаты налога на доход в течение первого пятилетнего срока такой деятельности, а затем, в течение второго пятилетнего срока, – на сниженную на 50% налоговую ставку (ст. 10АА Закона о налоге на доход 1961 г.).

Таким образом, иностранные лица могут рассчитывать на послабление в уплате налога на доход, если зарегистрируются в ОЭЗ на территории Индии и будут импортировать товары и услуги через свои представительства в этих зонах.

Помимо Закона об ОЭЗ, определяющего освобождение от уплаты общенациональных (по сути, федеральных) налогов, пошлин и сборов, могут приниматься еще и законы штатов Индии. Они предусматривают освобождение от уплаты региональных налогов и сборов. Примером может служить Закон штата Тамил-Наду о приобретении земли для промышленных целей (внесение изменений) 2005 г.7 (см. текст на полях).

Закон штата Тамил-Наду 2005 г.

 

Внесены изменения в Закон 1975 г. Согласно поправкам лица, получившие разрешение на ведение деятельности в ОЭЗ, расположенных в штате Тамил-Наду, освобождены от уплаты дополнительных налогов с продаж, а также на роскошь, развлечения и рекламу (ст. 12 Закона 2005 г.).

Особая экономическая зона как способ ухода от налогов

ОЭЗ стали часто использоваться компаниями для уклонения от уплаты налогов.

До недавнего времени достаточно распространен был следующий способ ухода от налогов: производственные подразделения, созданные и функционировавшие в ОЭЗ, ввозили свою продукцию на внутреннюю тарифную территорию якобы по просьбе представителей иностранных компаний-закупщиков. Те в свою очередь заявляли о намерении затем вывезти эту продукцию из Индии.

Эта схема позволяла материнским компаниям производственных подразделений избегать не только уплаты налога на прибыль, но и ответственности за уклонение от налоговой обязанности. Компании формально не несли ответственности за недобросовестные действия представителей иностранных компаний-закупщиков, на самом деле не вывозивших продукцию из Индии, а направлявших ее на реализацию внутри страны.

Применение такого способа ухода от налогов было возможно вследствие неоднозначности понятия «экспорт». Однако сформировавшаяся в Индии судебная практика восполнила этот законодательный пробел. В частности, Высокий суд штата Андхра-Прадеш в решении по делу «„Свэям консалтэнси прайвэт лимитед“ против инспектора по налогу на доход» от 26.04.2011 указал, что под понятие «экспорт из Индии» не подпадает всякая сделка, совершенная путем продажи или иного действия в магазине, торговом центре или каком-либо другом учреждении, расположенном на территории Индии, если она не включает в себя «очистку» на таможенном посту8.

Общенациональная комиссия по акцизам и таможенным пошлинам Индии9 рекомендовала пересмотреть Закон об ОЭЗ в связи с тем, что она выявила массовые злоупотребления уступками по пошлинам и налогам, приведшие к недополучению к январю 2010 г. 1,75 трлн рупий.

Возможно, Правительство Индии могло бы смириться с утратой значительной части налоговых поступлений. Но сейчас становится все очевиднее, что такой вариант маловероятен. Хотя и слышны доводы о том, что предоставляемые ОЭЗ выгоды от новой экономической деятельности будут больше, чем сумма возмещения государству доходов, недополученных из-за налоговых нарушений10.

О том, что Закон об ОЭЗ служит лазейкой для ухода от налогов, свидетельствует решение Высокого суда штата Тамил-Наду по делу «„Эдвэйт стил роллинг миллз прайвэт лимитед“ против Индии, комиссара по развитию Мадрасской экспортно-операционной зоны в Тамбараме и руководителя налоговой службы Индии» от 27.04.201211.

Компания-заявитель оспаривала обложение экспортной пошлиной поставки металлопроката с внутренней тарифной территории в Мадрасскую экспортно-операционную зону. Истец обосновал свою позицию тем, что по закону экспортные пошлины действуют только в отношении поставки товаров с внутренней тарифной территории за пределы страны, а не поставки в особые экономические зоны. При этом статья 26 Закона об ОЭЗ предусматривает, что экспорт из особых экономических зон не облагается пошлинами.

Высокий суд штата Тамил-Наду принял сторону компании-заявителя. Согласно его решению, поскольку Закон об ОЭЗ представляет собой специальный закон, ответчики не вправе взимать со ссылкой на определение, содержащееся в статье 2 Закона о таможенных органах 1962 г.12, таможенные пошлины с товаров, поставленных с внутренней тарифной территории.

Кроме того, суд обратил внимание на то, что определение термина «экспорт» в пункте m статьи 2 Закона об ОЭЗ является очевидным и носит специальный характер. В связи с чем определение того же понятия в пункте 18 статьи 2 Закона о таможенных органах 1962 г. не может применяться для взимания таможенных пошлин с товаров, поставленных с внутренней тарифной территории в ОЭЗ. Таким образом, со стороны ответчиков недопустимо взимать таможенные пошлины с товаров, поставленных с внутренней тарифной территории подразделениям, расположенным в особых экономических зонах. Обложить такие товары пошлинами можно, только внеся соответствующие изменения в Закон о таможенных органах 1962 г. и в Закон об ОЭЗ.

Действительно, зачем проводить экспортные операции напрямую и уплачивать пошлины, если этого можно избежать по закону, позволяющему создавать в ОЭЗ фирмы-посредники и через них осуществлять те же самые операции? Пока от тотального использования подобной схемы уклонения от уплаты экспортных таможенных пошлин спасает лишь то, что процесс создания и ликвидации фирм в ОЭЗ контролируется государством.

Говоря о налоговых преимуществах для компаний, функционирующих в индийских ОЭЗ, следует отметить, что условия предоставления подобных льгот не всегда однозначны. Как показывает судебная практика, время от времени возникают споры по вопросам толкования законодательства об ОЭЗ и представители налоговых служб Индии выступают с позиции ограничительного толкования законов, а бизнес – расширительного.

Наглядным примером служит решение Высокого суда штата Тамил-Наду по делу «„Свобс Индиа лимитед“ и другие против комиссара муниципалитета Тамбарам, Индии и штата Тамил-Наду» от 30.07.201013 (см. текст на полях).

Дело «Свобс Индиа лимитед» и др.

 

31 индийская компания из ОЭЗ, расположенной в г. Мадрас (Ченнай), оспаривали взимание с них налога на имущество. Они исходили из того, что принадлежащие им строения и сооружения располагались на землях, арендованных ими у государства. Однако Высокий суд штата Тамил-Наду постановил, что независимо от того, возвели заявители сооружения на собственной земле или на арендованной, они являются владельцами тех построек, которые облагаются налогом на имущество.

***

Особые экономические зоны Индии не уникальны по сравнению с ОЭЗ в других странах, в том числе в России. Но следует признать, что, в отличие от Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», индийский Закон об ОЭЗ более конкретный и четкий. Он напрямую устанавливает общенациональные (федеральные) льготы по уплате налогов и пошлин, не отсылая правоприменителя к другим законодательным актам.

Конечно, Закон об ОЭЗ не снимает всех вопросов правоприменения, так как налогообложение резидентов особых экономических зон определяется не только общенациональным, но и региональным законодательством, которое разнится в зависимости от штата. Однако все пробелы и правовые неопределенности, которые могут быть устранены без внесения изменений в законодательство, преодолеваются индийской судебной системой, сформированной по образцу английской. Во многом благодаря тому, что в Индии достаточно развито прецедентное право, Закон об ОЭЗ не подвергается частым изменениям. Это в определенной мере свидетельствует о стабильности индийского права.

1 The Special Economic Zones Act of 23 June 2005 № 28.
2 The Special Economic Zones Rules of 10 February 2006.
3 Singala S., Atmavilas Y., Singh E. Special Economic Zones in India: Policies, Performance and Problems // ASCI Journal of Management. 2011. № 40 (2). P. 23.
4 Ramananda M.S., Pandian V.A. Special Economic Zones (Sezs): Tool for Sustainable Growth // International Journal of Research in Finance & Marketing. 2012. Vol. 2. Iss. 3. P. 3.
5 Balasubramaniam C.S. Special Economic Zones (SEZ): Progress, Policy and Problems in Indian Ecomony // Journal of Research in Commerce & Management. 2012. Vol. 2. Iss. 9. P. 5.
6 The Income Tax Act of 13 September 1961 № 43.
7 The Tamil Nadu Acquisition of Land for Industrial Purposes (Amendment) Act of 14 October 2005 № 17.
8 Judgment of the High Court of Judicature at Hyderabad of 26 April 2011 (case „Swayam Consultancy Private Limited v. the Income Tax Officer“).
9 Central Board of Excise and Customs (CBEC).
10 Singala S., Atmavilas Y., Singh E. Op. cit. P. 55.
11 Judgment of the High Court of Judicature at Madras of 27 April 2012 (case „Advait Steel Rolling Mills Private Limited v. (1) Union of India, (2) the Development Commissioner for Madras Export Processing Zone in Tambaram and (3) the Secretary of Department of Revenue of India“).
12 The Customs Act of 13 December 1962 № 52.
13 Judgment of the High Court of Judicature at Madras of 30 July 2010 (case „Swabs India Limited and others v. (1) the Commissioner of Tambaram Municipality, (2) Union of India and (3) State of Tamil Nadu“).