ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Апрель 2015года
Поиск решения

Определение расчетной стоимости добытых полезных ископаемых для целей налогообложения

Cуды и Минфин России по-разному понимают методику, по которой определяются суммы расходов для включения в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых при исчислении НДПИ. Для того чтобы в дальнейшем избежать расхождений в толковании, предлагается внести поправки в пункт 4 статьи 340 НК РФ

Е.В. Мартемьянова, начальник отдела взаимодействия с налоговыми органами и заказчиками филиала ООО «РН-Учет» в Красноярске
E-mail: nalogoved@nalogoved.ru

База по НДПИ может определяться как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении или как их стоимость. В последнем случае при отсутствии реализации оценка происходит в зависимости от расчетной стоимости.

Методика исчисления суммы расходов, подлежащих включению в расчетную стоимость, закреплена в абзаце двенадцатом пункта 4 статьи 340 НК РФ. Прямые расходы распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. Косвенные, определяемые в соответствии с главой 25 НК РФ, – между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в их общей сумме. Распределение общей суммы расходов между добытыми полезными ископаемыми осуществляется пропорционально доле каждого из них в общем количестве добытого в данном налоговом периоде. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость.

Применение методики арбитражными судами

Правовую позицию по вопросу применения норм Налогового кодекса РФ об исчислении суммы расходов Президиум ВАС РФ изложил при рассмотрении дела ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»1 (далее также – Общество).

Общество добывало железную руду и карбонатные породы, которые полностью использовало в своей производственной деятельности, а также строительный камень (щебень), реализуемый сторонним потребителям.

Для определения расчетной стоимости руды и карбонатных пород учитывались все прямые и косвенные расходы, связанные с добычей всех полезных ископаемых. Затем общая сумма распределялась пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого, стоимость которого оценивается исходя из расчетной стоимости, в общем объеме всех добытых полезных ископаемых.

Во время выездной налоговой проверки инспекция пришла к выводу, что налогоплательщик неправильно вычислил расчетную стоимость добытых полезных ископаемых, не реализованных в отчетном периоде. По ее мнению, расходы по добыче руды и карбонатных пород, стоимость которых определялась в расчетном порядке, следовало устанавливать путем вычитания из общей суммы расходов по добыче всех полезных ископаемых суммы расходов по добыче строительного камня, чья стоимость определялась исходя из цены реализации2.

Арбитражный суд г. Москвы указал, что Общество исчисляло расчетную стоимость в полном соответствии с положениями статьи 340 НК РФ. Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили это решение без изменения.

Президиум ВАС РФ поддержал налоговый орган в том, что размер расчетной стоимости добытых полезных ископаемых должен зависеть от расходов, связанных с добычей только тех природных ресурсов, которые оцениваются исходя из расчетной стоимости, без учета расходов в отношении реализованных в этом же налоговом периоде полезных ископаемых.

Позиция высшей судебной инстанции стала применяться и нижестоящими судами. Так, Арбитражный суд г. Москвы при рассмотрении дела ОАО «ГМК „Норильский никель“» (далее также – ГМК «Норильский никель») согласился с налоговым органом в том, что компания при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых нарушила положения статьи 340 НК РФ, что привело к занижению налоговой базы по НДПИ3.

Дело ГМК «Норильский никель» представляет особый интерес, поскольку в части начисления пеней и штрафа решение инспекции было признано арбитражным судом первой инстанции недействительным. По мнению суда, применяемая компанией методика определения суммы налога по нереализуемым полезным ископаемым полностью соответствует алгоритму, изложенному в Порядке заполнения налоговой декларации по НДПИ4 (далее – Порядок). Действия налогоплательщика были квалифицированы как выполнение письменных разъяснений о порядке исчисления налога, данных уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции неопределенному кругу лиц. Руководствуясь пунктом 8 статьи 75, подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, Арбитражный суд г. Москвы пришел к выводу, что у налогового органа отсутствовали основания для привлечения ГМК «Норильский никель» к ответственности в виде взыскания штрафа и для начисления пеней.

Суд апелляционной инстанции отменил это решение в части признания недействительным требования налогового органа о начислении пеней и взыскании штрафа. Он указал, что произведенный инспекцией расчет налога с учетом толкования пункта 4 статьи 340 НК РФ, содержащегося в Постановлении Президиума ВАС РФ № 11498/12, не противоречит методике заполнения граф (строк) декларации по НДПИ, предусмотренной Порядком5.

В кассационной инстанции, напротив, позиция Арбитражного суда г. Москвы была поддержана6.

ВАС РФ в передаче дела в Президиум для пересмотра в порядке надзора отказал, но отметил, что взыскание пеней и штрафа в результате нарушения налогоплательщиком статьи 340 НК РФ является правомерным, судами первой и кассационной инстанций неверно понято Постановление Президиума ВАС РФ № 11498/12. В такой ситуации и понимание судебными органами методики заполнения декларации по НДПИ нельзя признать обоснованным, на что правильно обратили внимание в апелляционной инстанции7.

Разъяснения Минфина России

В письмах министерства дается иное толкование рассматриваемой методики.

Первоначально исчисляется общая сумма расходов (прямых и косвенных) на добычу всех полезных ископаемых, которая затем распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально их долям8 (см. текст на полях).

В письме Минфина России от 27.01.2015 № 03-06-06-01/2653 указано, что иного порядка определения расчетной стоимости добытого полезного ископаемого Налоговый кодекс РФ не предусматривает.

Таким образом, контролирующий орган говорит о несоответствии положениям налогового законодательства той методики, которая была применена инспекциями в ходе проверок ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и ОАО «ГМК „Норильский никель“» и поддержана Высшим Арбитражным Судом РФ.

Определения понятий

 

Под общим количеством добытых полезных ископаемых понимается итоговое количество всех добытых полезных ископаемых за соответствующий период безотносительно к виду, месторождению и способу их дальнейшего использования.

Под общими расходами на добычу понимается итоговая сумма расходов на добычу общего количества добытых полезных ископаемых.

Анализ предлагаемых вариантов толкования

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ при применении положений пункта 4 статьи 340 НК РФ под добытыми полезными ископаемыми следует понимать добытые полезные ископаемые, стоимость которых оценивается исходя из расчетной стоимости.

Общая сумма расходов распределяется пропорционально долям добытых полезных ископаемых только в том случае, если в отчетном периоде стоимость нескольких добытых полезных ископаемых должна определяться расчетным путем. Исчисление НДПИ в процентах от расчетной стоимости осуществляется в отношении полезных ископаемых, объем добычи которых учитывается в одной единице измерения – кубометрах. В связи с этим распределение имеет экономический смысл, лишь если по добытым полезным ископаемым установлены разные налоговые ставки.

При использовании методики с учетом толкования контролирующих органов сначала определяется общая сумма расходов, связанных с добычей всех полезных ископаемых, которая затем распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально их долям. Если налогоплательщик добывает полезные ископаемые, учет которых ведется в разных единицах измерения (тоннах и кубических метрах), он должен перевести все объемы добычи в одну единицу измерения. Действующим законодательством общая единица измерения не предусмотрена, и налогоплательщик должен сделать выбор самостоятельно.

Рассмотрим условный пример.

Компания занимается добычей нефти, попутного газа и гравия. Так как налогоплательщик находится на начальном этапе развития, нефть добывается в малых количествах только для обеспечения строительства на месторождении, а гравий передается подрядчикам для выполнения строительных работ на давальческой основе.

Объемы добытых полезных ископаемых в отчетном периоде составили: нефти – 1000 т, попутного газа – 200 тыс. куб. м, гравия – 20 тыс. куб. м. Связанная с этим общая сумма расходов – 100 тыс. руб.

Различные единицы измерения обусловливают разные расчетную стоимость и, значит, сумму налога (см. таблицу). При этом не всегда выбор в качестве общей единицы измерения, например, кубических метров приведет к снижению расчетной стоимости. Это будет зависеть от количественных показателей добычи каждого полезного ископаемого в конкретном отчетном периоде.

 
ТАБЛИЦА Распределение суммы расходов пропорционально доле в общем объеме добытых полезных ископаемых

* Плотность зависит от качественных характеристик полезного ископаемого, добываемого на конкретном участке недр, и, соответственно, не является постоянной величиной. Для примера использованы наименьшие показатели плотности нефти, гравия и метана. См.: Технический справочник. Удельный вес, удельный объем, плотность. URL: http://razvitie-pu.ru/?page_id=949#up.

Кроме того, при любом выборе единицы измерения часть расходов распределяется на попутный газ, который выделяется при добыче нефти и облагается НДПИ по ставке 0% (п. 1 ст. 342 НК РФ), а также на гравий, сумма налога по которому исчисляется исходя из стоимости реализации (п. 3 ст. 340 НК РФ).

Как представляется, подход Президиума ВАС РФ, изложенный в Постановлении № 11498/12, в большей степени отвечает принципам равенства налогообложения и экономического основания налога9.

Чтобы исключить неоднозначное толкование рассматриваемой методики контролирующими и судебными органами, необходимо закрепить в пункте 4 статьи 340 НК РФ следующие положения:

  • в расчетную стоимость должны включаться прямые и косвенные расходы, связанные только с добычей полезных ископаемых, стоимость которых оценивается исходя из расчетной стоимости;
  • также в расчетную стоимость требуется включать косвенные расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, стоимость которых определяется в зависимости от расчетной стоимости, и с другими видами деятельности, пропорционально доле прямых расходов, указанных выше, в их общей сумме;
  • расходы распределяются пропорционально долям в общем объеме добычи только в том случае, если в отчетном периоде расчетным путем осуществляется оценка стоимости двух полезных ископаемых и более.

Конкретизация норм Налогового кодекса РФ позволит в дальнейшем сократить число споров между инспекциями и налогоплательщиками.

4 Утв. Приказом Минфина России от 29.12.2006 № 185н (действовал до 07.04.2011). В настоящее время применяются Форма налоговой декларации по НДПИ и Порядок ее заполнения, утв. Приказом ФНС России от 06.12.2011 № ММВ-7-3/928@.
9 См.: п. 1, 3 ст. 3 НК РФ.

Комментарий

В.В. Воинов, ведущий юрист «Пепеляев Групп» E-mail: info@pgplaw.ru

Ситуация, рассмотренная в комментируемой статье, поднимает важные вопросы текущей правоприменительной практики в налоговой сфере.

Даже не вдаваясь в детали, мы ясно видим следующее: позиции Минфина России и налоговых органов по определению расчетной стоимости добытых полезных ископаемых противоречат друг другу.

Почему же тогда не работает пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика?

Нам могут ответить, что даже если сомнения и были, то они устранены Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.01.2013 № 11498/12, где указано на недопустимость экономически необоснованного искажения налоговой базы.

Хорошо, пусть с экономической точки зрения предложенный Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ подход является верным. Да, принцип, установленный пунктом 3 статьи 3 НК РФ (налоги должны иметь экономическое основание), весьма важен. Но не менее важен и иной принцип, который закреплен в пункте 6 той же статьи: акты налогового законодательства должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить.

О какой же точности может идти речь, если Минфин России, то есть орган, вырабатывающий государственную политику в налоговой сфере, читает закон по-своему, а налоговые органы по-своему и эти различия касаются одного из существенных элементов налогообложения – налоговой базы?

При этом прочтение Минфина России получает нормативное закрепление в Порядке заполнения декларации по НДПИ, в том числе и в действующем, где ясно сказано, что для определения суммы расходов по добыче отдельных полезных ископаемых1 учитывается количество добытого полезного ископаемого (по каждому добытому полезному ископаемому независимо от того, по какому из них оценка производится исходя из расчетной стоимости)2.

Если налогоплательщик ориентируется на это прочтение, то за что привлекать его к ответственности – за нарушение экономического основания налогообложения? Более чем спорное предположение.

1 То есть для определения расчетной стоимости.
2 См.: п. 6.6 Приложения № 3 к Приказу ФНС России от 16.12.2011 № ММВ-7-3/928@.