О включении лицензионных платежей за олимпийскую символику в таможенную стоимость товаров
Д.А. Шубин, адвокат
XXII Олимпийские зимние игры 2014 г., как это и бывает, послужили толчком для массового производства и продажи товаров с соответствующей символикой. Для того чтобы законно производить и распространять продукцию, на которой изображена олимпийская символика, российские компании заключали с АНО «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи»1 лицензионные договоры, по которым за плату получали право на производство, продажу и ввоз товаров, содержащих товарные знаки Олимпиады.
И.А. Смирнова, юрисконсульт Адвокатская фирма «Юстина»
E-mail: nalogoved@nalogoved.ru
В целях минимизации затрат производство во многих случаях располагалось в Китае. По договорам купли-продажи китайские производители-продавцы передавали покупателям – российским компаниям-лицензиатам маркированную продукцию.
По закону таможенные органы вправе принимать решения о корректировке таможенной стоимости товаров как до их выпуска, так и после2.
В отношении продукции с олимпийской символикой изначально при ее выпуске таможенные посты соглашались с тем, что лицензионные платежи Оргкомитету «Сочи-2014» не должны включаться в таможенную стоимость. Но затем по итогам проверок некоторые из этих решений были отменены и российским компаниям доначислены таможенные платежи и НДС с указанием включить лицензионные платежи в таможенную стоимость товаров.
С нашей точки зрения, очевидно, что в таможенную стоимость, то есть в сумму, которая формируется в связи с ввозом товара в Россию, не должны включаться платежи, перечисленные российской компанией Оргкомитету «Сочи-2014» на территории РФ. Отсутствует экономическое основание для увеличения таможенной стоимости при ввозе на сумму таких платежей. Нет указания на это и в таможенном законодательстве.
Однако таможенные органы, заявляя об обратном, ссылаются на положения подпункта 7 пункта 1 статьи 5 Соглашения между Россией, Белоруссией и Казахстаном об определении таможенной стоимости товаров3. Из текста этой нормы (см. текст на полях) следует, что в таможенную стоимость должны включаться лишь те лицензионные платежи, которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров.
В рассматриваемой ситуации внесение лицензионных платежей Оргкомитету «Сочи-2014» не является условием продажи товаров поставщиками. Российские контрагенты-покупатели не обязаны перечислять и не перечисляли указанные платежи китайским контрагентам-продавцам, так как правообладателем товарных знаков «Сочи-2014» выступает отечественная автономная некоммерческая организация.
Обязанности китайских поставщиков по внешнеторговым контрактам купли-продажи перед российскими компаниями (изготовить товар с олимпийской символикой, передать его покупателю и т. д.) не находятся в зависимости от обязанностей лицензиата по внесению соответствующих платежей по договору с Оргкомитетом «Сочи-2014». Для китайского продавца олимпийская символика не имеет самостоятельной ценности: он наносит на продукцию тот рисунок, который в контракте был указан покупателем.
Анализ остальных норм Соглашения также, по нашему мнению, подтверждает правильность вывода о невключении лицензионных платежей Оргкомитету «Сочи-2014» в таможенную стоимость товаров при ввозе. Указанная стоимость представляет собой по сути сумму расходов, связанную с получением готовой продукции от иностранного продавца4.
Таможенной стоимостью товаров при ввозе является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения5.
В свою очередь, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары, представляет собой общую сумму всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца6.
При определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.
В пункте 1 статьи 5 Соглашения помимо лицензионных платежей названы также дополнительные расходы, на которые увеличивается таможенная стоимость. А именно:
-
- вознаграждение агентам и брокерам;
-
- расходы, непосредственно связанные с производством товара за рубежом иностранным производителем (тара, упаковка либо переданные продавцу сырье, материалы, полуфабрикаты, штампы, инструменты);
-
- выполненные вне таможенной территории Таможенного союза проектирование, разработка, эскизы, чертежи;
-
- иная выручка иностранного продавца;
-
- расходы на перевозку, погрузку, перегрузку товара до места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза;
-
- расходы на страхование до места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза.
Иными словами, это расходы, относящиеся к зарубежной территории.
Лицензионные платежи российских компаний в адрес Оргкомитета «Сочи-2014» никак не связаны ни с выручкой иностранного продавца, ни с самим производством за рубежом, ни с территорией другой страны.
Предположим, не у российских компаний, а у китайских производителей были бы заключены лицензионные договоры с Оргкомитетом «Сочи-2014», по которым продавцы вносили бы лицензионные платежи. В таком случае производители увеличили бы цену товара на стоимость этих платежей, включаемых в конечную цену продукции, а значит, и в таможенную стоимость при ее ввозе в Россию.
Но в рассматриваемой ситуации лицензионные платежи перечислялись в адрес Оргкомитета «Сочи-2014» непосредственно российскими компаниями. В связи с этим представляется верной правовая позиция о неотносимости указанных платежей к таможенной стоимости, формируемой при ввозе товаров в РФ. О ее правильности могут свидетельствовать также положения абзацев второго, четвертого подпункта 7 пункта 1 статьи 5 Соглашения. Исходя из данной нормы, при определении таможенной стоимости не должны добавляться к фактически уплаченной или подлежащей уплате цене платежи за право распределения или перепродажи ввозимого товара, если они не являются условием продажи продукции для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза.
Очевидно, что российским компаниям-лицензиатам придется отстаивать в суде свои доводы о невключении лицензионных платежей в таможенную стоимость. Отметим, что судебной практики по этому вопросу пока нет, она только начинает формироваться.
Определение таможенной стоимости (подп. 7 п. 1 ст. 5 Соглашения)