ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2016года
Полемика

Правовая природа ОСАГО и платы за парковку

Автомобиль все больше становится роскошью, а не просто средством передвижения. Причиной этому как налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ, так и другие платежи принудительного характера, такие как ОСАГО и плата за парковку на городских автодорогах

В.М. Зарипов,
руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп»

E-mail: info@pgplaw.ru

ОСАГО

В Постановлении от 31.05.2005 № 6-П, посвященном этому платежу, Конституционный Суд РФ отметил следующее: (1) договор обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) является институтом частного права, а участниками страхового правоотношения – независимые, имущественно самостоятельные, равноправные субъекты; (2) страховая премия представляет собой плату за оказание услуги страхования страховщиком – организацией, занимающейся предпринимательской деятельностью, то есть эквивалентную, возмездно-индивидуальную цену договора. На этом основании Суд сделал вывод, что страховая премия имеет гражданско-правовую, а не налоговую природу.

Тем не менее нельзя не заметить беспрецедентную принудительность этой платы: без ОСАГО регистрация транспортных средств не проводится (до передачи функции техосмотра аккредитованным операторам не проводился и он), эксплуатация автомобилей под страхом административной ответственности запрещена, а контроль за наличием полиса и тем самым за уплатой возложен на государственные органы – полицию и таможню1.

В данном случае мы имеем дело с особой, скрытой формой принуждения – вынуждением. Не случайно Банком России устанавливаются предельные размеры базовых ставок тарифов, иными словами, максимальные цены на такие «услуги» регулируются государством.

Направление движения конкретных денежных средств – с попаданием в бюджет или же сразу на счета получателей – никогда не было признаком принадлежности платежа к публичной или частноправовой сфере. Примеров парафискальных (внебюджетных) принудительных публичных платежей сегодня мы видим немало2.

Передача публичных функций частным субъектам в случаях, когда это возможно, также довольно распространена. В качестве примеров можно привести нотариусов, объединения в сфере саморегулируемых организаций и другие профессиональные объединения, Российский союз правообладателей (РСП), оператора платы за проезд «12-тонников».

Наличие или отсутствие договора тоже не должно никого смущать. В целом ряде решений3 суды отметили, что независимо от заключения предусмотренного статьей 1245 ГК РФ договора импортеры и производители воспроизводящей аппаратуры (телефонов, компьютеров, плееров и т. п.) обязаны в императивном порядке перечислять 1-процентный платеж с выручки в адрес РСП. А заключение региональными и местными органами власти так называемых инвестиционных контрактов с застройщиками жилья призвано лишь прикрыть истинный характер отношений, вынуждающий компании брать на себя обязательства по строительству социальных объектов и другой инфраструктуры для получения разрешения на строительство4.

Оформление договора – довольно простой способ скрыть неравные отношения, своего рода налоговая схема государства. Надо помнить, что это не прямой, а косвенный признак сути отношений, следствие, а не причина по отношению к ним. Так, если оформлен договор подряда, еще не значит, что на самом деле отношения с гражданином не трудовые.

Таким образом, по своей правовой природе ОСАГО приближается к налогам и сборам. Точнее, по способу взимания – к сбору (пошлине), поскольку выступает необходимым условием допуска к использованию транспортным средством, а по экономической сути – к налогу, поскольку влечет формирование децентрализованного публичного фонда в целях возмещения вреда, причиненного виновниками аварии третьим лицам, и перераспределение имущественных благ. Такие «смешанные» платежи можно именовать «налогосборами», то есть сборами с признаками налогов5.

Перераспределительный (налоговый) характер платы усиливается коэффициентом страховых тарифов КМ (устанавливается в отношении легковых автомобилей в зависимости от мощности их двигателя), потому что прямой связи между мощностью и аварийностью, по утверждению ряда экспертов, не существует. Технические характеристики учитываются при расчете суммы страховок, аналогичных ОСАГО, в некоторых странах, например во Франции и Великобритании, но тип автомобиля и пробег, а вовсе не мощность6. Притом что мощность двигателя коррелирует со стоимостью автомобиля, получается, что платит тот, у кого машина дороже. Более того, страховые союзы и Минфин России обсуждают перекрестное субсидирование тарифа для малоимущих граждан посредством введения социального понижающего коэффициента.

Даже если не признавать эту плату полностью налоговой, наличие множества принудительных элементов требует обеспечить ей правовой режим, близкий к тому, что предусмотрен в настоящее время для налоговых платежей и призван обеспечить гарантии прав плательщиков.

еще один спорный платеж

Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т, – это сбор, поскольку выступает финансовым условием допуска большегрузных автомобилей на федеральные трассы (п. 6 ст. 31.1 Закона об автодорогах). В то же время по своей экономической природе этот платеж направлен на индивидуально безвозмездное для плательщиков изъятие их денежных средств на финансирование публичных (государственных) нужд, так как зачисляется в федеральный бюджет, то есть отвечает признакам налога (п. 1 ст. 8 НК РФ). Следовательно, существенные элементы такого платежа должны устанавливаться не правительственным постановлением, а законом.

Плата за парковку на городских автодорогах

Публичные сборы (пошлины) связаны с предоставлением встречных благ, и потому нередко довольно успешно маскируются под гражданско-правовую плату за услуги. Их разграничение – ключевой вопрос в квалификации конкретного платежа, хотя крайне непростой с теоретической и с практической точек зрения. Согласитесь, плата за парковку на городских дорогах весьма напоминает арендную (плату за пользование местом).

По нашему мнению, ответом на вопрос о природе подобных платежей должен служить критерий возможности реального выбора. Так, в Постановлении КС РФ от 17.07.1998 № 22-П сделан вывод, что взимание платы с владельцев автомобилей, перевозящих тяжеловесные грузы, основано на не свойственной налоговому платежу свободе выбора. Отметим, что, на наш взгляд, вывод Суда о свободе выбора этого конкретного платежа ошибочный, так как на самом деле у таких перевозчиков нет  адекватных вариантов.

Мосгорсуд, отказываясь признать незаконной плату за парковку, также указал, что возникновение обязанности ее уплаты основано на не свойственной налоговому платежу свободе выбора, в данном случае, выбора места для парковки7 (см. текст на полях). Налицо та же судебная уловка – создание видимости выбора, которого на самом деле нет. Ведь фактически в районах Москвы, где введена платная парковка, стоянка на остальной придорожной территории запрещена (установлен соответствующий знак дорожного движения), во дворы жилых домов въезд, как правило, ограничен шлагбаумами. Частные парковки у зданий торговых и бизнес-центров реальной альтернативы не представляют, поскольку расположены далеко не везде. В данном случае мы имеем дело с тем, что можно назвать публичной монополией или административной регалией, когда только государству или другому публично-правовому образованию принадлежит какое-либо право, которое он может предоставлять или не предоставлять, как за плату, так и без таковой8.

Мосгорсуд о плате за парковку

Решение от 18.10.2013 по делу № 3-139/2013: в качестве доказательства свободы выбора приводится право стоянки не только на городских парковках, «но и на территории иных дорог, проездов, улиц площадей, а также на иных частных парковках и бесплатных стоянках без соответствующей обязанности уплачивать сбор за парковку. Таким образом, оплачивать услуги муниципальных парковок должны только водители транспортных средств, которые нуждаются в размещении транспортных средств именно на территории организованных и обозначенных на местности муниципальных парковок, частного случая организации размещения транспортных средств».

Это главный и прямой признак налоговой природы платы за парковку на городских автодорогах, но есть и другие немаловажные обстоятельства. Плата зачисляется в городской бюджет. Это подтверждает публичный характер средств, хотя и не означает их стопроцентно налогового характера, так как в бюджет зачисляются и гражданско-правовые платежи – от реализации или сдачи в аренду городского имущества и т. п. Плату со сбором сближает авансовый характер ее внесения. Следует также отметить, что за неуплату установлена административная ответственность9.

Посольства США, России, Японии и других стран отказываются вносить сбор за въезд в центр Лондона, рассматривая его в качестве налогов, сборов и других обязательных платежей, от уплаты которых дипломатический корпус освобожден по Венской конвенции о дипломатических сношениях (от платежей за конкретные виды обслуживания дипломаты не освобождаются). Поэтому, если сотрудники иностранных диппредставительств не платят за парковку на улицах Москвы, это может служить подтверждением налогового характера платежа по принципу взаимности международных отношений.

Наконец, немного истории, довольно примечательной, впрочем.

Уже не действующим Законом РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» среди местных налогов был назван сбор за парковку автотранспорта, который должны были вносить юридические и физические лица за парковку в специально оборудованных местах в размерах, устанавливаемых представительными органами власти – советами народных депутатов (подп. «о» п. 1 ст. 21). Таким образом, на законодательном уровне такой платеж признавался налоговым.

Интересно, что 15 лет назад в ходе активной фазы налоговой реформы подобный платеж проверялся на соответствие закону в судебном порядке. Одним из инициаторов проверки был прокурор города Москвы. Среди доводов приводился и такой: плата пользователя за размещение транспортного средства носит обязательный характер и является одним из условий совершения в отношении плательщика уполномоченными органами юридически значимых действий – предоставления права стоянки транспорта в том или ином конкретном месте. Это определяет данный платеж как сбор в соответствии с пунктом 2 статьи 8 НК РФ, и он не может рассматриваться как платеж по гражданско-правовому договору.

Мосгорсуд не согласился с такой оценкой прокурора, но Верховный Суд РФ признал оспариваемые отчисления в силу установленного фиксированного размера, времени уплаты, конкретного объекта обложения и обязательности сбором, указанным в пункте 2 статьи 8 НК РФ. При этом речь шла не о платеже за парковку непосредственно в бюджет (как это происходит сейчас), а о ежемесячных отчислениях, производимых организациями, эксплуатирующими муниципальные платные парковки, размер которых устанавливался в виде фиксированных сумм с каждого машиноместа10.

На наш взгляд, плата за парковку является сбором с признаками налога (сбор по механизму взимания, налог по экономической сути), все основные элементы которого должны предусматриваться федеральным законом. Поэтому для ее установления недостаточно упоминания в статье 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (см. текст на полях) и Постановления правительства Москвы от 17.05.2013 № 289-ПП.

Закон об автодорогах

Статья 12: к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения.

1 См.: ст. 32 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
2 Подробнее см.: Зарипов В.М., Попов П.А., Ромащенко Л.В. Концепция совершенствования правового регулирования некодифицированных налогов и сборов // Налоговед. 2014. № 9. С. 57–65. № 10. С. 59–67.
3 См., например: дела № А41-45286/13, А40-95170/14, А41-24146/14.
4 Подробнее см.: Зарипов В.М. «Что-то, что мы давно и хорошо знаем» // Налоговед. 2014. № 8. С. 33–39.
5 Подробнее см.: Зарипов В.М. Сборы бывают разные // Налоговед. 2014. № 7. С. 22–27.
6 См.: Большаков А. В пользу бедных: почему справедливость и страхование несовместимы // РБК. 27.10.2015. URL: http://www.rbc.ru/opinions/economics/26/10/2015/562dfa8f9a794703abd634de.
7 См.: Решение Мосгорсуда от 18.10.2013 по делу № 3-139/2013. Предшествовало более известному Решению Мосгорсуда от 21.05.2015 по делу № 3-288/2015.
8 Подробнее об административной монополии см.: Зарипов В.М. Из выступления на конференции // Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования / под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2003. С. 149–153.
9 См.: п. 2 ст. 8.14 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.