ещё
свернуть
Все статьи номера
3
Март 2016года
Поиск решения

Эффективное взаимодействие с налоговым органом

По мнению авторов, в НК РФ предусмотрены разные механизмы, которые позволяют налогоплательщикам разрешить спорную ситуацию, не доводя дело до суда

Е.И. Семкина,
ведущий юрист

Каждый владелец бизнеса хочет знать: почему, сколько и когда он должен заплатить в бюджет. Это желание имеет законные основания. Экономическая обоснованность налога и определенность налоговых обязательств являются ключевыми принципами налогового права (ст. 3 НК РФ).

Налогоплательщики, участвовавшие в эксперименте по налоговому мониторингу, заявили о том, что хотят продолжить такое взаимодействие. Суть мониторинга: налогоплательщик до исчисления и уплаты налога имеет возможность получить письменную позицию налогового органа и реально оценить налоговые последствия операции. Такое тесное общение с инспекцией дает налогоплательщикам существенные преимущества: определенность налоговых последствий хозяйственных операций, возможность более точного прогнозирования своей деятельности, снижение количества налоговых споров1.

Л.В. Яковлева,
юрист


Авторы – сотрудники «Пепеляев Групп»
E-mail: info@pgplaw.ru

Между тем воспользоваться налоговым мониторингом могут лишь крупные налогоплательщики, удовлетворяющие критериям, установленным в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ.

Остальные в качестве альтернативы могут рассматривать обращения в Минфин России. Но, как правило, министерство ограничивается общими разъяснениями норм налогового законодательства с указанием на отсутствие полномочий по рассмотрению конкретных хозяйственных операций2.

Поэтому большинство видит для себя единственный способ разрешения спорных вопросов – обращение в суд с требованием о признании недействительным решения, вынесенного по итогам налоговой проверки. К сожалению, такой способ не позволяет оперативно снять имеющиеся разногласия и всегда сопряжен помимо доначисления налогов с дополнительными расходами (пенями, штрафами, судебными расходами).

Более эффективным с точки зрения как оперативности, так и возможности предотвратить доначисления является взаимодействие налогоплательщика с инспекцией уже на стадии проведения мероприятий налогового контроля.

Изменение подхода к налоговому контролю

С момента формирования российской налоговой системы налоговые органы воспринимались и воспринимали сами себя как орган, осуществляющий сбор налогов, задача которого их максимальное доначисление и взыскание. Однако все меняется: сейчас ФНС России заявляет о том, что налоговые органы открыты для обсуждения и решения проблем налогоплательщиков (см. текст на полях).

Из интервью руководителя ФНС России

«Главной задачей налоговой службы является контроль за исполнением налогового законодательства, а не сбор налогов. Мы стали прозрачнее, технологичнее. И бизнес это видит» (см.: «Сейчас налоги можно платить, не сходя с дивана», – Михаил Мишустин, руководитель Федеральной налоговой службы // Ведомости. 2014. 11 сент. № 3672).

В Концепции ФНС России по работе с налогоплательщиками 2011 г.3 подчеркивается, что налоговое администрирование должно быть направлено на оказание «клиентоориентированного сервиса», под которым понимается социальное партнерство, взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков.

В Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013–2018 гг.4 налоговым органам рекомендуется придерживаться неконфронтационного подхода при урегулировании налоговых споров.

С тех пор как в 2009 г. начала действовать обязательная процедура досудебного обжалования решений налоговых органов, принятых по результатам налоговых проверок, а с 2014 г. введено обязательное досудебное обжалование всех актов и действий (бездействий) налоговых органов, наблюдается последовательное уменьшение количества налоговых споров, рассматриваемых в судах5.

Судебная практика также исходит из того, что досудебные стадии урегулирования налогового спора далеко не формальность. Так, если налогоплательщик не заявил о существенных нарушениях при вынесении решения по результатам проверки вышестоящему налоговому органу, он не может ссылаться на них в суде6.

Кроме того, заявление стороной дополнительных доводов и представление дополнительных доказательств только в суд может привести к возложению на нее судебных расходов, даже если она выиграет дело7.

Таким образом, механизм досудебного урегулирования налогового спора направлен на то, чтобы в суд обращались лишь с теми вопросами, разногласия по которым налогоплательщик и налоговый орган не могут урегулировать самостоятельно. При этом путь к урегулированию спора лежит через сбор и раскрытие сторонами доказательств еще на стадии проверки8.

Принципы и инструменты взаимодействия

Новый подход основывается на том, что у налоговых органов и налогоплательщиков общая цель – платить налоги правильно. Учитывая это, хозяйствующий субъект может обратить общение с инспекцией на защиту своих интересов.

Законодательство о налогах и сборах устанавливает принципы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков:

— законность;

— открытость;

— взаимное уважение.

Эти принципы нашли свое отражение в институтах прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц9.

К сожалению, в настоящее время вне рамок налогового мониторинга налогоплательщик, даже исходя из указанных принципов, не может сам инициировать взаимодействие с инспекцией, чтобы получить информацию о ее позиции в отношении налоговых последствий конкретной хозяйственной операции.

Но его активное участие в налоговых проверках поможет ему зафиксировать подход контролирующего органа и спрогнозировать налоговые последствия своей деятельности.

Налоговый кодекс РФ предоставляет для этого набор инструментов – прав налогоплательщиков:

— требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налогового законодательства (подп. 10 п. 1 ст. 21);

— не выполнять неправомерных требований (подп. 11 п. 1 ст. 21);

— обжаловать акты и действия налоговых органов (подп. 12 п. 1 ст. 21);

— получать разъяснения в устной и письменной формах (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21).

На практике хозяйствующие субъекты часто используют их, не задумываясь о реальных выгодах.

Рассмотрим несколько примеров применения налогоплательщиком принципов и инструментов взаимодействия с инспекциями.

Исполнение требования налогового органа

Самое распространенное мероприятие налогового контроля – истребование у налогоплательщика документов, сведений и информации.

Неоднократно судами рассматривалась ситуация, когда, получив требование инспекции о представлении документов, в котором отсутствует указание на конкретные реквизиты таких документов, налогоплательщик не исполнял его как неправомерное (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ), поскольку оно не соответствует требованиям статьи 93 Кодекса.

Налоговый орган привлекал налогоплательщика к ответственности за непредставление документов на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ. Суды признавали решение о привлечении к ответственности правомерным, указывая, что содержание требования в любом случае позволяло идентифицировать запрашиваемые документы (был указан контрагент, наименование документов, налоговый период и т. д.)10.

Таким образом, неисполнение требования не только не стало способом защиты налогоплательщика, но и повлекло привлечение его к ответственности и вызвало дополнительные расходы, связанные с обжалованием решения в суде.

В некоторых случаях из требования действительно неясно, какие конкретно документы запрашиваются, либо возникают вопросы, связанные с их большим объемом. В подобных ситуациях налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о невозможности представления документов на том основании, что их невозможно идентифицировать, и с просьбой уточнить идентификационные данные11.

Как правило, не все истребуемые документы связаны с исчислением и уплатой налога, что часто связано с отсутствием у налогового органа полной информации о налогоплательщике.

Составляя заявление, налогоплательщик вправе описать хозяйственную операцию, уточнить причину истребования и сориентировать инспекцию в отношении действительно необходимых ему документов. Такое заявление может помочь как уточнить перечень документов, так и существенно уменьшить их объем. Наличие заявления не позволяет инспекции привлечь налогоплательщика к ответственности. Более того, она обязана дать ответ12.

Итоги налоговой проверки

С изменением подхода к налоговому контролю актуальным становится вопрос об определенности налоговых последствий операций на будущие периоды по итогам проведенных проверок.

Под такими итогами следует понимать, в частности, акты проверок, решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, решения вышестоящих налоговых органов по жалобам налогоплательщиков.

Обратим внимание на два момента.

Первый: в ходе налоговой проверки у налогоплательщика истребуются документы и пояснения по определенной хозяйственной операции. Из действий налогового органа становится понятным, что собираются доказательства для предъявления какой-либо претензии. Но в акте проверки претензии по этой операции отсутствуют. Между тем налогоплательщик проводит аналогичные операции в текущие налоговые периоды и планирует осуществлять в дальнейшем.

Стоит иметь в виду, что согласно пункту 4 статьи 101 НК РФ все доказательства, собранные налоговым органом, могут быть использованы им в последующих проверках. В этой ситуации налогоплательщик не может обратиться к инспекции с просьбой разъяснить суть возможной претензии. Однако он имеет право ознакомиться со всеми материалами налоговой проверки, даже если они не были приложены к акту, и снять с них копии, подав соответствующее заявление13. Реализация этого права позволит оценить риск предъявления претензий в будущем и принять меры по его снижению.

Второй: нередко эпизод, связанный с доначислением налога, указывается в акте проверки, но снимается в ходе дальнейших процедур: после рассмотрения возражений на акт проверки или апелляционной жалобы.

Обычно снятие доначислений воспринимается налогоплательщиком с облегчением и дальнейшая работа по этим фактам не ведется. Но уменьшение суммы доначисленного налога далеко не всегда основано на согласии налогового органа с позицией налогоплательщика, а может быть связано с наличием процедурных нарушений. Инспекция ограничивается общими формулировками: «Возражения приняты», «Позиция налогоплательщика учтена». Вопросы о том, в какой части возражения приняты, с чем именно согласился налоговый орган, каким образом осуществлять налогообложение аналогичных операций, остаются открытыми.

В этой ситуации можно с учетом принципов законности14, открытости и взаимного уважения обратиться в налоговый орган с просьбой внести изменения в мотивировочную часть решения в части уточнения оценки доводов налогоплательщика. Отметим, что согласно пункту 44 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 признается допустимым внесение налоговым органом изменений в решение, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.

Результатом таких действий может стать внесение изменений в решение или отказ налогового органа мотивировать свою позицию.

В любом случае задача заключается в получении письменного ответа инспекции. И если ее отказ мотивировать позицию не даст определенности в вопросах правильности исчисления и уплаты налогов по аналогичным ситуациям, то хотя бы защитит налогоплательщика в части освобождения от ответственности на будущие периоды.

Если инспекция молчит

К сожалению, сегодня нельзя утверждать, что налогоплательщик сразу же получит ответ, который разрешит все его сомнения по вопросу о порядке обложения тех или иных хозяйственных операций. Далеко не все налоговые органы готовы к такому взаимодействию.

С одной стороны, обращение за разъяснением как в части исполнения требования, так и по итогам проверки может перерасти в длительную переписку с инспекцией, которая не желает или не может сформулировать собственное видение ситуации. Но ведя переписку, аргументируя собственную позицию, обе стороны продвигаются в понимании сути хозяйственной операции и порядка ее налогообложения.

С другой стороны, велика вероятность, что налоговый орган просто проигнорирует обращение налогоплательщика. Особенно если получает его в первый раз.

Поскольку цель взаимодействия – правильно платить налоги, а не увеличивать количество споров с налоговыми органами, в этой ситуации нужно также обратиться к принципам взаимодействия и подобрать подходящие инструменты.

Основываясь на принципе взаимного уважения, следует еще раз направить письмо инспекции, в котором указать на отсутствие ответа на предыдущее обращение, наличие у нее обязанности дать такой ответ и возможности обращения в вышестоящий налоговый орган в связи с бездействием.

Если после этого налогоплательщик также не получит ответа, необходимо воспользоваться правом на обжалование бездействия налогового органа.

Такие действия хозяйствующего субъекта и его открытость к взаимодействию будут выполнять воспитательную функцию по отношению к инспекции. Отметим, что в выступлениях и обращениях представители ФНС России приветствуют проявление такой активной позиции.

***

В текущей экономической ситуации значение грамотного взаимодействия с налоговыми органами возрастает. Началось создание единой системы администрирования и сбора налогов, таможенных платежей и страховых взносов15. Функции администрирования страховых взносов передаются ФНС России. Следовательно, база для взаимодействия с инспекциями расширится.

Взаимодействие с налоговыми органами – неотъемлемая часть ведения бизнеса любой организации. Налогоплательщики могут оптимизировать этот процесс:

— уменьшая свои налоговые риски путем получения письменных ответов налоговых органов;

— получая в перспективе более дешевое налоговое администрирование благодаря уменьшению связанных с ним расходов: сумм штрафов, пеней16; трудозатрат на поиск, подбор документов, изготовление и заверение копий, составление описей; судебных расходов и т. п.

Сотрудничество с налогоплательщиками выгодно и государству, для которого большое значение имеет определенность налоговых поступлений в бюджет.

В связи с этим актуально внедрение в российское законодательство института предварительного налогового контроля, когда любой налогоплательщик вправе напрямую обратиться в инспекцию за разъяснением о порядке налогообложения конкретной сделки, предоставив необходимую информацию17.

Принятие соответствующего закона предоставит налогоплательщику новый инструмент, позволяющий ему самому инициировать взаимодействие. А налоговые органы уже не смогут избегать полноценных ответов на возникающие вопросы.

1 Это подтверждается выступлениями участников круглого стола «Расширенное информационное взаимодействие как новый подход к администрированию налогов», прошедшего 19.06.2014 в рамках IV Петербургского международного юридического форума. См. также: «Проверяем налогоплательщиков точечно» (интервью заместителя главы ФНС России Сергея Аракелова) // Коммерсантъ. 2014. 26 ноября. № 214. С. 7.
5 По данным ФНС России. URL: http://www.nalog.ru.
6 См.: п. 68 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 57).
7 См.: п. 67, 78 Постановления Пленума ВАС РФ № 57.
9 См.: ст. 21, 22, 23, 30, 31, 32, 33 НК РФ.
14 Поскольку в акте проверки содержался эпизод, который, по мнению проверяющих, нарушал налоговое законодательство, налоговый орган в решении обязан дать оценку доводам налогоплательщика и указать результаты такой оценки (п. 8 ст. 101, подп. 10 п. 1 ст. 21 НК РФ).
15 См.: указы Президента РФ от 15.01.2016 № 12, 13.
16 Письменные разъяснения налоговых органов являются основанием для освобождения налогоплательщика от начисления пеней и штрафа (п. 3 ст. 111, п. 8 ст. 75 НК РФ).
17 Введение предусмотрено Основными направлениями налоговой политики на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг.