ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2016года
Мнения

Что BEPS грядущий нам готовит?

Мы начинаем серию публикаций, посвященную изучению разработанных ОЭСР и G20 мер по предотвращению размывания налоговой базы и вывода прибыли. Автор статьи напоминает историю создания этого проекта, а также выявляет его значение для российских налогоплательщиков

З.И. Тимаев,
ведущий юрист «Пепеляев Групп»

E-mail: info@pgplaw.ru

Недавно ученый и один из создателей Плана действий по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы и выводом прибыли (Плана BEPS) Р. Руссо поделился своими впечатлениями от работы над этим глобальным проектом, предварив их следующим эпиграфом: «Те, кто не слышал музыки, считали танцующих сумасшедшими»1. Это высказывание довольно точно характеризует отношение к Плану BEPS в России: одни специалисты слышат «музыку», другие – игнорируют, считая, что инициативы Организации экономического сотрудничества и развития и G20 не имеют практического значения либо очень далеки от реализации. Кто же прав?

Немного истории

В июне 2012 г. в своей повестке по налоговым вопросам на саммите в Лос-Кабосе (Мексика) лидеры стран G20 отметили необходимость противодействовать размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли как приоритетную задачу.

В феврале 2013 г. по поручению G20 генеральный секретарь ОЭСР представил Отчет, посвященный этим проблемам2. В документе отмечалось, что вопрос о размывании налоговой базы и выводе прибыли возникает не столько из-за несоблюдения действующего законодательства, сколько потому, что имеющиеся правила международного налогообложения были сформированы в 1920-е гг. Они работали достаточно успешно при том уровне экономики и интеграции, но теперь должны быть пересмотрены, так как не учитывают наличия глобальных корпораций и интеллектуальной собственности как драйвера роста ценности.

В июле 2013 г. ОЭСР выпустила План действий по борьбе с размыванием базы и выводом прибыли3. В этом документе указывалось, что сегодня транснациональные корпорации (далее также – ТНК) создают немалый объем мирового ВВП. Кроме того, растет доля внутрифирменной торговли.

Глобализация повлекла за собой переход от моделей профильной деятельности в конкретной стране к мировым моделям. Они основаны на организациях с матричной структурой управления, ориентированных на полный цикл производства и сбыта продукции, в которых сосредоточено несколько функций на региональном и международном уровнях. В связи с этим налоговые специалисты, совершенствуя профессиональные навыки, используют законодательные возможности допустимого налогового планирования, что повышает уверенность ТНК в их агрессивной политике. В результате корпорации значительно уменьшают свое налоговое бремя, что в свою очередь создает напряженные ситуации, поскольку граждане теперь уделяют больше внимания вопросам налоговой справедливости.

Ущерб наносится:

• государству: многим правительствам приходится справляться с проблемой меньших объемов поступлений и более высокими издержками, чтобы обеспечить соблюдение требований закона;

• отдельным налогоплательщикам: когда налоговые правила позволяют компаниям снижать налоговое бремя с помощью выведения доходов из страны, где сосредоточена их приносящая прибыль деятельность, на других налогоплательщиков этого государства ложится более тяжелая нагрузка;

• компаниям: ТНК могут подвергать существенному риску свою репутацию, если граждане будут считать их ставки налогообложения слишком низкими. В то же время разные организации могут оценивать такие риски по-разному, и неиспользование предприятием законных возможностей по снижению налогового бремени может лишить его конкурентных преимуществ. Корпорациям, работающим только на внутренних рынках, включая семейный бизнес или новые инновационно ориентированные компании, также трудно конкурировать с ТНК, у которых есть возможность, уклоняясь от уплаты налога или снижая его, переносить свою прибыль за границу.

Такие искажения, вызываемые размыванием налогооблагаемой базы и выводом прибыли, вредят справедливой конкуренции4.

В сентябре 2013 г. на саммите «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге План BEPS был поддержан лидерами стран-участников5.

В 2014 г. ОЭСР подготовила промежуточные версии отчетов в рамках реализации этого проекта.

В ноябре 2015 г. лидеры G20 поддержали меры и рекомендации, изложенные в 15 финальных отчетах6.

Что важного в отчетах ОЭСР?

Отчеты ОЭСР содержат рекомендации, как решить ключевые проблемы в международном налогообложении, и предложения по их внедрению.

Предполагается, что имплементация рекомендаций будет проводиться путем7:

• внесения изменений:

— в соглашения об избежании двойного налогообложения. Такие изменения предполагается внести, подписав многосторонний международный договор, тем более что уже есть пример успешного использования подобного документа в налоговой сфере (см. текст на полях). Предполагается, что многостороннее соглашение в рамках Плана BEPS изменит существующие договоры, но только в части определенных положений. При этом неизмененные положения сохранят свое действие8;

— во внутреннее законодательство конкретных стран, в своем нынешнем виде позволяющее использовать те или иные возможности для размывания налоговой базы и безналогового вывода прибыли. Каждое государство будет самостоятельно определять объем такого законодательства;

• непосредственного применения государственными органами тех рекомендаций, которые не требуют закрепления на нормативном уровне.

Многостороннее соглашение

Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам изначально была открыта для присоединения только государств – участников Совета Европы и ОЭСР. Однако по просьбе G20 с июня 2011 г. возможность присоединиться к ней получили практически все государства и многие ее реализовали (включая Россию). Таким образом, многостороннее соглашение заменило собой подписание двусторонних соглашений, которое заняло бы гораздо больше времени.

При чем здесь российские налогоплательщики?

Россия, как член G20, принимает участие в реализации Плана BEPS, и изучение рекомендаций ОЭСР позволяет определить ряд моментов.

1. Направления развития российского налогового законодательства. В частности, в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг. отмечено, что по результатам окончательной выработки рекомендаций ОЭСР/G20 будет принято решение о необходимости соответствующих изменений в законодательство РФ о налогах и сборах. По следам Инициативы 13 ОЭСР9 уже подготовлен законопроект о подаче межстрановой отчетности для целей трансфертного ценообразования10.

2. Ожидаемые изменения в заключенные РФ соглашения об избежании двойного налогообложения. Поправки необходимо учитывать уже сейчас при планировании трансграничных структур.

3. Потенциальные претензии налоговых органов по сделкам и структурам с иностранным элементом. Отчеты содержат множество примеров структур и сделок, оцененных негативно, а также соображения политико-правового характера, например о недопустимости двойного необложения налогами дохода. В результате отчеты приобретают черты «мягкого права», то есть документов рекомендательного характера, которые лучше адаптируются к высокой динамике и усложнению трансграничных взаимодействий с участием как властных субъектов, так и частных лиц, но не требуют сложных процедур принятия, ратификации, пролонгации и т. п.11 Оценивая перспективы применения российскими государственными органами «мягкого права» в налоговых правоотношениях, стоит вспомнить о широком использовании Комментариев к Модельной конвенции ОЭСР.

4. Аргументы для защиты позиции налогоплательщика в налоговом споре. В отчетах обращается внимание и на такие моменты, которые говорят в пользу налогоплательщика и должны учитываться при оценке его действий.

***

План BEPS – событие глобального масштаба. Касается оно и российских налогоплательщиков. Причем далеко не все рекомендации требуют нормативного закрепления, что делает возможным их применение и к текущим, и к прошлым периодам.

3 OECD (2013). Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/taxation/action-plan-on-base-erosion-and-profit-shifting_9789264202719-en.
4 OECD (2014). Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting (Russian version). P. 8–9. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264207837-ru.
7 OECD (2015). Explanatory Statement. OECD/G20 Base Erosion and Profit Shifting Project. P. 9. URL: www.oecd.org/tax/beps-explanatory-statement-2015.pdf.
8 OECD (2015). Developing a Multilateral Instrument to Modify Bilateral Tax Treaties. Action 15 – 2015 Final Report. Paris. URL: http://dx.doi.org/10.1787/​9789264241688-en.
9 Подробнее см.: Сумина О.Л. Реакция транснациональных корпораций на недавние инициативы ОЭСР // Налоговед. 2016. № 2. С. 65–71.
11 Подробнее см.: Демин А.В. Принцип определенности налогообложения. М., 2015.