ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июль 2016года
Зарубежный опыт

Плата за проезд большегрузных автомобилей: опыт Бельгии

С 1 апреля 2016 г. в Бельгии начала взиматься плата за проезд большегрузных автомобилей. Рассмотрение юридических принципов ее взимания поможет российским юристам разобраться в вопросах, связанных с функционированием похожей системы «Платон», введенной в конце 2015 г.

К. Демейер,
старший налоговый адвокат NautaDutilh (Бельгия)

E-mail: nalogoved@nalogoved.ru

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. Евросоюз ввел систему EETS (European Electronic Toll Service), приняв директивы о возможностях взаимодействия электронных систем дорожных пошлин1. Согласно этим актам участники дорожного движения должны исполнять свои обязательства посредством единой регистрации, одного прибора, одного договора обслуживания с оператором дорожной сети. А полученные денежные средства – направляться на обслуживание инфраструктуры и покрытие последствий пользования транспортом (загрязнение воздуха, шум).

Как известно, Бельгия – федеративное государство. Транспортные налоги и налоги (сборы) за пользование дорожной сетью относятся к компетенции регионов: Фландрии, Валлонии и Брюсселя. Уже в 2011 г. регионы заключили договор, касающийся реформы взимания платы за проезд большегрузных автомобилей (далее также – ППБА), чтобы отменить систему Eurovignette2. Власти также хотели одновременно ввести плату для всех пользователей дорогой, но соглашение по этому вопросу не было достигнуто.

В законопроекте говорилось, что платеж будет расходоваться на содержание автодорог страны.

Ежедневно больше 130 тыс. грузовиков ездят по бельгийским дорогам. Плата за их проезд попадает в общий государственный бюджет, откуда деньги будут направлены только на ремонт дорожной сети. Заметим, что бельгийские и иностранные СМИ обсуждали главным образом широкое сопротивление водителей и собственников большегрузных автомобилей введенному платежу.

Введение системы

Протоколы сотрудничества между регионами были подписаны 31 января 2014 г. и 24 апреля 2015 г. В первом соглашении речь идет о создании и правовом регулировании отношений регионов и компании Viapass. Во втором закреплены тарифные зоны и право регионов вводить дополнительные параметры для расчета размера платежа. Таких параметров пять: длина дороги (количество пройденных автомобилем километров), вес грузовика, фактор загрязнения автомобилем окружающей среды, тип дороги и время суток.

В 2015–2016 гг. в регионах были приняты разные акты (см. текст на полях), чтобы система одновременно вступила в силу3.

Цифры

Ожидалось, что общая сумма в год превысит 750 млн евро на всю Бельгию, на расходы на сотрудников и инфраструктуру системы будет тратиться 115 млн евро. На деле, согласно полученным в мае 2016 г. данным, общий годовой платеж составляет 2,4 млн евро за рабочий день (25 млн пройденных километров). 60% этой суммы получила Фландрия, 38% – Валлония и 2% – Брюссель.

Концепция платежа

Во Фландрии и Брюсселе этот платеж признан публично-правовым. Он взимается при использовании определенных дорог, кроме тех, что уже являются объектами договора концессии – например, туннель под рекой Шельде в Антверпене. Поскольку ППБА носит налоговый характер, она не облагается НДС.

В соответствии директивами ЕС платеж состоит из двух частей:

• за использование инфраструктуры;

• за косвенные последствия для окружающей среды пользования транспортным средством (загрязнение воздуха и фактор шума).

В Валлонии его взимание организовано иначе. Валлонское правительство для своих дорог заключило договор концессии с компанией Sofico – единственным плательщиком ППБА. Она в свою очередь требует платеж от пользователей дорог. Эта сумма облагается НДС, как и иные услуги. В Валлонии, в отличие от Фландрии и Брюсселя, платеж вносится только за использование инфраструктуры: за косвенные последствия пользования транспортным средством отвечает региональное правительство.

Региональные акты

К примеру, во Фландрии приняты:

фламандские законы от 03.07.2013 (установление налога), от 13.12.2013 и от 25.03.2016 (разработка закона);

Решение фламандского правительства от 17.07.2015 (применение закона);

несколько решений Фламандской налоговой службы (конкретные меры исполнения закона).

Объект обложения, место уплаты и освобождения

Объектом обложения являются разные виды транспортных средств, включая те, что используются только в личных целях или для перевозки товара, вес которого превышает 3,5 т. Владельцы некоторых видов грузового транспорта, например автобусов, кранов, бульдозеров, old timers и т. п., ППБА не платят.

Во Фландрии и Валлонии платеж должен вноситься за проезд на определенных авто- и кольцевых дорогах (Брюссель, Гент, Антверпен, Кортрейк). Чтобы не мешать нормальной экономической деятельности, портовые регионы исключены из перечня мест уплаты. В Брюсселе плата взимается на всей территории4.

Плательщиками являются владельцы грузовых автомобилей массой более 3,5 т, а именно физические и юридические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства5.

Важно отметить, что если освобождение от платежа получено в одном регионе, то действует и в других регионах. Под него подпадают следующие категории: большегрузные автомобили полиции, пожарной службы; большегрузные автомобили с перевозками в целях здравоохранения, для сельского хозяйства. Пользователь, чтобы получить освобождение, обязан по закону подать заявление об этом по месту регистрации транспортного средства.

Порядок расчета и уплаты

Прежде чем проехать по бельгийским дорогам, пользователь должен купить GPS-датчик (OBU, оn-board-unit) в компании Satellic и установить прибор в пункте обслуживания6. Причем приобретение GPS-датчика – обязательное условие и для бельгийских, и для иностранных пользователей.

Прибор работает через GPS-сити Global Navigation Satellite System. Чтобы получить датчик, пользователь должен предоставить компании Satellic документы на грузовик. Самой важной информацией будут европейский индекс выброса газа – класс эмиссии «Евро» и максимально допустимый вес.

Представитель Satellic рассчитывает размер платы и отправляет счет-фактуру плательщику (1,46–20 центов за 1 км)7. Он также обязан ежедневно пересылать электронный обзор во Фландрию, Брюссель и Валлонию (компания Sofico) с указанием количества пройденных километров (даже если 0 км) и переводить собранную сумму соответствующему региону (или компании Sofico в Валлонии).

Выставлять счет пользователю вправе лишь оператор. И только оператору регионы могут направить претензии о неуплате пройденных километров.

Если водитель не зарегистрировался в Satellic, регионы вправе его оштрафовать. Инспекторы на дорогах регулярно проверяют, следуют ли водители установленным правилам. Если нет – назначают штраф с оплатой на месте либо блокируют транспортное средство (сумма штрафа 1000 евро либо 3 ч на решение проблемы).

Потенциальные проблемы

Противники введения системы ППБА сообщили, что будут защищаться всеми возможными юридическими способами (см. текст на полях).

Способы защиты

В их числе ссылки:

на возможные технические проблемы с GPS-датчиком;

на нарушение:

— принципа равенства;

— права (ЕС и Бельгии) на конкуренцию;

Закона от 08.12.1992 о защите неприкосновенности частной жизни в связи с обработкой персональных данных;

— трудового права;

— права на использование языков.

Кратко расскажем, о чем речь.

Согласно статье 142 Конституции Бельгии Конституционный суд рассматривает среди прочего дела о нарушении органами законодательной власти принципов равенства и недискриминации (ст. 10 и 11 Основного Закона соответственно). От платежа за проезд большегрузных автомобилей освобождаются определенные категории лиц. Иск об отмене (признании недействительным) законодательного акта или его отдельного положения может быть основан на принципе абстрактности (in abstracto). По общему правилу такой иск подается в течение шести месяцев с момента опубликования оспариваемого законодательного акта8. По истечении этого срока любой бельгийский суд, если в процессе судопроизводства по конкретному делу возникает сомнение в соответствии какого-либо законодательного акта Конституции, может обратиться в Конституционный суд за предварительным решением. Такой порядок основан на принципе конкретности (in concreto).

После того как закон о введении ППБА вступил в силу в каждом регионе Бельгии, стало известно о двух судебных актах. В Решении от 18.04.2016 суд города Льежа не одобрил позицию профсоюза транспорта и логистики UPTR [Union Professionnelle du Transport et de la Logistique (in English: the Professional transport & Logistics Federation)] и перегрузочной компании Defraine и отклонил их иски к Viapass. Суд решил, что у профсоюза нет юридического интереса в оспаривании нового платежа. В отношении иска компании Defraine указано, что факта возникновения нескольких практических проблем в работе новой системы недостаточно для того, чтобы аннулировать законодательный акт, а также чтобы назначить экспертизу для оценки технического состояния этой системы. Решением от 10.05.2016 суд города Брюсселя отклонил иск более 90 перегрузочных компаний, постановив, что система работает, эксперт для оценки ее технического состояния назначен не будет.

30 сентября 2015 г. UPTR подал жалобу в отдел конкуренции Еврокомиссии и в бельгийскую Службу защиты свободной конкуренции. При этом он привел следующие аргументы:

• действующий порядок не соответствует Постановлению Еврокомиссии от 06.10.2009 № 2009/750 о системе EETS9;

• другие компании-провайдеры (кроме Satellic) не имеют достаточного доступа к рынку (Viapass как регулятор рынка отправляет всех водителей в Satellic);

• если GPS-датчик приобретен у компании Satellic, его нельзя использовать в других странах ЕС, и наоборот (низкая степень эксплуатационной совместимости).

Ни европейский, ни бельгийский органы по вопросам конкуренции не выразили официального мнения. Однако с точки зрения антимонопольного регулирования может возникнуть другая проблема, если разные транспортные компании согласятся с тем, чтобы расходы по уплате ППБА перекладывались на заказчиков. Такое соглашение может противоречить правилам конкуренции (ст. 101 Договора о Европейском cоюзе10 и ст. IV.1.1 Бельгийского кодекса экономического права). Даже если участники рынка услуг неявным образом соглашаются c уровнем цен, самого факта, что они принимают точку зрения профсоюза о переложении бремени ППБА на заказчика, достаточно для того, чтобы могло быть признано нарушение в форме картеля (см. текст на полях).

Пример из практики

Недавно Решением Суда ЕС от 29.02.2016 по делу № T264/12 одобрен штраф в размере 169 млн евро за то, что международные авиационные грузоперевозчики передавали бремя дополнительных сборов клиентам (URL: http://curia.europa.eu/​juris/​liste.jsf?language= en&num=T-264/12).

Налоговое законодательство позволяет контролирующим органам получать, обрабатывать и сохранять личные данные налогоплательщиков. Однако в системе ППБА информация передается частной компании Satellic.

1 июня 2016 г. UPTR подал жалобу в министерство труда Бельгии для проверки уровня электромагнитной радиации и выбросов от GPS-датчиков. Для рассмотрения жалобы запланирована проверка министерством здравоохранения.

И наконец, 4 ноября 2015 г. UPTR подал жалобу в бельгийскую Комиссию по использованию языков в связи с тем, что компания Viapass установила дорожные знаки на английском языке. 15 декабря того же года Комиссия признала такую установку знаков незаконной. В результате во Фландрии поставили знаки на нидерландском, в Валлонии – на французском, а в Брюсселе – на этих двух языках. При этом Брюссельская кольцевая дорога почти вся проходит по фламандской территории.

Что дальше?

В Бельгии планируется реформа налоговой системы: уменьшение налогов на труд и увеличение налогов на имущество с увеличением косвенных налогов на использование транспортных средств. В связи с этим обсуждается и введение платы за проезд легковых автомобилей, как в других странах Евросоюза (Франции, Испании, Португалии и т. д.). Но пока нет согласия в этом вопросе, введение такого платежа возможно не ранее 2020 г.

4 Обзор всех дорог можно посмотреть на сайте Viapass. URL: http://www.viapass.be.
5 В случае лизинга человек или компания, на которых зарегистрирован автомобиль, могут обратиться в пункт обслуживания (у Satellic) о налогообложении непосредственного пользователя транспортным средством.
7 Размер платежа можно посмотреть на сайте Satellic. URL: https://www.satellic.be.
8 По состоянию на 1 июня 2016 г. иск не подан.