ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Август 2016года
Зарубежный опыт

Соотношение запрета для налогоплательщика на злоупотребление правом и свободы экономической деятельности в Италии

Продолжая изучать противодействие уклонению от налогообложения1, на этот раз автор рассматривает вопрос о том, как соотносятся запрет на злоупотребление налогоплательщиком правом и свобода экономической деятельности, а также влияние правовых позиций Суда ЕС на практику Верховного кассационного суда Италии и последующее законодательное решение проблемы

А.М. Гусев,
аспирант МГИМО (У) МИД РФ

E-mail: almigusev@yandex.ru

В условиях многообразия форм собственности и свободы экономической деятельности запрет на злоупотребление правом со стороны налогоплательщиков недопустимо абсолютизировать. Реализация некоторых экономических прав должна исключать его действие. Верность этого тезиса подтверждается, в частности, опытом Итальянской Республики.

Согласно статье 41 Конституции Италии частная экономическая инициатива свободна. Однако в этой статье уточняется, что такая инициатива не может вступать в противоречие с общественной пользой, а при ее осуществлении недопустимо причинять вред безопасности, свободе и человеческому достоинству. При этом программы мероприятий и меры контроля за публичной и частной экономической деятельностью могут направляться и координироваться в социальных целях.

Вопрос о соотношении свободы частной экономической инициативы и недопустимости налоговых злоупотреблений неоднократно рассматривался Верховным кассационным судом Италии (далее – ВКС Италии).

В частности, в Решении ВКС Италии от 17.10.2008 № 25374 подтверждена необходимость всегда учитывать тот факт, что использование договорных и организационно-правовых форм, позволяющих снизить налоговую нагрузку, представляет собой форму осуществления свободы учреждения и экономической деятельности, то есть основных свобод, признаваемых правом ЕС и Конституцией Италии. Эта правовая позиция содержит ссылки на решения Суда ЕС, в которых не признается злоупотреблением правом ситуация, когда налогоплательщик выбирает государство исключительно за его более благоприятный налоговый режим.

статья 41 Конституции Италии

Содержит три важных аспекта:

— во-первых, принцип свободы частной экономической инициативы;

— во-вторых, ограничения этой свободы;

в-третьих, порядок публично-правового регулирования, необходимого для координации экономической деятельности.

Ricci P. L’articolo 41 della Costituzione Italiana e la responsabilita’ sociale d’impresa. Scritto in onore del Professor Vittorio Coda // Rivista italiana di Ragioneria ed economia aziendale. 2010. № 3–4. P. 142.

Такой подход подтвержден и в Решении ВКС Италии от 21.01.2011 № 1372 (далее – Решение). Ссылаясь на РешениеСуда ЕС от 28.01.1986 по делу Commission v. France (п. 4.7) итальянский Суд разъяснил, что осуществление прав и основных свобод, признаваемых Конституцией Италии и Договором о ЕС2, не может быть ограничено по налоговым соображениям. В частности, свобода учреждения (ст. 43 Договора о ЕС) подразумевает свободу выбора организационно-правовой формы юридического лица, даже если такой выбор обусловлен исключительно налоговыми причинами. Как указывается в Решении, налоговые органы, принимая меры контроля, не должны навязывать субъекту предпринимательской деятельности тот или иной выбор (например, в том, что касается реорганизации или слияния) только потому, что это привело бы к более высокой налоговой нагрузке. Запрет на злоупотребление правом должен применяться с чрезвычайной осмотрительностью: налоговым органам следует оценивать в каждом конкретном случае – а не осуждать изначально – неналоговые экономические причины, которые, даже если не приводят к немедленному увеличению дохода налогоплательщика, в результате соответствуют цели организационного или структурного совершенствования деятельности субъекта (п. 4.6)3.

После данного Решения в итальянской доктрине высказывалось мнение о недостаточности правовой позиции Верховного кассационного суда и необходимости законодательного установления рассмотренного принципа4.

Законодательным решением вопроса стало закрепление в 2015 г. принадлежащих налогоплательщику свободы выбора наиболее благоприятного для него налогового режима из тех, что предусмотрены законом, и свободы выбора операции, влекущей иную налоговую нагрузку5.

Таким образом, правовые позиции Суда ЕС о недопустимости ограничения экономических свобод по налоговым причинам были восприняты практикой ВКС Италии и впоследствии закреплены в национальном законодательстве.

Представляется, что опыт Италии в вопросе о соотношении недопустимости налоговых злоупотреблений и свободы экономической деятельности может быть использован в России. В условиях юридически закрепленного многообразия форм собственности и свободы экономической деятельности (соответственно ст. 8, 34 Конституции РФ) необходим разумный компромисс, предполагающий наличие у налогоплательщика возможности выбрать такой вариант поведения, который менее обременителен для него с налоговой точки зрения.

1 См. также: Гусев А.М. Эволюция правоприменительного подхода к проблеме налоговых злоупотреблений в Италии // Налоговед. 2015. № 6. С. 69–75; он же. О допустимости признания судом по собственной инициативе операции налогоплательщика злоупотреблением правом // Налоговед. № 11. С. 38–43; он же. Статут прав налогоплательщика Италии и перспективы его использования для совершенствования российского законодательства // Налоговед. 2016. № 1. C. 73–77.
2 См.: Договор от 07.02.1992 о Европейском союзе.
3 В дальнейшем этот тезис был подтвержден также в ряде судебных актов ВКС Италии – см., например: решения ВКС Италии от 26.02.2014 № 4604; от 05.12.2014 № 25758; от 14.01.2015 № 439; от 18.05.2015 № 5378; от 22.06.2016 № 4345.
4 De Mita E. Sull’abuso del diritto non basta la parola della Cassazione // Il Sole 24 Ore. 9 febbraio 2011. P. 29; Procopio M. L’Ormai improcrastinabile soluzione legislativa dell’abuso del diritto // Diritto e pratica tributaria. 2011. № 2. P. 245; 254.
5 См.: п. 4 ст. 10-bis Закона Италии от 27.07.2000 № 212 о правовом положении налогоплательщика.