ещё
свернуть
Все статьи номера
11
Ноябрь 2016года
Комментарии

Законодательство о межстрановой отчетности Нидерландов и России: сравнение, первые результаты практического применения

Л.В. Гончарова,
налоговый консультант Loyens & Loeff N.V. (Нидерланды)

E-mail: nalogoved@nalogoved.ru

В статье сопоставляются положения законодательства Королевства Нидерландов о межстрановой отчетности и законопроект об изменениях в Налоговый кодекс РФ. Предложены также практические шаги на случай, если в состав российской международной группы входит нидерландская компания

Автоматический обмен информацией между налоговыми органами разных стран становится реальностью. Его важным элементом должен быть обмен межстрановой отчетностью (далее – МО).

Обмен межстрановыми отчетами в настоящий момент регулируется на трех уровнях:

  1. ОЭСР: Инициатива 13 Плана BEPS и Многостороннее соглашение компетентных органов об обмене межстрановыми отчетами1 (далее – Многостороннее соглашение);
  2. Европейский союз: изменения к Директиве ЕС от 25.05.2016 2011/16/ЕС об автоматическом обмене информацией в области налогообложения2 (далее – Директива ЕС);
  3. национальное законодательство по имплементации

Многостороннего соглашения и (или) Директивы ЕС.

Поскольку присоединение к Многостороннему соглашению происходит в добровольном порядке, в странах – участниках этого Соглашения обязательство о подготовке и обмене МО начинает действовать после его подписания.

На 30 июня 2016 г. Многостороннее соглашение подписали 44 государства. Как ожидается, Россия присоединится к Соглашению до конца 2016 г. (см. текст во врезке). Если соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ вступят в силу 1 января 2017 г., то требования о подготовке и представлении межстрановой отчетности будут применяться с 2017-го финансового года.

Законопроект Минфина России

Проект закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в части подготовки и представления межстрановой отчетности)» касается подготовки и представления МО (представлен для публичного обсуждения 06.04.2016). Уточненный законопроект «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний)» учитывает замечания, полученные в процессе обсуждения, и включает еще два вида отчетности: национальную и глобальную (представлен для обсуждения 20.07.2016).

Для стран Евросоюза обмен МО стал законодательно обязательным после того, как 11 мая 2016 г. были одобрены изменения к Директиве ЕС. Они предусматривают внедрение государствами – членами Евросоюза межстрановой отчетности не позднее 2017-го финансового периода. Таким образом, предоставляется возможность выбрать в качестве первого отчетного периода 2016‑й или 2017-й финансовый год. В частности, Кипр объявил о намерении внедрить МО с 2017-го налогового периода.

Нидерландское законодательство

1 января 2016 г. в Нидерландах вступили в силу поправки к Закону о налоге на прибыль корпораций3, касающиеся подготовки и подачи МО. Они начинают действовать с 2016-го налогового периода. Это значит, что для некоторых международных групп именно Нидерланды становятся тестовой площадкой по применению законодательства об МО.

Например, материнская компания международной группы является резидентом РФ, а участники группы – резидентами России, Кипра и Нидерландов. Именно нидерландская компания в группе будет в 2016 г. нести обязательство по подаче МО (см. текст во врезке).

Решение проблемы

Например, специальное освобождение от подачи МО за 2016 г. для нидерландских участников международных групп, материнская компания которых находится за пределами ЕС. Однако на данный момент нет информации о предоставлении подобного освобождения.

Законодательство Нидерландов предусматривает существенные санкции за невыполнение или несвоевременное выполнение обязательств по подаче МО и (или) по уведомлению об участии в международной группе: вплоть до тюремного заключения сроком до четырех лет и штрафа до 20 250 евро. Это плохие новости для международных групп, все остальные участники которых находятся в странах, чьи законы не предусматривают представления МО (в принципе или в 2016 г.).

В то же время, если этот первый опыт будет удачным, нидерландский участник группы сможет остаться уполномоченным участником (для подачи МО) и после 2016 г., освобождая от этой обязанности российскую материнскую компанию и остальных участников. Российский законопроект предоставляет такую возможность.

Нормы о межстрановой отчетности

И Нидерланды, и Россия, подготавливая законопроекты, использовали модель, предложенную ОЭСР. Поэтому тексты поправок к законодательству обеих стран во многом весьма схожи. Но есть и различия, которые желательно учесть в окончательном тексте российского законопроекта, а если он не будет скорректирован – в практике применения.

Следует обратить особое внимание на механизм подачи уведомления об уполномоченном участнике группы – сроки подачи и требования об информации.

Срок подачи уведомлений об участии в международной группе. Последний срок для подачи уведомлений нидерландскими налогоплательщиками – 31 декабря отчетного года. Российский уточненный законопроект предусматривает обязанность подачи уведомления об участии «не позднее трех месяцев с даты окончания последнего закончившегося финансового года… либо не позднее трех месяцев с даты, являющейся последним днем периода, за который составлялась бы консолидированная финансовая отчетность международной группы».

Не совсем понятно, какой финансовый год имеется в виду: отчетный или предыдущий отчетному. Можно предположить, что уведомление должно подаваться в течение трех месяцев после истечения отчетного года. В таком случае важно помнить, что вопрос о назначении уполномоченного участника международной группы должен решаться задолго до окончания российского срока, с учетом сроков, назначенных нидерландским законодательством.

Информация об ином уполномоченном участнике. Еще одно отличие касается содержания уведомления об участии в международной группе в случае, когда иная ее компания является уполномоченным участником. Нидерландский закон ограничивается требованием об идентификации иного уполномоченного участника и указанием его налогового резидентства.

Согласно текущей версии российского законопроекта требуется представить «основания, подтверждающие право уполномоченного участника международной группы компаний на подготовку и представление уведомления об участии в международной группе компаний в отношении всех участников этой группы». В настоящее время нидерландская налоговая служба разрабатывает систему электронной подачи уведомлений, которая, как ожидается, будет доступна в четвертом квартале 2016 г. Безусловно, эта система будет предусматривать извещение о факте получения электронного уведомления (по аналогии с уведомлением о подаче налоговой декларации). Но само по себе такое уведомление еще не является подтверждением того, что нидерландская компания признала себя уполномоченным участником. Возникает вопрос: будет ли считаться достаточным основанием копия поданного уведомления вместе с извещением о его получении в электронном виде?

Возможно, нидерландский налоговый инспектор согласится подписать отдельный подтверждающий документ, но, поскольку эта опция пока недоступна в Королевстве Нидерландов (и непонятно, будет ли доступна в других юрисдикциях), было бы разумно ограничиться изложенным выше подходом.

Первые практические вопросы

Как правило, налоговый период в Нидерландах равен календарному году. До 31 декабря 2016 г. нидерландская компания – член международной группы обязана уведомить налоговые органы о том, что она будет сама подавать МО за 2016 г., или же указать другого уполномоченного (по подаче МО) участника группы.

Уже возникшие на практике проблемы касаются, например, следующих ситуаций.

Ситуация 1

Материнская компания нидерландского участника группы находится в юрисдикции, которая не участвует в обмене МО в 2016 г., однако предусматривает возможность добровольной подачи такой отчетности. Материнская компания подготавливает МО.

Некоторые страны, в частности США, предлагают возможность добровольной подачи (voluntary reporting) МО за 2016 г.4

Ожидается, что, если американская материнская компания добровольно подает МО, нидерландский участник группы будет освобожден от обязательства по подаче отчетности. Возможность применения этой опции в отношении групп с российской материнской компанией зависит от сроков введения в силу законопроекта и от того, насколько быстро добровольная подача МО будет доступна налогоплательщикам.

Ситуация 2

Материнская компания нидерландского участника группы находится в юрисдикции, не участвующей в обмене МО в 2016 г. Иной уполномоченный участник не назначен. Материнская компания отказывается предоставить информацию.

Нидерландское законодательство прямо не предусматривает освобождения от подачи МО. Директива ЕС в такой ситуации предписывает подать МО на основании сведений, доступных налогоплательщику, и уведомить налоговые органы об отказе материнской компании предоставить необходимую информацию. Это положение, однако, не отменяет права государства нахождения налогоплательщика наложить штраф, установленный национальным законодательством. Кроме того, все государства – члены ЕС будут уведомлены об отказе о предоставлении информации. Таким образом, отказ может иметь негативные последствия для налогоплательщика – резидента ЕС.

Что делать, если в состав группы входит компания в Нидерландах или ином государстве – члене ЕС?

Прежде всего надо оценить, подпадает ли группа под обязательство подавать МО. Если ответ положительный, следует проверить, в каких юрисдикциях группы обязанность по подаче МО возникает уже в отношении 2016-го календарного года (помимо Нидерландов, например, во Франции и, как ожидается, в Люксембурге) и в каких юрисдикциях в 2016 г. возможна добровольная подача МО (например, в США, Швейцарии, Японии).

Если в состав группы входит нидерландская компания, необходимо решить до конца года, какая компания группы будет подавать МО и какая информация будет доступна для включения в эту отчетность.

Вероятно, налоговая служба Нидерландов выпустит дальнейшие разъяснения и займет прагматичную позицию в отношении первого отчетного 2016 г. Тем не менее не стоит ожидать безусловного освобождения в ситуации 2.

Ввиду того что уже с 2016-го отчетного года в Нидерландах будет также действовать обязательство по подготовке глобальной и национальной документации (Master File и Local File в терминологии уточненного законопроекта), для международных групп с совокупным доходом 50 млн евро анализ обязательств в отношении этих требований – следующая актуальная задача.

1 Multilateral competent authority agreement on the exchange of information of country-by-country reports.
2 Council Directive (EU) 2016/881 of 25 May 2016 amending Directive 2011/16/EU as regards mandatory automatic exchange of information in the field of taxation.
3 См.: ст. 29b–29f, 29h Закона о налоге на прибыль корпораций (Wet op de vennootschapsbelasting 1969).
4 Временные различия между сроками подачи уведомлений и отчетности также возникают из-за различий в обычном начале финансового года.