ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2017года
Зарубежный опыт

Налогообложение доходов в Сингапуре: зачем государство поставило налоговую ловушку и как в нее не попасть?

В свете общемировых тенденций деофшоризации Республика Сингапур все чаще рассматривается как возможная альтернатива традиционным офшорам и Кипру. Однако следует учитывать особенности действующего в этом городе-государстве режима налогообложения доходов

И.А. Фадеева,
аспирантка кафедры административного и финансового права МГИМО (У) МИД России

E-mail: nalogoved@nalogoved.ru

В последние несколько лет Сингапур все чаще попадает в шорт-лист юрисдикций, рассматриваемых иностранными и российскими компаниями как потенциальная возможность для расширения их глобального присутствия. Это обусловлено как общемировой тенденцией к деофшоризации, при которой компании заинтересованы в перемещении бизнеса в юрисдикции с более высокой репутацией, так и стабильно благоприятными бизнес-условиями в Сингапуре, подкрепленными статусом этого государства как одного из мировых финансовых центров.

В 2016 г. впервые за 11 лет Сингапур уступил первое место в списке государств с благоприятными условиями ведения бизнеса по результатам рейтинга Всемирного банка Doing Business 2017: Equal Opportunity for All1. А по версии Z/Yen Group, Сингапур занимает третье место в рейтинге мировых финансовых центров по итогам 2016 г.2

Кроме того, Сингапурский международный арбитражный центр (Singapore International Arbitration Centre Clause – SIAC) постепенно становится одним из наиболее популярных мест рассмотрения споров, в том числе с участием российского бизнеса.

По данным Boston Consulting Group, Сингапур – лидер по темпу роста офшорных инвестиций: в 2015 г. они увеличились на 10%3.

В этом государстве работают и российские организации – в основном венчурные фонды и компании IT-сектора (фонды Digital Media Partners, Ruvento Ventures, Frontier Ventures и Life.SREDA, компании «Лаборатория Касперского», FreshOffice, SPB TV, CDNvideo, Bookmate).

Режим налогообложения дохода

Одной из причин, по которой Сингапур считается привлекательным для ведения бизнеса, является благоприятная налоговая среда. Однако тем, кто уже учредил компанию в этом городе-государстве или только рассматривает такую возможность, необходимо учитывать особенности действующего там режима налогообложения дохода.

Сегодня общепринято разделение режимов налогообложения дохода на резидентный (worldwide / resident-based) и территориальный (territorial / source-based). Первый опирается исключительно на принцип постоянного места пребывания лица4 и предусматривает право государства облагать налогом общую сумму доходов резидента, полученных как от источника внутри государства, так и из иностранных источников (например, действует в США, Ирландии, Греции). В основе второго – принцип источника дохода, при этом получателями дохода могут быть как налоговые резиденты, так и нерезиденты данного государства (например, действует в Гонконге, Панаме).

При налогообложении дохода в большинстве стран сочетаются два указанных принципа и (или) используются их модификации. Сингапур не исключение.

Российские специалисты в области международного налогообложения, как правило, причисляют Сингапур к группе государств с территориальным режимом налогообложения5. Представители зарубежной доктрины налогового права полагают, что справедливо относить его к государствам с «модифицированным территориальным режимом налогообложения дохода»6, в котором помимо территориального действует также «скрытый» резидентный режим налогообложения дохода7, проявляющийся в праве государства при определенных условиях облагать налогом доход компаний – резидентов Сингапура, полученный от источников как в нем самом, так и за его пределами.

По Закону о подоходном налоге (Income Tax Act – ITA) налогообложению подлежит доход любого лица, начисленный (возникающий) в Сингапуре (accruing in Singapore), или происходящий (извлеченный) из Сингапура (derived from Singapore8), или полученный в Сингапуре (received in) из-за пределов Сингапура (from outside)9.

Как видно из формулировки, для целей налогообложения Сингапур претендует не только на доходы, полученные налоговыми резидентами и нерезидентами из источников на его территории, но и на часть доходов, полученных резидентами за рубежом, при условии их репатриации в этот город-государство. Иными словами, принцип источника дохода дополняется принципом репатриации дохода (remittance basis). Следовательно, режим налогообложения дохода в Сингапуре не является исключительно территориальным.

Чем опасен принцип репатриации?

Принцип репатриации дохода лишь на первый взгляд похож на паутину, которую сплел паук-Сингапур, чтобы заполучить как можно больше доходов своих резидентов. Фактически он не имеет фискальной направленности, а сохраняется государством по иным основаниям. Большинству представителей бизнеса и консультантов хорошо известно: чтобы не попасть в сеть, нужно зачислять выручку от деятельности сингапурской компании на банковские счета за пределами этого государства.

Однако на практике не все так просто. Для того чтобы избежать налоговой ловушки, необходимо учитывать, что согласно национальному законодательству доход может признаваться репатриированным не только при условии его перечисления на счет, открытый в сингапурском банке, или ввоза денежных средств в этот город-государство, но и в двух других случаях, когда доход используется:

• для погашения долга, возникшего в связи с осуществлением торговой (предпринимательской) деятельности в Сингапуре;

• для приобретения движимого имущества, которое затем перевозится в Сингапур10.

Круг лиц, на которых распространяется действие принципа репатриации, первоначально был органичен физическими и юридическими лицами – налоговыми резидентами Сингапура. Цель такого ограничения – не отпугнуть нерезидентов от использования счетов, открытых в банках на территории этого государства, и от сотрудничества с сингапурскими компаниями, оказывающими услуги по управлению денежными средствами.

С 1 января 2004 г. этот принцип больше не действует в отношении физических лиц-резидентов при условии, что доходы не получены ими от участия в сингапурском товариществе11. Вероятно, это сопряжено с необходимостью поддерживать покупательскую способность населения, ведь чем больше у него средств, тем больше оно тратит. Таким образом, одновременно поддерживается и развивается бизнес и пополняется бюджет посредством взимания с конечных потребителей косвенного налога на товары и услуги.

Исходя из разъяснений Службы внутренних доходов Сингапура12 по вопросу применения принципа репатриации, есть несколько способов, как обойти эту налоговую ловушку13. В частности:

• доход, полученный компанией-резидентом из источников за рубежом и реинвестированный вне Сингапура, не подлежит обложению налогом в этом городе-государстве;

• налогоплательщик, при наличии у него за рубежом прибыли (которая при переводе в Сингапур будет облагаться налогом) и доходов капитального характера (которые по общему правилу не подлежат налогообложению в Сингапуре), вправе перечислять в этот город-государство только доходы капитального характера при условии документального подтверждения некапитальной природы непереведенных средств;

• если налогоплательщик на средства от источников за рубежом приобрел движимое имущество с последующей его доставкой в Сингапур, налоговая база по подоходному налогу будет признаваться равной фактической стоимости приобретения этого актива14.

По мнению IRAS, сингапурские компании также могут без опасений распределять дивиденды в пользу своих акционеров из средств, полученных от источников за рубежом, без их перевода в Сингапур.

Почему принцип репатриации продолжает применяться?

Принцип репатриации дохода – пережиток прошлого. Его использование было оправданно несколько десятков лет назад, когда государства не располагали достаточными ресурсами, чтобы отследить доходы резидентов от деятельности за рубежом. В эпоху высоких технологий таких трудностей нет и предпочтение отдается принципу резидентства.

Хотя в зарубежной доктрине репатриация дохода выделяется в качестве самостоятельного принципа налогообложения15, его можно также рассматривать как проявление резидентного принципа, возможность применения которого ограничена (например, условием о необходимости репатриации дохода в государство резидентства, как в случае с Сингапуром). Тем меньше ясна причина, по которой Сингапур до сих пор не отказался от принципа репатриации в пользу полноценного принципа резидентства.

С 2003 г. в Сингапуре при соблюдении определенных условий действует освобождение от налогообложения для ряда доходов, переводимых в это государство компаниями – налоговыми резидентами: для дивидендов от иностранных компаний, доходов от оказания услуг за рубежом, прибыли иностранных филиалов сингапурских компаний от иностранных источников16. Логично предположить, что законодательное закрепление принципа репатриации дохода в Сингапуре – это не проявление исключительно фискальной функции налогов, государство преследует иную цель.

Стандартная ставка налога на прибыль в Сингапуре относительно невысока – 17%, и при переходе к резидентной системе налогообложения государство не сможет рассчитывать на значительные налоговые поступления в бюджет после использования механизма зачета и применения законодательно предусмотренных освобождений от налогообложения в отношении доходов. Затраты государства на то, чтобы установить факт получения сингапурскими компаниями доходов за рубежом, и на взыскание налогов с этой части доходов могут быть сопоставимы с доходами в бюджет от их налогообложения. В свою очередь, налогообложение на основании принципа репатриации не сопряжено с дополнительными затратами на мониторинг доходов компаний-резидентов за рубежом. Здесь действует принцип «облагаю налогом лишь то, что получаю и на что могу обратить взыскание».

Таким образом, использование резидентного принципа налогообложения дохода в случае с Сингапуром фактически лишено экономического смысла. Но и переход к территориальному режиму в чистом виде также необоснован по следующим причинам.

Помимо минимальных расходов на администрирование принцип репатриации помогает Сингапуру бороться с утечкой капиталов в низконалоговые и безналоговые юрисдикции. Из-за относительно невысокой ставки корпоративного налога и широкого перечня действующих налоговых льгот последствия такой утечки не должны быть слишком ощутимыми для государства, но в любом случае некий сдерживающий механизм системе налогообложения необходим.

Еще одним аргументом в пользу сохранения принципа репатриации может быть использование его Сингапуром для поддержания и расширения сети соглашений об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН).

Основная цель заключения СИДН – избежание двойного налогообложения доходов, заключение такого соглашения с государством, полностью отказавшимся от обложения налогом доходов своих резидентов от источников за рубежом, может показаться потенциальным «контрагентам» лишенным смысла. Однако, если принимать во внимание успешное расширение Гонконгом – государством с исключительно территориальным режимом налогообложения – его сети СИДН, опасения Сингапура, связанные с отказом от принципа репатриации дохода, кажутся уже не столь обоснованными.

В настоящее время Сингапур не рассматривает возможность изменения действующего режима налогообложения дохода. Прибьется ли налоговая система этого города-государства к одному из двух берегов-принципов, покажет время. А пока бизнесу, учреждающему организации в Сингапуре, стоит помнить, что не вся прибыль сингапурской компании на счетах в зарубежных банках освобождается от налога в этой стране, и, соответственно, контролировать способы ее расходования.

3 См.: Базанова Е. Поворот на Восток // Ведомости. 2016. 9 июня (№ 4092).
4 См.: Налоговое право: учеб. для вузов / под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2015. С. 437.
5 См.: Килинкарова Е.В. Налоговое право зарубежных стран: учеб. для бакалавриата и магистратуры. М., 2015. С. 248; Шепенко Р.А. Международные налоговые правила. Ч. 2. М., 2012. С. 189.
6 Poh S. Taxation in Singapore 2013 Edition. Singapore: McGraw-Hill Education (Asia), 2013. P. 13.
7 Sharkey N.C. Tax Treaties and Temporary Residence for Individuals: Tax Abuse? – Focus on the Rules in Australia, China (People’s Rep.) and Singapore in the Context of the Tax Treaties between these States and with India, Japan, Korea (Rep.) and the United Kingdom // Bull. Intl. Fiscal Taxn. 2015. Vol. 69. № 2.
8 Словосочетание «из источника» в тексте Закона опущено.
9 Section 10 (1) of the ITA, 1947 (Cap 134, 2014 Revised Ed.) (as amended on 03.10.2016). URL: http://statutes.agc.gov.sg.
10 Section 10 (25) of the ITA.
11 Section 13 (7A) of the ITA.
12 The Inland Revenue Authority of Singapore – IRAS.
13 IRAS e-Tax Guide 1995/IT/5: Section 10 (19) of the ITA – Interpretation and practice, published on 28 December 1995.
14 Рыночная (балансовая) стоимость актива на момент ввоза в Сингапур для данных целей не учитывается.
15 Singh V. Veerinder on Malaysian Tax Theory and Practice. Malaysia, 2012. P. 6.
16 Section 13 (9) of the ITA.