ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июль 2017года
Комментарии

Предоставление межстрановой отчетности (CbCR): реальность и ожидания

Налогоплательщики большинства стран, и Россия не исключение, готовятся к изменению отчетности по трансфертному ценообразованию. Ожидается принятие поправок в Налоговый кодекс РФ. О том, какие последствия это повлечет для участников международных групп, как подготовиться к введению новой отчетности, – в статье, а также в комментарии эксперта

Рекомендации ОЭСР

5 октября 2015 г. ОЭСР опубликовала финальный Отчет о всестороннем, последовательном и скоординированном реформировании международных налоговых правил в рамках проекта по предотвращению размывания налоговой базы и ухода от налогообложения (Плана BEPS).

Отчет в том числе включает в себя Мероприятие 13, в котором обозначен подход к подготовке и составу документации по трансфертному ценообразованию (ТЦО). Его реализация предполагает:

  • внедрение единых стандартов отчетности по ТЦО;
  • подачу мультинациональными корпорациями с оборотом более 750 млн евро в налоговые органы страны, в которой они признаются резидентами, отчетов о деятельности по каждой стране, где такая деятельность ведется.

Основные цели Мероприятия 13:

  • быстрый первичный анализ группы компаний в целом; четкая картинка создания добавленной стоимости по каждой стране и группе в целом; целостность, единообразие и достоверность информации;
  • возможность для группы компаний обосновать ТЦО в каждой отдельной стране и в целом на основании профайлов каждой компании и возможность оценить риски в части ТЦО, следование принципу рыночности в вопросах ценообразования группы;
  • обмен такой информацией автоматически (см. текст во врезке) на регулярной основе между налоговыми органами разных стран.

Об автоматическом обмене

Рекомендациями ОЭСР установлена обязанность налоговых органов представлять межстрановой отчет в другие соответствующие налоговые юрисдикции в течение 15 месяцев после окончания отчетного года в последующие периоды. Для этой процедуры предусмотрен автоматический обмен.

Таблица 1. Юрисдикции, присоединившиеся и присоединяющиеся к автоматическому обмену информацией

ОЭСР рекомендует трехуровневый подход к подготовке отчетности по ТЦО. Его основные принципы:

1. взаимосвязь информации от страны к стране и между компаниями группы;

2. последовательность и прозрачность предоставляемой информации;

3. единообразие и приемлемый уровень детализации в отчетности.

Отчетность состоит из трех файлов1.

Таблица 2. Первые отчеты по BEPS

Мастер-файл (Master-file, MF) – это полное описание бизнес-структуры группы, включая сегменты рынка, основные продукты, виды деятельности, факторы, влияющие на прибыль, принципы ценообразования и финансирования. Цель – исчерпывающее описание группы и формирования базовых принципов ее работы. Мастер-файл представляет собой базу для Локального файла и Постранового отчета.

Локальный файл (Local-file, LF) – детальное описание компании в стране, включая функционал, риск-профайл, финансовую отчетность, подтверждающую соответствие цены рыночному уровню. Цель этого отчета – соблюдение требований, предъявляемых в каждой стране по ТЦО.

Пострановой отчет (Country-by-country report, CbCR) – это сводный отчет с финансовой и нефинансовой информацией по странам. Его цель – оценка рисков ТЦО.

Изменения в российское законодательство

Минфин России разработал законопроект2, в котором предусмотрено, что налогоплательщики – участники международных групп должны представлять в ФНС России уведомления об участии в такой группе, а также страновые сведения по ней: глобальную и национальную документацию и страновой отчет (п. 3 ст. 105.16-1 НК РФ).

Страновые сведения по международной группе компаний, участником которой является налогоплательщик, включают в себя:

  • глобальную документацию по группе (MF);
  • национальную документацию ее участника (LF);
  • страновой отчет по государствам (территориям), налоговыми резидентами которых являются участники группы (CbCR).

При этом устанавливаются сроки представления отчетов:

  • первый период введения требований по представлению уведомлений и межстрановых сведений – финансовые годы, начинающиеся в 2017 г.;
  • межстрановая отчетность подается не позднее 12 месяцев с даты окончания финансового года, причем первым годом, на который будут распространяться новые правила, станет финансовый год международной группы, начинающийся в 2017 г.
  • Заметим, что в Рекомендациях ОЭСР предлагается установить таким первым годом финансовый год международной группы, начинающийся в 2016 г. И в некоторых странах уже приняты изменения в законодательство о подаче межстрановой отчетности по 2016 г.

В российском законопроекте закреплено, что налогоплательщик в добровольном порядке вправе применять новые положения к финансовым годам, начинающимся ранее 2017 г.

Таблица 3. Особенности отчетности

За непредставление или представление недостоверных сведений налогоплательщиками – участниками международной группы предлагается установить ответственность в виде штрафа:

  • в отношении уведомления об участии в международной группе – 50 тыс. руб.;
  • в отношении межстрановой отчетности – 100 тыс. руб.

Предлагается переходный период (2017–2019 гг.), в течение которого эти санкции применяться не будут.

Комментарий

В.С. Борисова,
налоговый консультант 

E-mail: nalogoved@nalogoved.ru

Какие последствия влечет новый институт?

Введение института автоматического обмена налоговой информацией влечет несколько важных последствий.

Во-первых, пересматриваются требования к раскрытию информации о контролируемых сделках, содержащейся в документации, в том числе с учетом предложений ОЭСР в рамках Плана BEPS: расширяется перечень, появляются дополнительные обязанности, увеличивается административная нагрузка, возрастают риски, что данные будут использоваться в обычных проверках.

Во-вторых, закрепляется концепция приоритета существа над формой – контролирующие органы получают дополнительный инструмент для проверки. А именно:

  • они фокусируются на фактической природе контролируемых сделок (поиск «настоящей сделки») и фактических отношениях взаимозависимых лиц в рамках контролируемой сделки и группы;
  • в дополнение к опросам (допросам) для выявления действительной природы сделки и распределения функций, активов и рисков по ней появляется консолидированный страновой отчет;
  • возникает риск переквалификации сделок, в том числе в целях применения концепции необоснованной налоговой выгоды.

В третьих, меняется система оценки рисков. Теперь они оцениваются в зависимости от возможности осуществлять контроль за ними, а также от наличия или отсутствия финансовых ресурсов для их принятия.

В-четвертых, у налоговых органов появляется возможность оценивать фактическое поведение сторон в сделках по сравнению с тем, какие функции и риски сторон закреплены в договорах. В свою очередь, у компаний возникает необходимость сбалансировать контрактные условия (форму) и фактическое взаимодействие сторон (содержание) во взаимоотношениях компаний группы.

Что можно рекомендовать компаниям, на которых распространяется действие новых правил?

Можно предложить алгоритм подготовки к введению новых правил обмена информацией.

1. Проанализировать, в каких юрисдикциях компании группы являются резидентами, установить различия в законодательных требованиях, привести действующие политики по ТЦО в соответствие с рекомендациями ОЭСР и национальными требованиями.

2. Определить компанию, которая будет подавать страновую отчетность.

3. Оценить риски по группе в целом и по каждой компании, чтобы уточнить профайл каждой компании и рисков, которые она несет в рамках группы.

4. Проанализировать распределение прибыли по разным юрисдикциям в результате совершения контролируемых сделок в группе и фактические взаимоотношения взаимозависимых лиц.

5. Проверить готовность ИТ-систем:

  • протестировать возможность оперативного сбора и консолидации данных на уровне группы;
  • при необходимости разработать или настроить информационные системы, чтобы иметь доступ к требуемым данным в режиме реального времени;
  • протестировать возможность агрегирования информации в рамках международной группы на разных уровнях.

6. Подготовиться к вопросам контролирующих органов с учетом новых условий и требований.

1 См. также: Килинкарова Е.В. Новые рекомендации ОЭСР о документации по трансфертному ценообразованию и об автоматическом обмене информацией // Налоговед. 2016. № 6. С. 32–39.
2 Законопроект «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний)». URL: http://regulation.gov.ru.