ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Сентябрь 2017года
Мнения

Акциз становится барьером для внешней торговли?

Регулятор предписывает применять к иностранным винам базовую ставку акциза. Этот частный случай — пример создания дискриминационных условий и нарушения правила о толковании неясностей в законе в пользу налогоплательщика. А причина такой нередкой ситуации — расхождение в определении понятий в национальном законодательстве и международных договорах
О.В. Евсеева, юрист «Пепеляев Групп»

Статьей 193 НК РФ установлены разные ставки акциза в отношении вин и игристых вин (шампанских):

  • для вин с защищенными географическим указанием и наименованием места происхождения (далее — «защищенные» вина) применяются пониженные ставки налога: соответственно 5 и 14 руб. за литр;
  • для остальных — базовые: 18 и 36 руб.

Исключений в отношении иностранных подакцизных товаров, в том числе «защищенных» вин, не предусмотрено.

По поручению Минфина России Федеральная таможенная служба установила1, что к «защищенным» винам, ввозимым на территорию РФ, подлежат применению базовые (не сниженные) ставки акциза. По мнению министерства2, для целей ст. 193 НК РФ использованные в ней понятия «вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения» и «игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения» следует применять с учетом положений отраслевого закона3, который не относит ввозимое вино к указанным категориям продукции.

Насколько правомерна эта позиция с точки зрения российского законодательства и международных обязательств, в том числе взятых при вступлении в ВТО?

1 Письмо ФТС России от 30.12.2016 № 01–11/68307; Приказ ФТС России от 05.05.2017 № 736 «О внесении изменений в приложение к Приказу ФТС России от 1 июля 2016 г. № 1311» (далее — Приказ № 736).
3 Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации» (далее — Закон № 171-ФЗ).

Конкуренция норм

По общему правилу, установленному в п. 1 ст. 11 НК РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей российского законодательства, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Ни статья 193, ни гл. 22 «Акциз» НК РФ не содержат нормы о том, что использованные в этой главе понятия и термины должны применяться в значении, установленном в Законе № 171-ФЗ.

Следует также отметить, что ст. 11 НК РФ не предусматривает иерархии или приоритета в применении актов законодательства на случай, если в них даются разные определения одних и тех же терминов.

В пунктах 24 и 25 ст. 2 Закона № 171-ФЗ приведены дефиниции «винодельческая продукция с защищенным географическим указанием» и «винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения». Из них видно, что территориальная принадлежность к Российской Федерации прямо установлена только для первого термина, а для второго такой привязки нет.

Исходя из Пояснительной записки к законопроекту о внесении изменений в Закон № 171-ФЗ4, термины «винодельческая продукция с защищенным географическим указанием» и «винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения» введены для того, чтобы установить более упрощенный порядок получения разрешительных документов в отношении таких категорий вин по сравнению с винами, произведенными в России. Законопроект направлен на создание необходимых правовых условий для цивилизованного производства «защищенных» вин, соответствующих европейским и общемировым стандартам.

4 Федеральный закон от 31.12.2014 № 490-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции“ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 490-ФЗ).

Иными словами, в Законе № 171-ФЗ дифференциация установлена в части административного регулирования в отношении российских вин, а не иностранного производства.

Вывод о применении понятий «защищенных» вин с учетом положений отраслевого закона Минфин России сделал «по совокупности» положений Закона № 171-ФЗ. При этом ст. 11 НК РФ не предусматривает возможности применения для налоговых целей термина в значении, определяемом из совокупности норм законодательства.

Дефиниции «винодельческая продукция», «винодельческая продукция с защищенным географическим указанием» и «винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения» были внесены в Закон № 171-ФЗ только 31 декабря 2014 г. Задолго до этого несколько иные определения названных понятий, без указания на производство на территории России, получили закрепление в национальном стандарте ГОСТ Р 52335–2005 «Продукция винодельческая. Термины и определения»5.

Алкогольные напитки относятся к пищевой продукции, на которую распространяются требования, установленные Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»6. В этом документе нет ссылки на ГОСТ Р 52335–2005 как на стандарт, применение которого обеспечивает соблюдение требований Технического регламента.

5 Утв. Приказом Ростехрегулирования от 20.05.2005 № 105‑ст в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

В качестве такого стандарта указаны государственные стандарты Республики Беларусь СТБ 950–2006 и СТБ 1695–2006. А в них, в свою очередь, дается ссылка на СТБ 1650–2008 «Винодельческая промышленность. Термины и определения», в котором закреплено определение термина «виноградное вино контролируемого наименования по происхождению». Оно применяется к винам, произведенным за пределами ЕАЭС и ввозимым на его таможенную территорию, в том числе в Россию.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки»7 в маркировке упакованной пищевой продукции могут быть указаны сведения о наименовании места происхождения такой продукции (п. 3 разд. 4.1 ст. 4).

Гражданское законодательство8 рассматривает наименование места происхождения товара как один из объектов интеллектуальной собственности, относящийся к средствам индивидуализации товаров. Это наименование признается и охраняется (защищается) в силу его государственной регистрации (п. 1 ст. 1518 ГК РФ).

В соответствии со ст. 7 Соглашения стран СНГ от 04.06.1999 о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний9 (далее — Соглашение) «Стороны предоставляют правовые средства защиты в целях предупреждения использования географических указаний, идентифицирующих территориальное происхождение вин или крепких спиртных напитков, для этих видов напитков, в действительности не происходящих из указанного в географическом указании места».

8 Подпункт 15 п. 1 ст. 1225 и § 3 гл. 76 части четвертой ГК РФ.

Статьей 1 Соглашения предусмотрено, что «географические указания — обозначения, которые идентифицируют происхождение товара из территорий Сторон или их регионов, или местностей, где качество, репутация либо другие характеристики товара в значительной степени соотносятся с его географическим происхождением».

Это определение географического указания в целом воспроизводит п. 1 ст. 22 Соглашения от 15.04.1994 по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее — Соглашение ТРИПС). В этом документе, положения которого с августа 2012 г. обязательны для имплементации в российское законодательство10, приводится аналогичная дефиниция.

Таким образом, международными договорами установлено общее значение понятия «географическое указание», которое применимо к товарам иностранного происхождения, ввозимым на территорию РФ.

И наконец, единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС)11 предусматривает использование терминов «защищенное наименование по происхождению» и «защищенное географическое указание» в описании нескольких кодов. Например, вин с защищенным наименованием по происхождению: «Эльзас» (код 2204 21 110 0), «Бордо» (код 2204 21 120 0), «Бургундия» (код 2204 21 130 0), «Валь де Луар (Долина Луары)» (код 2204 21 170 0) и т. д.

10 Соглашение ТРИПС вступило в силу для России 22.08.2012.

Иными словами, ТН ВЭД ЕАЭС прямо предусмотрено применение этих терминов для целей классификации ввозимых товаров и, как следствие, уплаты ввозных таможенных пошлин по установленным в отношении кодов ставкам.

Как видим, в отраслях российского законодательства и международных договорах, имеющих приоритет над национальными законами, установлены разные определения рассматриваемых понятий.

Возникает конкуренция норм, в которой Минфин России отдал — довольно спорно — приоритет положениям Закона № 171-ФЗ, притом что согласно п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора / страховых взносов, налогового агента).

О соблюдении правил ВТО

В 2012 г. Россия вступила во Всемирную торговую организацию (далее — ВТО), присоединилась к Генеральному соглашению по тарифам и торговле 1994 г. (далее — ГАТТ 1994) и приняла на себя обязательство по соблюдению ее договоров.

Один из основополагающих принципов ВТО — взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения.

Согласно ГАТТ 1994 недопустимо закреплять дискриминационные условия при установлении налогов и сборов на территории государств — участников ВТО. В частности, никакая из договаривающихся сторон не должна каким-либо иным образом применять внутренние налоги или сборы к импортированным или отечественным товарам так, чтобы это создавало защиту для внутреннего производства.

По нашему мнению, применение базовых (не сниженных) ставок акциза к ввозимым винам должно рассматриваться как устанавливающее дискриминационные условия взимания акциза по сравнению с аналогичными отечественными товарами. Эти условия нарушают правила, установленные ГАТТ 1994, и могут спровоцировать спор стран — участников ВТО с Российской Федерацией.

Кроме того, нарушение принципа взаимного предоставления национального режима товарам и услугам иностранного происхождения как международного обязательства России может послужить основанием для обращения в Конституционный Суд РФ. Предметом такого обращения станет неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли ст. 15 Конституции РФ положения ст. 193 НК РФ по смыслу, придаваемому им в официальном толковании Минфина России, ФТС России и в правоприменительной практике таможенных органов.

В свою очередь, Приказ № 736, устанавливающий публичные обязательства, может быть обжалован в Верховном Суде РФ, а требования таможенных органов об уплате акциза и пеней — в арбитражных судах.