Акциз становится барьером для внешней торговли?
Статьей 193 НК РФ установлены разные ставки акциза в отношении вин и игристых вин (шампанских):
- для вин с защищенными географическим указанием и наименованием места происхождения (далее — «защищенные» вина) применяются пониженные ставки налога: соответственно 5 и 14 руб. за литр;
- для остальных — базовые: 18 и 36 руб.
Исключений в отношении иностранных подакцизных товаров, в том числе «защищенных» вин, не предусмотрено.
По поручению Минфина России Федеральная таможенная служба установила1, что к «защищенным» винам, ввозимым на территорию РФ, подлежат применению базовые (не сниженные) ставки акциза. По мнению министерства2, для целей ст. 193 НК РФ использованные в ней понятия «вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения» и «игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения» следует применять с учетом положений отраслевого закона3, который не относит ввозимое вино к указанным категориям продукции.
Насколько правомерна эта позиция с точки зрения российского законодательства и международных обязательств, в том числе взятых при вступлении в ВТО?
Конкуренция норм
По общему правилу, установленному в п. 1 ст. 11 НК РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей российского законодательства, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Ни статья 193, ни гл. 22 «Акциз» НК РФ не содержат нормы о том, что использованные в этой главе понятия и термины должны применяться в значении, установленном в Законе № 171-ФЗ.
Следует также отметить, что ст. 11 НК РФ не предусматривает иерархии или приоритета в применении актов законодательства на случай, если в них даются разные определения одних и тех же терминов.
В пунктах 24 и 25 ст. 2 Закона № 171-ФЗ приведены дефиниции «винодельческая продукция с защищенным географическим указанием» и «винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения». Из них видно, что территориальная принадлежность к Российской Федерации прямо установлена только для первого термина, а для второго такой привязки нет.
Исходя из Пояснительной записки к законопроекту о внесении изменений в Закон № 171-ФЗ4, термины «винодельческая продукция с защищенным географическим указанием» и «винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения» введены для того, чтобы установить более упрощенный порядок получения разрешительных документов в отношении таких категорий вин по сравнению с винами, произведенными в России. Законопроект направлен на создание необходимых правовых условий для цивилизованного производства «защищенных» вин, соответствующих европейским и общемировым стандартам.
Иными словами, в Законе № 171-ФЗ дифференциация установлена в части административного регулирования в отношении российских вин, а не иностранного производства.
Вывод о применении понятий «защищенных» вин с учетом положений отраслевого закона Минфин России сделал «по совокупности» положений Закона № 171-ФЗ. При этом ст. 11 НК РФ не предусматривает возможности применения для налоговых целей термина в значении, определяемом из совокупности норм законодательства.
Дефиниции «винодельческая продукция», «винодельческая продукция с защищенным географическим указанием» и «винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения» были внесены в Закон № 171-ФЗ только 31 декабря 2014 г. Задолго до этого несколько иные определения названных понятий, без указания на производство на территории России, получили закрепление в национальном стандарте ГОСТ Р 52335–2005 «Продукция винодельческая. Термины и определения»5.
Алкогольные напитки относятся к пищевой продукции, на которую распространяются требования, установленные Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»6. В этом документе нет ссылки на ГОСТ Р 52335–2005 как на стандарт, применение которого обеспечивает соблюдение требований Технического регламента.
В качестве такого стандарта указаны государственные стандарты Республики Беларусь СТБ 950–2006 и СТБ 1695–2006. А в них, в свою очередь, дается ссылка на СТБ 1650–2008 «Винодельческая промышленность. Термины и определения», в котором закреплено определение термина «виноградное вино контролируемого наименования по происхождению». Оно применяется к винам, произведенным за пределами ЕАЭС и ввозимым на его таможенную территорию, в том числе в Россию.
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки»7 в маркировке упакованной пищевой продукции могут быть указаны сведения о наименовании места происхождения такой продукции (п. 3 разд. 4.1 ст. 4).
Гражданское законодательство8 рассматривает наименование места происхождения товара как один из объектов интеллектуальной собственности, относящийся к средствам индивидуализации товаров. Это наименование признается и охраняется (защищается) в силу его государственной регистрации (п. 1 ст. 1518 ГК РФ).
В соответствии со ст. 7 Соглашения стран СНГ от 04.06.1999 о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний9 (далее — Соглашение) «Стороны предоставляют правовые средства защиты в целях предупреждения использования географических указаний, идентифицирующих территориальное происхождение вин или крепких спиртных напитков, для этих видов напитков, в действительности не происходящих из указанного в географическом указании места».
Статьей 1 Соглашения предусмотрено, что «географические указания — обозначения, которые идентифицируют происхождение товара из территорий Сторон или их регионов, или местностей, где качество, репутация либо другие характеристики товара в значительной степени соотносятся с его географическим происхождением».
Это определение географического указания в целом воспроизводит п. 1 ст. 22 Соглашения от 15.04.1994 по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее — Соглашение ТРИПС). В этом документе, положения которого с августа 2012 г. обязательны для имплементации в российское законодательство10, приводится аналогичная дефиниция.
Таким образом, международными договорами установлено общее значение понятия «географическое указание», которое применимо к товарам иностранного происхождения, ввозимым на территорию РФ.
И наконец, единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС)11 предусматривает использование терминов «защищенное наименование по происхождению» и «защищенное географическое указание» в описании нескольких кодов. Например, вин с защищенным наименованием по происхождению: «Эльзас» (код 2204 21 110 0), «Бордо» (код 2204 21 120 0), «Бургундия» (код 2204 21 130 0), «Валь де Луар (Долина Луары)» (код 2204 21 170 0) и т. д.
Иными словами, ТН ВЭД ЕАЭС прямо предусмотрено применение этих терминов для целей классификации ввозимых товаров и, как следствие, уплаты ввозных таможенных пошлин по установленным в отношении кодов ставкам.
Как видим, в отраслях российского законодательства и международных договорах, имеющих приоритет над национальными законами, установлены разные определения рассматриваемых понятий.
Возникает конкуренция норм, в которой Минфин России отдал — довольно спорно — приоритет положениям Закона № 171-ФЗ, притом что согласно п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора / страховых взносов, налогового агента).
О соблюдении правил ВТО
В 2012 г. Россия вступила во Всемирную торговую организацию (далее — ВТО), присоединилась к Генеральному соглашению по тарифам и торговле 1994 г. (далее — ГАТТ 1994) и приняла на себя обязательство по соблюдению ее договоров.
Один из основополагающих принципов ВТО — взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения.
Согласно ГАТТ 1994 недопустимо закреплять дискриминационные условия при установлении налогов и сборов на территории государств — участников ВТО. В частности, никакая из договаривающихся сторон не должна каким-либо иным образом применять внутренние налоги или сборы к импортированным или отечественным товарам так, чтобы это создавало защиту для внутреннего производства.
По нашему мнению, применение базовых (не сниженных) ставок акциза к ввозимым винам должно рассматриваться как устанавливающее дискриминационные условия взимания акциза по сравнению с аналогичными отечественными товарами. Эти условия нарушают правила, установленные ГАТТ 1994, и могут спровоцировать спор стран — участников ВТО с Российской Федерацией.
Кроме того, нарушение принципа взаимного предоставления национального режима товарам и услугам иностранного происхождения как международного обязательства России может послужить основанием для обращения в Конституционный Суд РФ. Предметом такого обращения станет неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли ст. 15 Конституции РФ положения ст. 193 НК РФ по смыслу, придаваемому им в официальном толковании Минфина России, ФТС России и в правоприменительной практике таможенных органов.
В свою очередь, Приказ № 736, устанавливающий публичные обязательства, может быть обжалован в Верховном Суде РФ, а требования таможенных органов об уплате акциза и пеней — в арбитражных судах.