ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Сентябрь 2013года
Поиск решений

Административная ликвидация юридического лица

Н.В. Романенко, заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «Уральские информационные технологии», nalogoved@nalogoved.ru

Российским законодательством предусмотрена процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, осуществляемая без его ведома, воли и участия. Автор статьи подробно рассматривает условия и предпосылки административной ликвидации, а также действия налоговых органов, ее осуществляющих

В 2005 г. Закон о госрегистрации1 был дополнен статьей 21.1, посвященной так называемой административной ликвидации.

В результате этой процедуры из государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) исключаются фирмы, формальные признаки деятельности которых отсутствуют на протяжении года.

Административная ликвидация направлена на борьбу с фирмами-«однодневками» и, как указал КС РФ2, обусловлена необходимостью обеспечить достоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверие третьих лиц к этим сведениям, предотвратить недобросовестное использование фактически недействующих юридических лиц и тем самым гарантировать стабильность гражданского оборота. Такой способ ликвидации юридического лица сегодня наиболее применим3.

Действия налогового органа по ликвидации юридического лица

Законом предусмотрена последовательность действий налоговых органов, осуществляющих ликвидацию юридического лица.

1. Принятие решения о предстоящем исключении юридического лица.

Это решение может быть принято при наличии одновременно двух условий: непредставлении организацией налоговой отчетности и отсутствии операций по расчетным счетам в течение предшествующих 12 месяцев. Приказом ФНС России4 предусмотрено, что ИФНС ведет списки налогоплательщиков, не представляющих отчетность, при необходимости направляет в банк запрос о наличии либо отсутствии операций по счетам. Причем, в случае если у юридического лица несколько банковских счетов, операции не должны производиться ни по одному из них5.

Получив информацию из банка об отсутствии операций по счетам, ИФНС составляет справку по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 28.02.2006 № 32н. На основании этой справки разрабатывается проект решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ по форме, утвержденной названным выше Приказом ФНС России.

Но, как было отмечено КС РФ, такие критерии применимы лишь к тем участникам гражданского оборота, деятельность которых локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или непроведение) операций по банковским счетам по общему правилу может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей. Иными словами, эти критерии относятся лишь к коммерческим организациям и не могут с достаточной вероятностью свидетельствовать о фактическом прекращении деятельности некоммерческих организаций.

Следует помнить о некоторых особенностях практики применения этих норм. Так, суд отклоняет доводы компании о том, что у нее не было возможности представить в налоговый орган достоверную отчетность в связи с изъятием части документов правоохранительными органами в ходе производства по уголовному делу в отношении бывшего директора и бывшего главного бухгалтера. Решение суда мотивируется тем, что обязанность представлять декларации установлена статьей 23 НК РФ и факт изъятия и уничтожения документов бухгалтерского учета не может являться препятствием для сдачи отчетности в налоговый орган, а также не освобождает от этой обязанности6.

2. Публикация решения в органах печати с указанием информации о порядке и сроках направления заинтересованными лицами возражений против предстоящей ликвидации.

Такими органами печати являются сайт ФНС России www.nalog.ru, а также журнал «Вестник государственной регистрации»7. Заинтересованные лица могут отслеживать значимые для них события, в том числе своевременно выразить несогласие с принятым решением об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Несогласие должно быть направлено в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Причем для подтверждения его отправки фирме достаточно будет представить почтовую квитанцию, а отсутствие документа в материалах дела, неопровержимо свидетельствующего о получении налоговой инспекцией этого отправления, для суда не будет играть роли8.

Требование законодателя об обязательном опубликовании указанных сведений направлено на защиту интересов заинтересованных лиц, в том числе кредиторов. Если они не воспользуются предоставленными гарантиями защиты, в дальнейшем отменить административную ликвидацию, как показывает практика, будет почти невозможно.

Об отмене решений об административной ликвидации:

постановления ФАС ВВО от 31.08.2012 № Ф01-3657/12 по делу № А82-10236/2011, ФАС УО от 06.09.2010 № Ф09-6660/10-С4 по делу № А60-2697/2010-С10, ФАС МО от 02.08.2010 № КГ-А40/7906-10 по делу № А40-102686/09-84-548, определения ВАС РФ от 06.10.2011 № ВАС-12428/11, от 22.09.2010 № ВАС-12969/10.

Началом годичного срока исковой давности судебная практика признает дату публикации решения о предстоящем исключении юридического лица, а не какое-либо другое событие (например, получение выписки из ЕГРЮЛ, постановления о прекращении исполнительного производства, информации об этом от третьих лиц). При этом суды исходят из публичного характера ЕГРЮЛ, открытости и общедоступности его сведений, в силу которых налоговые инспекции не обязаны направлять исключенному из реестра юрлицу уведомление о таком исключении9.

3. ИФНС (если возражений не последовало) в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Закона о госрегистрации исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

Принятия отдельного решения по этому поводу не требуется10. Если же в установленный срок поступают возражения заинтересованных лиц, то ИФНС отказывается от исключения юридического лица как недействующего, и дальнейшая его ликвидация становится возможной только на общих основаниях.

Вопросы применения административной ликвидации

При всей оправданности и необходимости административной ликвидации законодатель наделил ее такими характерными особенностями, которые затрагивают права налогоплательщиков, а потому вызывают вопросы.

Прежде всего административная ликвидация предполагает учет только формальных признаков существования юрлица, таких как наличие операций по расчетным счетам и сдача налоговой отчетности, не ставя целью проведение полноценного анализа остальных факторов хозяйственной деятельности. Поскольку для государства важно своевременное поступление налоговых отчислений как способ пополнения бюджета, именно это и является для него доказательством получения предприятием прибыли, а следовательно, свидетельством успешного ведения им своей деятельности.

Не вникает ИФНС и в суть внутрикорпоративных конфликтов ликвидируемых фирм – впоследствии эти аргументы также не принимаются судом и не помогают восстановить правоспособность фирмы как не предусмотренные законом основания11. Чтобы право– и дееспособность фирмы были сохранены, она должна функционировать. Временное приостановление ее деятельности, даже по волевому решению руководства и с надлежащим уведомлением ИФНС, не препятствует инициированию административной ликвидации – в одном из дел арбитражный суд не принял доводы кооператива о приостановлении деятельности на период отсутствия работы12.

Не «реанимирует» исключенную из реестра фирму и возобновление деятельности, в частности представление отчетности в налоговый орган: последующие исполнение обществом обязанности по представлению отчетности и осуществление операций по расчетному счету не могут быть основанием для признания незаконным решения регистрирующего органа13. По сути, такие действия вообще не влекут никаких юридических последствий, так как правоспособность юрлица прекращается с момента внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Более того, наличие у организации действующего расчетного счета является эффективным средством воздействия на ее налоговую дисциплину, поскольку дает контролирующим органам (ИФНС, ПФР, ФСС) право приостановить операции по нему, чтобы обеспечить внесение причитающихся в бюджет платежей либо взыскать их в бесспорном порядке путем выставления инкассового поручения. Соответственно, отсутствие расчетного счета лишает контролирующие органы такой возможности, что делает организацию недоступной для воздействия контролеров, сводит к нулю ее эффективность как налогоплательщика и свидетельствует в пользу ее ликвидации. Очевидно, именно поэтому даже наличие задолженности по налогам и сборам не препятствует исключению юрлица из реестра как недействующего.

Об административной ликвидации фирм-должников:

Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц», определения ВАС РФ от 22.09.2010 № ВАС-12969/10, от 12.02.2008 № 1077/08, Постановление ФАС ДО от 08.10.2012 № Ф03-4438/12 по делу № А04-606/2012.

Не препятствует исключению из ЕГРЮЛ и наличие у ликвидируемой фирмы имущества – после расчетов с кредиторами оно должно будет распределяться между учредителями в обычном порядке, предусмотренном специальным законом либо уставом14.

Таким образом, единственным условием законности административной ликвидации становится соблюдение налоговой инспекцией установленного порядка ее проведения, но благодаря прозрачности и подробной регламентации соблюсти его несложно. В связи с этим добиться отмены административной ликвидации заинтересованным лицам, пропустившим трехмесячный срок для подачи возражений, в суде удается редко и лишь по основаниям нарушения указанной процедуры.

Об отмене решений ИФНС:

Постановление ФАС МО от 03.12.2009 № КГ-А40/12760-09, Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01.09.2009 № А10-3384/2009.

При этом не решен вопрос, как быть с долгами исключенного юрлица перед третьими лицами. Минфин России посоветовал кредиторам заявлять о своих правах в трехмесячный срок и не дал рекомендаций для тех, кто не успел этого сделать15. Определенный риск злоупотреблений со стороны недобросовестных фирм, пытающихся с помощью процедуры административной ликвидации избавиться от дебиторской задолженности, остается, что требует дополнительного законодательного регулирования.

Кроме того, уведомительный, а не состязательный характер участия в этой процедуре самого налогоплательщика превращает ее фактически в заочную ликвидацию, которая может стать полной неожиданностью как для организации, так и для ее контрагентов, если они не очень тщательно следят за своим правовым статусом, наивно рассчитывая на невозможность его изменения без их ведома и согласия. Например, из-за недостатка знаний в юриспруденции руководитель фирмы может заблуждаться о сроках и порядке сдачи налоговой отчетности.

Однако закон не делает различий относительно периода неисполнения налоговых обязательств: в системе налогообложения, предполагающей годовой отчетный период, даже если организация всего раз не сдала декларацию, это может стать для нее фатальным.

Остается рассчитывать лишь на то, что право создать юрлицо и участвовать в нем, как один из элементов права каждого на объединение, гарантированного статьей 30 Конституции РФ, не останется в стороне от внимания законодателя и исследований ученых, что со временем поможет устранить возникающие на практике проблемы.

________________________
1Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

2 См.: Постановление КС РФ от 06.12.2011 № 26-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина».

3 См. официальную статистику о количестве прекративших деятельность юридических лиц – URL: http://www.vestnik-gosreg.ru/info_ul/.

4 См.: Приказ ФНС России от 16.11.2005 № САЭ-3-09/591@.

5 См.: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 № 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"».

6 См.: Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.10.2011 № А47-4225/2011.

7 См.: Приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации». База данных «Вестника государственной регистрации» постоянно обновляется и находится в свободном доступе по электронному адресу: http://www.vestnik-gosreg.ru/about/.

8 См.: Постановление ФАС МО от 03.12.2009 № КГ-А40/12760-09.

9 См.: Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.10.2011 № А47-4225/2011, Постановление 11 ААС от 19.11.2012 № 11АП-12321/12.

10 См.: Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.10.2011 № А47-4225/2011.

11 См.: Постановление ФАС МО от 02.08.2010 № КГ-А40/7906-10 по делу № А40-102686/09-84-548.

12 См.: Постановление ФАС УО от 06.09.2010 № Ф09-6660/10-С4 по делу № А60-2697/2010-С10.

13 См.: Постановление 11 ААС от 19.11.2012 № 11АП-12321/12.

14 См.: Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.10.2011 № А47-4225/2011.

15 См.: письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27.07.2005 № 03-01-10/6-347 «О списании долгов в случае исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ».
________________________

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.