ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Апрель 2014года
Мнения

Понятие экономического основания налога

В статье выявляется сущность экономического основания налога. Считая, что без юридического определения этого термина невозможно адекватное толкование и применение пункта 3 статьи 3 НК РФ, автор отграничивает его от смежных понятий и принципов налогообложения1

Зарипов, руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп»E-mail: info@pgplaw.ru

Существующие представления

Согласно пункту 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. По мнению Г.А. Гаджиева, это конституционно значимый принцип налогового права, на нем последовательно выстроены все главы Кодекса2.

Соответственно, при установлении и взимании налога имеет значение не только его законная форма, наличию которой с середины 1990-х гг.3 уделяется основное внимание в законодательстве, практике и научных исследованиях, но и содержание, отражающее экономико-правовую природу (сущность) налога.

Судебная практика

Определение КС РФ от 08.04.2004 № 169-О.
На основании «экономической логики» суд пришел к выводу, что вычеты по НДС невозможны, если товары были оплачены за счет заемных средств (см.: Особое мнение судьи КС РФ А.Л. Кононова; Бутурлин А. Реальные разработки. Конституционный Суд РФ вводит новый 18%-й налог с оборота // ЭЖ-Юрист. 2004. № 31; Егорова Е. Конституционный Суд России подменил законодателя // Бизнес-адвокат. 2004. № 22).

Постановления Президиума ВАС РФ от 01.09.1998 № 2345/98; КС РФ от 30.01.2001 № 2-П; Определение КС РФ от 02.10.2003 № 317-О.
Высшие судебные инстанции отказались признать право налогоплательщиков на возврат НДС, налога с продаж и акцизов лишь постольку, поскольку сумма налога включалась ими в цену товара.

Экономико-правовая природа выражается в экономическом основании налога (ЭОН). Принцип ЭОН закреплен в налоговом законодательстве более 15 лет – с момента вступления в силу части первой НК РФ, однако в науке и практике до сих пор не сформулировано определение этого понятия.

Изучение нормы пункта 3 статьи 3 НК РФ, как правило, сводится к раскрытию принципа экономической обоснованности налогов, а также вопросов экономической целесообразности и эффективности налогообложения в тех или иных случаях («самоокупаемость» налога для общества, макро- и микроэкономические последствия)4.

Как указывает А.В. Чуркин, эти требования характерны и для ряда других принципов налогообложения, рассматриваемых в литературе: приоритета финансовой цели взимания налога, соразмерности (нечрезмерности) налогообложения, учета фактической способности налогоплательщика и эффективности налоговой системы в целом5.

По справедливому замечанию И.А. Хавановой, объединенные в пункте 3 статьи 3 НК РФ требования наличия у налога экономического основания и недопустимости произвольного налогообложения следует рассматривать как самостоятельные элементы более объемного принципа экономической обоснованности налогов6. Согласно этому принципу, обращает внимание С.В. Савсерис, введение налога непременно должно иметь экономическое обоснование, поэтому правильнее говорить о принципе экономической основанности налога: в таком виде этот термин соответствует буквальному содержанию пункта 3 статьи 3 НК РФ и отражает свое истинное значение7.

Как подчеркивает С.Г. Пепеляев, налогообложение – комплексная проблема, которую исследуют представители разных наук, прежде всего юристы и экономисты, однако их задачи принципиально различаются. Пределы налогообложения без ущерба для плательщиков и его равномерность, регулирующие функции налогов и другие вопросы целесообразности – сфера исследований экономистов8, непосредственного значения для юридической практики они, как правило, не имеют. Следует согласиться с А. Бланкенагелем, что «размер и тяжесть налогового бремени едва ли подлежат судебному контролю». По его мнению, это связано с тем, что под судебный контроль всегда подпадает один конкретный налог, в то время как налоговое бремя формируют все налоги, уплачиваемые налогоплательщиком9.

Высказывается мнение, что попытки выявить сущность ЭОН и точно обрисовать его границы сталкиваются со сложными и юридически неопределенными понятиями экономической теории, поэтому нет нужды устанавливать, что с исчерпывающей полнотой служит экономическим основанием. Предлагается считать, что суть принципа ЭОН проявляется в необходимости принимать и толковать законы, учитывая экономическую логику и экономический смысл норм Налогового кодекса РФ10.

Однако и такой подход не позволяет с уверенностью применять положения пункта 3 статьи 3 НК РФ.

Хорошо известны случаи, когда, опираясь, казалось бы, на экономическую логику и экономический смысл, высшие судебные органы выносили решения, вызывавшие серьезную критику и неприятие большинства специалистов (см. текст на полях). «Боевое» применение экономической теории о перелагаемости косвенных налогов, продемонстрированное судами, не нашло понимания ни среди налогоплательщиков, ни среди ученых11.

Мнение С.И. Айвазяна

«Потребность государства в финансовых ресурсах в принципе не может быть удовлетворена полностью. Однако только ее наличие не может считаться достаточным основанием для фиска». Признавая, что эта категория еще нуждается в теоретическом осмыслении, он высказывает следующее соображение: «Не любой факт... может стать юридически значимым... порождающим обязанность платить налог, а лишь тот, который свидетельствует о возникновении дохода, получении прибыли, приобретении имущества, увеличении его стоимости, появлении иного материального блага как в результате экономической деятельности налогоплательщика, так и по другим основаниям, не связанным с такой деятельностью (например, наследование, дарение). Эти экономические реалии и могут стать экономическим основанием налога» (Постатейный комментарий к Налоговому кодексу РФ. Часть первая. 2-е изд. / под общей ред. В.И. Слома и А.М. Макарова. М., 2000. С. 18).

Примеры из судебной практики свидетельствуют об отсутствии разработанной методологии экономического анализа налоговых правоотношений и скорее интуитивном, нежели рациональном подходе к вопросу. Неслучайно призывы Председателя ВАС РФ А.А. Иванова шире использовать экономический анализ при разрешении налоговых споров12 вызывают у юристов опасения, что, «посчитав Экономику с большой буквы единственной целью права, можно, к несчастью, спровоцировать конец Права с большой буквы»13.

Предложение понимать принцип ЭОН как требование экономической логики сродни представлениям о возможностях так называемого принципа справедливости как универсального средства трактовки законов: в силу максимальной обобщенности и гуманности требование справедливости весьма привлекательно, но малоприменимо в качестве практического инструмента и способно породить еще больше разночтений, поскольку представлений о ней неисчислимое множество.

Законодательство о налогах и сборах при столь строгих требованиях к нему не должно включать декларативных положений, содержание и смысл которых не до конца определены, поскольку они могут послужить причиной споров, а их исполнение затруднено14.

Так как в пункте 3 статьи 3 НК РФ закреплена правовая норма, а не декларация, намерение или пожелание, ее адекватное толкование и применение невозможно без юридического определения понятия экономического основания налогов.

Первые Определения ЭОН

«Экономическое основание – это такие экономические состояния и экономические процессы, которые предполагают образование источника налога» (Юденков А.П. Новый закон – новые проблемы // Налоговый вестник. 1999. № 8).
«Экономическим основанием налога следует считать появление у налогоплательщика определенного материального блага, которое предопределяет возникновение обязанности уплаты налога и реально может служить источником налога» (Чуркин А.В. Указ. соч.).

Предлагаемые определения и их обоснование

Ответить на вопрос, что такое ЭОН, – значит выяснить, на каком основании государство считает возможным взимать тот или иной налог.

Общепризнанная со времен Декларации прав человека и гражданина 1789 г. обязанность граждан участвовать в финансировании публичных потребностей сама по себе не объясняет, почему вводится определенный налог. На это справедливо указывает С.И. Айвазян (см. текст на полях).

По мнению С.В. Овсянникова, непременная предпосылка для возложения налоговой обязанности – наличие в распоряжении налогоплательщика определенного блага, обладающего экономической ценностью. Это положение закреплено в законодательстве в виде принципа, предполагающего самостоятельное экономическое основание у каждого налога15.

Одним из первых определение ЭОН дал А.П. Юденков, указав на источник налога, схожие соображения высказал и А.В. Чуркин (см. текст на полях). С указанием на источник в этих определениях можно согласиться лишь условно, в смысле указания на некую экономическую субстанцию: с учетом кассового метода исполнения бюджета и, соответственно, денежного способа уплаты налогов под источником налога следует понимать имевшиеся ранее или вновь полученные денежные средства.

Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, необходимо вспомнить, что налогообложение есть процесс перераспределения материальных благ в обществе. А значит, налогоплательщик, у которого нет материальных благ, не может подвергаться налогообложению. Но перераспределению подлежит не уже имеющееся у налогоплательщика имущество, а его прирост. Этот прирост можно обозначить термином «экономическая выгода» [Конституционный Суд РФ использует термин «экономический объект» (см. текст на полях)].

Исходя из существующих в мире основных налогов, можно выделить такие виды экономической выгоды, как прибыль (у коммерческих организаций), сверхприбыль, рента, добавленная стоимость, чистый доход. Получение этих и других видов экономической выгоды и дает государству основание взимать налог.

В Законе РФ от 06.12.1991 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» содержалось положение, подобного которому не найти, к сожалению, в отношении других налогов (см. текст на полях). Законодатель дал определение НДС как формы изъятия в бюджет части добавленной стоимости, возникающей у налогоплательщика. Действительно, налог – это по сути изъятие соответствующей части добавленной стоимости (в России – 9,09 или 15,25%), чистого дохода физического лица (13, 30, 35%), прибыли организации (9, 10, 15, 20%) и т. д. По аналогии налог на прибыль можно определить (и указать в качестве преамбул к главам НК РФ) как форму изъятия в бюджет части прибыли, полученной организацией, НДФЛ – как форму изъятия в бюджет части чистого дохода, полученного физическим лицом, и т. д.

Экономический объект

Нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который обладает широкой дискрецией, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования экономических отношений
(постановления КС РФ:
от 22.06.2009 № 10-П;
от 16.07.2012 № 18-П;
от 25.12.2012 № 33-П;
определения КС РФ:
от 16.07.2009 № 939-О-О;
от 01.10.2009 № 1345-О-О;
от 24.02.2011 № 197-О-О;
от 01.03.2011 № 273-О-О;
от 12.04.2011 № 440-О-О;
от 29.09.2011 № 1338-О-О;
от 04.06.2013 № 873-О).

Иными словами, экономическое основание налога – то, что им облагается, подвергается налогообложению, то есть изъятию в публичные фонды и перераспределению. Это можно сравнить с приобретением пирога, частью которого налогоплательщик должен поделиться с окружающими.

Нельзя говорить, что, например, НДС облагаются операции по реализации товаров, работ, услуг16. Реализация – это юридический факт, который служит спусковым крючком в механизме исчисления налога. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.02.2009 № 9181/08 верно отмечено, что НДС облагается фактически полученная обществом экономическая выгода, в данном случае добавленная стоимость.

Статья 1 Закона о НДС

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Как правило, ЭОН отражено в самом названии налога: прямо указывается, часть какой имеющейся у налогоплательщика экономической выгоды изымается в публичных интересах (налог на прибыль, НДС). Это и понятно, ведь названия явлений должны отражать их суть.

Однако в некоторых ситуациях ЭОН неочевидно (акциз, социальный налог, НДФЛ, НДПИ), а порой намеренно скрыто законодателем (см. текст на полях). И тогда об экономическом основании необходимо судить в первую очередь по тому, к обложению какого экономического показателя приводят установленные объект налогообложения и порядок исчисления налога.

Проведенные исследования позволяют дать следующее определение: экономическое основание налога – это добавленная стоимость, прибыль, чистый доход, природная рента или иная экономическая выгода, с получением которой налоговое законодательство связывает возникновение обязанности уплатить налог. У сбора – другое экономическое основание (см. текст на полях).

Примеры скрытого ЭОН

Путем взимания налога на пользователей автомобильных дорог изымалась часть выручки (ст. 5 Закона РФ от 18.10.1991 № 17591 «О дорожных фондах в Российской Федерации»), а посредством специального налога – часть добавленной стоимости (п. 25 Указа Президента РФ от 22.12.1993 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней»).

Поскольку ключевые слова в этом определении «экономическая выгода», возникает вопрос, что следует под ней понимать. Очевидно, что подлежащий дележу пирог – это положительный результат какой-то экономической деятельности или обладания имуществом (соответственно, по двум основным видам экономической выгоды выделяются налоги на результат экономического обмена и на результат обладания имуществом). Экономическая выгода – это положительный результат экономического обмена или обладания определенными видами имущества (в терминологии А.П. Юденкова – экономического процесса или экономического состояния).

Основной вид экономической выгоды – чистый доход, что согласуется с представлениями классиков экономической теории о том, что налогами должен облагаться доход, а не капитал. Причем чистый доход может быть как реально (фактически) полученным17, так и вмененным – заранее установленным, приписываемым и довольно условным.

Особые части (подвиды) чистого дохода – природная рента, образуемая лишь за счет эксплуатации природных ресурсов и подлежащая в силу этого повышенному изъятию (обложению), а также сверхприбыль от продажи определенных товаров, как правило, пользующихся большим спросом. К подвидам чистого дохода относятся так называемый избыточный доход, облагаемый налогом на роскошь, а также прирост капитала или увеличение стоимости имущества. Чистый доход формирует и экономия на расходах, например от привлечения социально обеспеченных трудовых ресурсов, что служит основанием для взимания социального налога, или в виде так называемой материальной выгоды – основания для взимания НДФЛ в строго определенных законом случаях.

Особый (синтетический) вид экономической выгоды – добавленная стоимость, состоящая в основном из прибыли как «коммерческого» вида чистого дохода и расходов на оплату труда.

Использование различных видов экономической выгоды (см. таблицу 1), а не какого-то одного связано с необходимостью максимально точно уловить платежеспособность и благосостояние налогоплательщиков.

ТАБЛИЦА 1 Соотношение ЭОН, предмета и объекта налогообложения, налоговой базы основных российских налогов
Налог Вид экономической выгоды Предмет налогообложения Объект налогообложения Налоговая база
НДС Добавленная стоимость Товар (работа, услуга), предоплата Реализация товаров (работ, услуг), ввоз товаров, получение предоплаты Налогооблагаемая стоимость товаров (работ, услуг) – при инвойсном методе и при ввозе; разница в цене – при прямом методе; размер предоплаты
Налог на прибыль Прибыль организации Валовой доход Получение валового дохода Налогооблагаемый размер прибыли
НДФЛ Чистый доход физического лица Валовой доход Получение валового дохода Налогооблагаемый размер чистого дохода
Социальный налог Экономия при использовании социально обеспеченных государством трудовых ресурсов Расходы на оплату труда Осуществление расходов на оплату труда Налогооблагаемый размер расходов на оплату труда
Акциз Сверхприбыль от продажи товаров определенного вида Товары определенного вида Реализация, передача и ввоз товаров определенного вида Налогооблагаемые объем или стоимость товаров
Налог на игорный бизнес Сверхприбыль от особого вида деятельности (вмененная) Специальные установки или пункты приема ставок Наличие специальных установок или пунктов приема ставок Количество установок или пунктов (льгот нет)
Налоги на имущество, в том числе земельный налог Чистый доход (прибыль) от использования имущества, в том числе земли (вмененный) Имущество, в том числе земля Наличие имущества, в том числе земли Налогооблагаемая стоимость имущества, в том числе земли
Транспортный налог Чистый доход (прибыль) от использования имущества с особыми эксплуатационными качествами (вмененный) или избыточный доход (например, налог на дорогие легковые автомобили – п. 2 ст. 362 НК РФ) Транспортное средство Наличие транспортного средства Налогооблагаемая мощность двигателя и т. п.
Плата за загрязнение окружающей среды Природная рента от эксплуатации окружающей среды Загрязняющие вещества Выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду Налогооблагаемое количество выброшенных в окружающую среду загрязняющих веществ
Водный налог Природная рента от эксплуатации водных объектов Вода, акватория водного объекта, произведенная электроэнергия Забор воды, пользование водными объектами без забора воды, использование акватории Налогооблагаемые объем забранной воды, площадь водного пространства, количество произведенной электроэнергии
НДПИ Природная рента от эксплуатации недр Полезное ископаемое Добыча полезного ископаемого Налогооблагаемые стоимость или количество добытого полезного ископаемого
ЕСХН Чистый доход Валовой доход Уведомление о переходе на ЕСХН Налогооблагаемый размер чистого дохода
Единый налог при УСН Чистый доход(см. текст на полях) Валовой доход Уведомление о переходе на УСН Налогооблагаемый размер чистого дохода
ЕНВД Чистый доход (вмененный) Основной ресурс, используемый для осуществления деятельности Осуществление определенных видов предпринимательской деятельности Налогооблагаемый размер чистого дохода (вмененного)
Единый налог при патентной системе налогообложения Чистый доход (вмененный) Основной ресурс, используемый для осуществления деятельности Получение патента на осуществление определенных видов предпринимательской деятельности Налогооблагаемый размер чистого дохода (вмененного)

Разграничение с некоторыми смежными явлениями

Экономическая выгода и ЭОН коррелируют с такими смежными понятиями и принципами налогообложения, как предмет налога18, налоговая база, источник для уплаты налога, экономическое обоснование налога, экономическая обоснованность налогообложения, принципы платежеспособности и равенства, функции налога, методы определения налоговой базы (кассовый и начисления).

Особенно важно различать понятия ЭОН и объекта налогообложения. Выбор законодателем фактических обстоятельств, устанавливаемых в качестве объектов налогообложения, прочно связан с облагаемой экономической выгодой, так как свидетельствует о ее потенциальном наличии у налогоплательщика (см. текст на полях). Неслучайно первая редакция пункта 1 статьи 38 НК РФ предлагала считать объектом налогообложения доход, прибыль, имущество «либо иное экономическое основание» (см. текст на полях), с наличием которого законодатель связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Экономическое основание сбора

Экономическим основанием сбора служит необходимость осуществления государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами расходов при совершении юридически значимых действий. У некоторых сборов, таких как таможенная пошлина, экономическим основанием, помимо необходимости осуществления расходов, является также получение экономической выгоды.

Соглашаясь с критикой полного отождествления ЭОН и объекта налогообложения19, следует отметить, что в отличие от факта получения выручки (валового дохода) или иного вида объекта налогообложения, который достаточно легко выявить на практике, определить наличие облагаемой экономической выгоды и ее размер можно только с помощью специальной процедуры – исчисления налога. В результате исчисления может выясниться, что налога к уплате нет, следовательно, нет обязанности его платить.

Объект налогообложения

Русский финансист начала XX в. М.Н. Соболев указывал: «Связывание взимания налога с каким-либо объектом не есть дело усмотрения государства. Оно вытекает из мысли, что наличие данного объекта дает право заключить об известной налогоспособности человека, которая и позволяет обложить его налогом» (Соболев М.Н. Очерки финансовой науки. Харьков, 1926. С. 69). С.В. Овсянников, исходя из крепкой связи ЭОН и объекта налогообложения, пришел к выводу, что «объект налогообложения – это экономическое основание налога, отраженное в правовой форме» (Овсянников С.В. Формы и пределы взаимодействия гражданского и налогового права // Вестник ВАС РФ. 2009. № 1).

Предмет налогообложения

В п. 1 ст. 38 НК РФ допускается отождествление объекта налогообложения и его предмета. Товар, имущество, доход, расход «или иное обстоятельство» – это предмет налога, а объектом выступает факт их наличия (то есть владения, получения, осуществления, реализации) у налогоплательщика.

Обложение чистого дохода при УСН

Ставка в размере 6% – для объекта налогообложения в виде доходов и 15% – для объекта налогообложения в виде доходов за вычетом расходов (ст. 346.20 НК РФ). Наличие ставки, исчисляемой с валового дохода, не означает, что этим налогом облагается валовой доход. С учетом альтернативы обложение налогом в размере 6% выгодно налогоплательщикам лишь в том случае, когда рентабельность их деятельности превышает 250% (15% : 6% х 100%). Иными словами, расходы настолько малы и незаметны (стремятся к нулю), что их можно не брать в расчет: с учетом административных издержек и налоговых рисков при подтверждении расходов переход на 6-процентный налог выгоден и при гораздо меньшей рентабельности.

Чтобы разграничить два самостоятельных понятия, необходимо уточнить определение термина «объект налогообложения», который используется в пункте 1 статьи 38 НК РФ. Объект налогообложения – это реализация товаров (работ, услуг), получение валового дохода, осуществление расхода, владение имуществом, пользование природными ресурсами или иное фактическое обстоятельство, с наличием которого налоговое законодательство связывает возникновение обязанности исчислить налог.

В свою очередь, исходя из понятия объекта налогообложения как юридического факта, а также понятия предмета налогообложения и механизма исчисления налогов, неверно положение пункта 1 статьи 53 НК РФ, что налоговая база представляет собой характеристику объекта налогообложения20. Налоговая база – это стоимостная, количественная или иная оценка предмета налогообложения или полученной налогоплательщиком экономической выгоды с учетом налоговых льгот.

Как видно из таблицы 2, налоговой базой для одной группы налогов выступает оценка предмета налогообложения (экономическая выгода непосредственно не определяется), для другой – оценка полученной экономической выгоды.

ТАБЛИЦА 2 Классификация налогов по видам налоговой базы
Налоговая база – оценка предмета налогообложения Налоговая база – оценка экономической выгоды Налоговая база – оценка предмета налогообложения или экономической выгоды
Социальный налог
Акциз
Налог на игорный бизнес
Имущественные налоги, включая земельный и транспортный
Плата за загрязнение окружающей среды
Водный налог
НДПИ
Налог на прибыль
НДФЛ
ЕСХН
Единый налог при УСН
ЕНВД
Единый налог при патентной системе налогообложения
НДС

Особняком стоит НДС, для которого налоговой базой служат как оценка предмета налогообложения – при инвойсном, то есть косвенном, методе обложения добавленной стоимости и при ввозе, так и непосредственно экономическая выгода (в виде разницы в ценах) – при прямом методе.

В зависимости от вида облагаемой экономической выгоды налоги можно разделить на несколько групп (см. таблицу 3).

ТАБЛИЦА 3 Классификация налогов по видам экономической выгоды
Чистый доход Чистый доход (вмененный) Природная рента Сверхприбыль Экономия на расходах Добавленная стоимость
Налог на прибыль
НДФЛ
ЕСХН
Единый налог при УСН
Имущественные налоги, включая земельный и транспортный
ЕНВД
Единый налог при патентной системе налогообложения
Плата за загрязнение окружающей среды
Водный налог
НДПИ
Акциз
Налог на игорный бизнес
Социальный налог НДС

Недоумение может вызывать отнесение имущественных налогов к налогам на чистый доход. Следует отметить, что при их взимании не происходит изъятия имущества, выступающего предметом налога – как правило, налог уплачивается за счет ранее полученных по другим основаниям средств. А значит, само наличие имущества не является экономическим основанием имущественных налогов, название которых неточно отражает их природу. Можно рассуждать, какой доход имеется в виду: ранее полученный, но не уловленный, получаемый от пользования имуществом и также не уловленный, либо доход в виде экономии от наличия имущества (например, не надо платить за аренду жилья) или в виде экономии на расходах на защиту имущества. Но сомнений в том, что у имущественных налогов есть ЭОН, не возникает, иначе под вопросом оказалось бы их существование (см. текст на полях).

Малая по сравнению с обычными налогами доля изъятия, или низкая налоговая ставка, имущественных налогов подтверждает, что облагается по сути доход, вмененный на основе имманентной доходности определенных видов имущества.

Историческая справка

Как напоминает А.В. Чуркин, еще в XVIII в. считалось, что истинный объект налога не имущество, а доход, так что имущество служило основанием налога лишь в виде приносимого им дохода. В XIX в. стало ясно, что имущество следует облагать налогом с учетом его потенциальной доходности.
Классики политэкономии утверждали, что там, где нельзя прямо доказать наличие доходов, они присутствуют косвенно или скрыто. Вследствие этого объектом и источником налога (точнее, экономическим основанием налога) стали признавать способность приносить и зарабатывать доход.
С.И. Иловайский писал, что имущественные налоги дают возможность более или менее полно и равномерно настигнуть податные силы народа, олицетворяемые разными видами имуществ (Иловайский С.И. Учебник финансового права. 4-е изд. Одесса, 1904 // СПС «Гарант»).

Практическое значение ЭОН

Значение ЭОН для налоговой системы, законодателя и правоприменителя кратко можно выразить следующим образом.

Экономисты могут предлагать взимание тех или иных налогов, но если принято политическое решение, что будет взиматься, например, налог на добавленную стоимость, то основная задача юристов – «проявить»21 его экономическое основание и обеспечить, чтобы в результате налогообложения изымалась соответствующая закону часть добавленной стоимости – не больше и не меньше22. В противном случае нарушается основополагающий принцип налогообложения – принцип равенства налогового бремени.

1 Статья подготовлена по итогам докладов на VII Международной научно-практической конференции «Налоговые споры: опыт России и других стран» (г. Москва, РАНХиГС, 18.10.2013) и Научно-практической конференции «Квалификация экономических отношений для целей налогообложения: пределы автономии налогового права» (г. Санкт-Петербург, СПбГУ, 29.11.2013).
2 См.: Зубарева И.Е. Принцип экономического основания налогов – это скрытое оружие налогоплательщика или декларативная норма? // Ваш налоговый адвокат. 2009. № 5.
3 См.: Пепеляев С.Г. Законы о налогах: элементы структуры. М., 1995.
4 См.: Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейный, расширенный) / под ред. А.В. Брызгалина. М., 1999; Крохина Ю.А. Принцип экономической обоснованности налога в правовых позициях КС РФ // Налоговед. 2004. № 7; Васянина Е.Л. Проблемы определения экономического основания налога по законодательству РФ и в практике российских судов // Налоги. 2012. № 2.
5 См.: Чуркин А.В. Объект налогообложения: правовые характеристики. М., 2003.
6 См.: Хаванова И.А. Экономическое основание налога, или Homo economicus в налоговом праве? // Налоговед. 2013. № 9.
7 См.: Савсерис С.В. Экономическое основание налога как принцип налогового права // Налоговед. 2011. № 9.
8 См.: Основы налогового права / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Инвест Фонд. – 1995. – 496 с.
9 См.: Бланкенагель А. Конституционное понимание и функции экономически обоснованных налогов – с точки зрения специалиста из Германии // Налоговое право в решениях КС РФ 2008 года. М., 2010.
10 См.: Каменков М.В. Содержание принципа экономической основанности налогов // Налоговед. 2014. № 2.
11 См., например: Ивлиева М.Ф. О конституционности налога с продаж // Ваш налоговый адвокат. 2001. № 2; Зарипов В.М. Прямой разговор о косвенных налогах // Современное право. 2001. № 10; Пепеляев С.Г., Кудряшова Е.В. О юридической классификации налогов // Налоговый вестник. 2002. № 6.
12 См.: Судьям навязывают учебники экономики. Высший Арбитражный Суд зовет судить не только по букве закона, но и по существу // Коммерсантъ. 03.12.2012; Неформальный подход. Судей призвали пользоваться экономическим анализом при рассмотрении споров // Российская бизнес-газета. 11.12.2012.
13 Барьер Ф., Грядов А., Дидье Ф., Дюпишо Ф. Цивилистические правовые традиции под вопросом (по поводу докладов Doing Business Всемирного банка) / пер. с фр. М., 2007 (цит. по: Хаванова И.А. Указ. соч.).
14 См.: Шаталов С.Д. Комментарий к части первой Налогового кодекса. М., 1999.
15 См.: Овсянников С.В. Формы и пределы взаимодействия гражданского и налогового права // Вестник ВАС РФ. 2009. № 1.
18 По мнению Д.В. Тютина, экономическим основанием налога служит предмет налога как явление материального мира – см.: Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС «КонсультантПлюс». 2012.
19 См.: Голованов Г.Р. О справедливости при установлении объекта налогообложения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 6.
20 Подробнее об этом см.: Налоговое право / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ. – 2005. С. 102–105.
21 Пепеляев С.Г. Экономическое основание налога: судебно-правовое значение // Налоговед. 2014. № 2.