ещё
свернуть
Все статьи номера
3
Март 2020года
Зарубежный опыт

Социальные сети под надзором французской налоговой администрации

Во Франции рассмотрен вопрос о том, нарушают ли налоговые органы права человека, собирая в социальных сетях информацию о налогоплательщиках. Норма закона, позволяющая налоговой службе использовать для этих целей экспериментальное программное обеспечение, признана конституционной

Э. Вердье, адвокат, партнер Lexlor (Франция)

27 декабря 2019 г. Конституционный совет Франции (Conseil constitutionnel; далее также — Совет) принял Решение № 2019–796 DC, касающееся экспериментального программного обеспечения для сбора и использования налоговыми и таможенными органами данных, обнародованных в соцсетях.

Совет рассмотрел три обращения о проверке конституционности норм Закона о финансах Франции на 2020 г. (далее — Закон). И прежде всего дал оценку ст. 154, позволяющей собирать информацию с веб-сайтов операторов платформ и соцсетей. Проблема несовместимости этой нормы Закона с правами человека на частную жизнь и свободу выражения мнения и коммуникации обсуждалась также в ходе парламентских дебатов.

Для защиты частных прав Закон применяется в случаях серьезных правонарушений. Например, непредставление налоговой декларации или задержка с ее подачей, если обнаружены оккультная деятельность либо производство, владение, продажа или незаконная перевозка табака; фиктивное налоговое домицилирование; незаконное владение драгоценными металлами или их продажа; контрабанда и отмывание денег в рамках таможенных правоотношений.

Конституционный совет подчеркнул, что свобода выражения мнения и коммуникации гарантирована ст. 11 Декларации прав и свобод человека и гражданина от 1789 г. (далее — Декларация), которая входит в Конституцию Франции. Эта свобода ценна тем, что ее соблюдение «является условием демократии и гарантирует уважение других прав и свобод». Совет также признал, что из-за программы, собирающей большие объемы данных, пользователи могут либо вообще отказаться от определенных платформ, либо использовать их ограниченно. В результате возникает препятствие для свободы выражения мнения и коммуникации.

С позиции Совета подобный сбор данных также ограничивает право на частную жизнь, защищенное ст. 2 Декларации, поскольку рассматриваемая программа аккумулирует личную информацию.

Несмотря на сделанные выводы, бо´льшая часть норм Закона была признана конституционной. Совет указал, что Закон эффективно сочетает в себе цель борьбы с мошенничеством и уклонением от уплаты налогов, с одной стороны, и право на частную жизнь и свободу выражения мнений и коммуникации — с другой. Кроме того, Закон оправдан соображениями общественного интереса, применяется надлежащим образом и в соответствии со своими целями, так как ограничивается наиболее серьезными случаями уклонения от уплаты налогов и находящейся в свободном доступе публичной информацией.

Как отметил Конституционный совет, конфиденциальные данные, в частности о политических или религиозных взглядах отдельных пользователей, не могут быть использованы. Собранные сведения не должны обрабатываться системой распознавания лиц. Наконец, существуют правила, которыми определен срок хранения данных. Граждане сохраняют право на собственные данные в соответствии с Законом от 06.01.1978.

Никакая уголовная, налоговая или таможенная процедура не может быть инициирована исключительно на основе собранной информации. Совет оставляет за судебной властью функцию надзора за тем, чтобы сбор и использование данных соответствовали налоговым целям.

Конституционный совет также осудил один из случаев применения программного обеспечения. Налоговые органы собирали и использовали данные для поиска нарушений, выразившихся в том, что налогоплательщики не представили декларации или представили позже чем через 30 дней после получения официального уведомления1. Совет постановил, что в этой ситуации налоговая администрация, которая уведомила налогоплательщика о необходимости подать декларацию, уже знает о нарушении и, следовательно, не нуждается в применении ПО.

1 Подобное нарушение влечет наказание в виде штрафа в размере 40% от суммы неуплаченного налога.

Необходимо дождаться результатов внедрения нового инструмента контроля, чтобы судить о его влиянии на личные права и свободы. Совет оставляет за собой право по истечении трехлетнего тестового режима вновь рассмотреть конституционность этой меры.

Проблемы диссертаций по налоговому праву: критика, институты, междисциплинарный подход, зарубежный опыт
№ 3, 2020
Наиболее значимые судебные решения по налоговым спорам