ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июль 2015года
Профессиональная жизнь

Резолюция XII Международной научно-практической конференции «Налоговое право в решениях КС РФ»

СОБЫТИЕ:

 

XII Международная научно-практическая конференция «Налоговое право в решениях Конституционного Суда РФ»

17–18 апреля 2015 г.,

юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова,

Москва

ОРГАНИЗАТОРЫ:

журнал «Налоговед», юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Центр исследований публичных финансов и налогового права стран Центральной и Восточной Европы, Школа права «Статут»

УЧАСТНИКИ:

сотрудники КС РФ, Минфина России, ФНС России и территориальных налоговых органов, судьи арбитражных судов, юристы компаний, налоговые консультанты, адвокаты, ученые-налоговеды, зарубежные эксперты

Участники конференции обсудили вопросы теории и практики налогового права, содержащиеся в решениях Конституционного Суда РФ, принятых в 2014 г., а также перспективы развития налогового права в России и пришли к следующим выводам.

1. В 2014 г. решения Конституционного Суда РФ продолжали оказывать корректирующее влияние на налоговое право Российской Федерации. В напряженной экономической и бюджетной ситуации обостряется проблема соблюдения прав и свобод налогоплательщиков. Поддержание режима законности невозможно без борьбы за права и свободы плательщиков налогов и сборов всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ).

2. В Конституционный Суд РФ в 2014 г. поступило большое число обращений граждан и организаций по актуальным налоговым вопросам, требующим конституционно-правовой проверки. Это означает, что налогоплательщики доверяют Конституционному Суду РФ и ждут от него правовой помощи, которой не смогли получить в других инстанциях.

3. В условиях ликвидации Высшего Арбитражного Суда РФ и общего ослабления судебной защиты прав налогоплательщиков необходимо всеми силами стремиться сохранить достигнутый уровень гарантий такой защиты. Конституционному Суду РФ следует обратить особое внимание на единообразное применение судами Российской Федерации норм налогового права и общесудебных доктрин, сформированных практикой Высшего Арбитражного Суда РФ, продолжить создание прецедентной практики конституционного толкования норм права.

4. Признан факт позитивного взаимного влияния научных доктрин налогового права и правовых позиций Конституционного Суда РФ. Решения Конституционного Суда РФ широко применяются судами и всеми участниками налоговых правоотношений. Этот российский правовой феномен необходимо развивать.

5. Конституционному Суду РФ следует продолжить активную защиту конституционного принципа правовой определенности в налоговом праве, поскольку этот принцип – основа доверия граждан к закону и государству. Указанный принцип распространяется также на судебные акты, в том числе и Конституционного Суда РФ.

6. В связи с появлением большого количества новых платежей, именуемых сборами (утилизационный сбор, экологический сбор, торговый сбор и т. д.), требуется в научных дискуссиях и работах обсудить их сущность, а также целесообразность и обоснованность предложения заменить термин «сбор» в пункте 2 статьи 8 НК РФ на термин «пошлина».

В научных исследованиях следует критичнее относиться к новым явлениям в законодательстве и судебной практике, в частности к обоснованности введения термина «фискальные сборы» и дополнения пункта 2 статьи 8 НК РФ новым определением сбора.

7. Конституционный Суд РФ должен прилагать больше усилий к тому, чтобы его правовые позиции были сформулированы точно, логически и терминологически корректно, не допускали двоякого истолкования и противоречивого применения.

Поскольку правовые позиции Конституционного Суда РФ подлежат неоднократному применению, они должны быть исполнимыми.

8. Ряд формулировок определений Конституционного Суда РФ нуждается в уточнении по причине их неоднозначного истолкования (например, Определение КС РФ от 18.09.2014 № 1822-О) или толкования, приводящего к конфликтам отраслевого законодательства и нарушению правовой гармонии (в частности, Определение КС РФ от 25.09.2014 № 2013-О).

9. Необходимо обратить внимание на частые случаи неосновательного обогащения государства, связанные с неопределенностью в применении ставок НДС 0 и 18%: если возникают сомнения в размере ставки, суды по однотипным операциям считают обоснованной ставку 18%, когда налог уплачивается в бюджет, и 0% – когда речь идет о вычетах.

Это приводит к двойному налогообложению и нарушает предусмотренное пунктом 3 статьи 3 НК РФ требование экономического основания налога.

10. Продолжают приниматься законы, нуждающиеся в проверке на конституционность по процедурным основаниям, например федеральные законы от 02.04.2014 № 52-ФЗ, от 29.11.2014 № 382-ФЗ, от 29.12.2014 № 458‑ФЗ (значительно ухудшают права налогоплательщиков, имеют низкую юридическую технику, в нарушение законодательной процедуры существенно изменены, дополнены и расширены во втором чтении).

11. Возрастает актуальность проблематики налогообложения физических лиц, в оценке Конституционным Судом РФ нуждаются нормы:

  • о необходимости уведомления налогового органа физическим лицом о наличии у него объекта недвижимого имущества (ст. 400, 401 Налогового кодекса РФ) в ситуации, когда такой объект не зарегистрирован в государственном реестре недвижимости (право собственности на такие объекты в силу ст. 210, 223 Гражданского кодекса РФ еще не возникло);
  • об учете совместного имущества супругов членами семьи для целей налогообложения;
  • об установлении и взимании взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов;
  • о самообложении граждан для решения конкретных публичных задач муниципалитетов и др.

12. Учитывая влияние международного права на налоговое право Российской Федерации, Конституционному Суду РФ следует исходя из части 4 статьи 15 Конституции РФ активнее ссылаться в своих решения на практику Европейского суда по правам человека по вопросам налогообложения.

Европейский суд по правам человека не принимает к рассмотрению дела, которые могут быть успешно разрешены конституционным судом страны заявителя, и не удовлетворяет требования, ограничивающие налоговый суверенитет государства, но обращает внимание на недопустимость конфискации денежных средств под видом налогообложения.

13. Несмотря на поправки в законодательстве и правовые позиции Конституционного Суда РФ, сохраняет свою остроту проблема ретроспективного действия нормативных актов, изменяющих налоговую базу и размеры налогов.

Необходимо добиваться распространения действия статьи 5 НК РФ на применение актов об утверждении кадастровой стоимости земельных участков, в том числе в спорах с участием граждан и организаций.

14. С учетом общественного значения решений Конституционного Суда РФ требуется решить вопрос о размещении текстов обращений, отзывов и других материалов дел в открытом доступе на сайте КС РФ.

Заслуживает поддержки инициатива по добровольному размещению заявителями текстов жалоб на сайте www.nalogoved.ru.

15. Вызывает тревогу тенденция снижения судебной требовательности к соблюдению налоговыми органами установленных процедур, в том числе порядка взыскания налоговой недоимки. Нарушение инспекциями пункта 1 статьи 70 НК РФ (срок направления требования на уплату налога, сбора, пеней) никаких негативных последствий для них не влечет.

В то же время нарушение установленных сроков налогоплательщиками, как правило, влечет для них неблагоприятные последствия.

16. Требует решения проблема необоснованного возложения на таможенных представителей обязанностей плательщиков таможенных платежей.

Необходимо устранить нормативную неопределенность, из-за которой у таможенных представителей возникает солидарная с декларантами обязанность по внесению таможенных платежей.

17. Недопустим возврат к субъективному и неопределенному критерию недобросовестности налогоплательщика, а также к ответственности налогоплательщиков за действия контрагентов, чьи представители отказались от своей подписи на документах, оформляющих сделки.