ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Август 2016года
Профессиональная жизнь

Резолюция XIII Международной научно-практической конференции «Налоговое право в решениях КС РФ»

Участники конференции обсудили вопросы теории и практики налогового права в решениях Конституционного Суда РФ, принятых в 2015 г., а также перспективы развития налогового права в России и пришли к следующим выводам.

Событие:

XIII Международная научно-практическая конференция «Налоговое право в решениях Конституционного Суда РФ»

15–16 апреля 2016 г.,

юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва

ОРГАНИЗАТОРЫ: журнал «Налоговед», юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Центр исследований публичных финансов и налогового права стран Центральной и Восточной Европы, Школа права «Статут» УЧАСТНИКИ: представители КС РФ, сотрудники налоговых органов, юристы компаний, налоговые консультанты, адвокаты, ученые-налоговеды, зарубежные эксперты Подробнее о конференции см. на сайте журнала «Налоговед» www.nalogoved.ru, рубрика «Встречи налоговедов».

ОРГАНИЗАТОРЫ:

журнал «Налоговед», юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Центр исследований публичных финансов и налогового права стран Центральной и Восточной Европы, Школа права «Статут»

УЧАСТНИКИ: представители КС РФ, сотрудники налоговых органов, юристы компаний, налоговые консультанты, адвокаты, ученые-налоговеды, зарубежные эксперты Подробнее о конференции см. на сайте журнала «Налоговед» www.nalogoved.ru, рубрика «Встречи налоговедов».

УЧАСТНИКИ:

представители КС РФ, сотрудники налоговых органов, юристы компаний, налоговые консультанты, адвокаты, ученые-налоговеды, зарубежные эксперты

Подробнее о конференции см. на сайте журнала «Налоговед» www.nalogoved.ru, рубрика «Встречи налоговедов».

1. В 2015 г. заметно выросла активность Конституционного Суда РФ в сфере налогообложения (три решения вынесены в форме постановлений).

2. Последовательные правовые позиции Конституционного Суда РФ положительно влияют на формирование единообразной судебной практики разрешения налоговых споров по вопросам:

— возможности судебного обжалования налогоплательщиком разъяснительных писем Минфина России и ФНС России (определения КС РФ от 05.11.2012 № 319‑О; от 20.10.2005 № 442-О; от 02.10.2007 № 631‑О-О; Постановление КС РФ от 31.03.2015 № 6-П);

— выявления и устранения дефектов налогового законодательства, приводящих к двойному налогообложению (Постановление КС РФ от 01.07.2015 № 19-П);

— соответствия таможенного законодательства Конституции РФ и правовым позициям Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения (Определение КС РФ от 03.03.2015 № 417-О);

— опровержимости презумпции «шестого дня» (Определение КС РФ от 24.03.2015 № 735-О);

— восстановления сроков, пропущенных налогоплательщиком по объективным и уважительным обстоятельствам (определения КС РФ от 01.10.2008 № 675‑О‑П; от 22.01.2014 № 63-О; от 30.06.2015 № 630-О-П; от 27.10.2015 № 2428-О).

3. В 2015 г. в сферу деятельности Конституционного Суда РФ попали вопросы международного налогообложения (Постановление КС РФ от 25.06.2015 № 16‑П и Определение КС РФ от 24.03.2015 № 695-О).

В то же время при принятии к рассмотрению дел, связанных с применением соглашений об избежании двойного налогообложения, необходимо учитывать правила толкования международных договоров, предусмотренные Венской конвенцией о праве международных договоров1, а также возможность проведения взаимосогласительных процедур, предусмотренных такими договорами.

4. Суды не всегда учитывают решения Конституционного Суда РФ в своей практике и редко ссылаются на них в судебных актах. Имеются случаи применения норм права в ином толковании, чем это сделано Конституционным Судом РФ (Решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383). Причина видится в недостаточной убедительности правовых позиций Конституционного Суда РФ (толкование убедительно, когда вывод суда следует с необходимостью).

5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства РФ Верховный Суд РФ прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных актов или официальных разъяснений, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете. Следовательно, в развитие положений Постановления КС РФ от 31.03.2015 № 6-П всем заинтересованным лицам должна быть предоставлена возможность своевременно узнать о наличии дела об оспаривании нормативного акта или акта его официального толкования, о предмете и основаниях заявленных требований, а также вступить в дело или направить в суд свою правовую позицию по делу. Для этого необходимо оперативно размещать тексты принятых к производству обращений в открытом доступе на сайте Верховного Суда РФ.

6. Конституционному Суду РФ необходимо обратить особое внимание на доктрину судебной проверки обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды, сформулированную в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.

Десятилетний опыт ее применения арбитражными судами выявил существенные дефекты, требующие устранения. В частности, налоговые органы не выявляют выгодоприобретателей от сделок с фиктивными фирмами, что означает неконституционное правило круговой поруки (покупатель всегда отвечает за продавца), приводит к переложению налоговых обязанностей налогонеплательщиков на других лиц, нарушает конституционные принципы всеобщности и равенства налогообложения. Суды без должных правовых оснований поддерживают такую практику налоговых органов.

7. В тщательном юридическом анализе нуждаются вопросы ответственности руководителей, учредителей и других лиц по налоговым долгам организаций (Определение КС РФ от 19.11.2015 № 2731-О).

Необходимо учитывать, что законодательством погашение недоимки организации физическими лицами не предусмотрено, введение налоговых обязанностей, не установленных Налоговым кодексом РФ, запрещено (ст. 1 и подп. 3 п. 1 ст. 6 НК РФ), применение положений Гражданского кодекса РФ к налоговым правоотношениям без специальной оговорки в законе недопустимо (п. 2 ст. 2 ГК РФ), субсидиарная ответственность руководителя или иного контролирующего лица организации возможна только в процедуре банкротства.

Подлежит конституционной проверке практика установления Верховным Судом РФ новых правил поведения путем применения разнородных норм права (УК РФ, ГК РФ, НК РФ) по аналогии2. Подобная судебная практика влечет такие последствия, как:

— размывание границ ответственности между юридическими лицами и их руководителями (учредителями, бенефициарами) по налоговым обязательствам хозяйственных обществ;

— предоставление необоснованных преимуществ налоговым органам в удовлетворении требований к налогоплательщикам – юридическим лицам в обход установленного порядка, предусмотренного законодательством о банкротстве;

— создание условий для двойного взыскания налогов в связи с отсутствием порядка признания налоговых обязательств юридического лица прекращенными после взыскания «убытков» с руководителя или иных контролирующих лиц.

8. Особого внимания требует принцип обоснованности затрат (Определение КС РФ от 04.06.2007 № 320‑О‑П), который постоянно рискует переродиться в проверку разумности (рациональности, целесообразности, эффективности) поведения предпринимателя в его хозяйственной жизни.

9. В задачи Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, определенные законом, не входит формирование единообразной судебной практики, а обращение в Президиум ВС РФ практически недоступно. В связи с этим повышается роль конституционно-правовой оценки отдельных норм права в их судебном и ином официальном истолковании с учетом позиций высших судов и судебных доктрин, в том числе выраженных в постановлениях Пленума и Президиума ВАС РФ и Верховного Суда РФ.

10. Выявлены правовые проблемы квалификации некоторых норм законодательства в качестве налоговых льгот, а также чрезмерно широкого понимания законодателем сферы своего усмотрения при установлении налоговых льгот. Это ведет к рассогласованности налоговых и гражданско-правовых норм, а также к нарушению принципа равенства налогообложения. Пример – ограничение освобождения от налогообложения движимого имущества, приводящее к повышенной налоговой нагрузке при централизованных закупках в группах компаний, а также к нарушению принципа налоговой нейтральности налогообложения при реорганизации.

11. Требуют рассмотрения конституционно значимые вопросы четкого определения в законодательстве лица, исполняющего обязанности по уплате таможенных платежей, регулирования размера налоговых платежей (классификация по ТН ВЭД) органами исполнительной власти Российской Федерации и Евразийского экономического союза, систематизации таможенного законодательства.

Последствия решений Евразийской экономической комиссии должны входить в сферу конституционного судебного контроля.

При разрешении вопросов регулирования таможенных платежей правоприменителю необходимо шире использовать правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом РФ в делах о налогах.

12. Дальнейшее совершенствование законодательства и практики невозможно без повышенной требовательности Конституционного Суда РФ к законодателю и правоприменителю по соблюдению ими конституционных прав налогоплательщиков.

16 апреля 2016 г., Москва

1 См.: Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (заключена 21.03.1986).
2 См.: п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»; Определение ВС РФ от 27.01.2015 № 81-КГ14-19 и др.