Получение требований налогового органа по ТКС: кто спрятался, тот не виноват?
Цифровые технологии, электронный документооборот все более внедряются в практику налогоплательщиков. И каждый раз нужно оценивать правовые последствия. Автор приводит пример с получением по ТКС требования инспекции о представлении документов. Как считать срок ответа на него, особенно если требование приходит чуть ли не в последний день налоговой проверки?
Общие моменты
Проводя налоговую проверку, инспекция согласно подп. 1–3 ст. 93 НК РФ вправе истребовать у налогоплательщика необходимые документы, которые могут быть переданы по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС). Более того, установлен довольно широкий круг лиц, обязанных в этом формате взаимодействовать с контролирующим органом, а именно предоставлять квитанции о приеме документов от налоговой инспекции (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
Все процедурные аспекты, касающиеся направления требования по ТКС и ответа на него, закреплены в двух приказах ФНС России:
от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@, которым утвержден Порядок направления требования о представлении документов (информации) и Порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по ТКС (далее — Порядок);
от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@, которым утверждены формы и форматы сообщений, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 23 НК РФ, а также порядки их заполнения и представления по ТКС.
Обратный отсчет для ответа на требование
Как отмечает Пленум ВАС РФ1, истребование у налогоплательщика документов, касающихся его деятельности, допускается лишь в период проведения в отношении него налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля. В связи с этим судам следует исходить из того, что требование о представлении документов может быть направлено инспекцией только в пределах сроков, предусмотренных для выездных налоговых проверок (п. 6 ст. 89 НК РФ).
Датой направления налогоплательщику требования о представлении документов в электронном виде по ТКС будет та, что зафиксирована в подтверждении даты отправки (п. 11, 15 Порядка).
Требование считается принятым налогоплательщиком в момент поступления налоговому органу квитанции о приеме (п. 12 Порядка). Такая квитанция (см. врезку ниже) должна быть сформирована налогоплательщиком через оператора ТКС в течение шести дней со дня отправления требования налоговым органом (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
Документ, подтверждающий факт получения требования (но не обязательно согласия с ним). Квитанция должна быть передана в инспекцию в срок не позднее шести рабочих дней с момента отправки требования налоговым органом.
Сами же документы необходимо представить проверяющим в течение десяти дней (см. врезку) со дня получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).
НК РФ о течении срока
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Получается, требование, если оно направлено, но фактически не открыто (не прочитано), а квитанция о приеме не сформирована и не направлена в адрес налогового органа, не может считаться полученным налогоплательщиком. В таком случае инспекция должна направить проверяемому требование о представлении документов (информации) в бумажном виде (п. 19 Порядка)2. Если эта процедура не соблюдена, то налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности за то, что он пропустил момент получения требования («нажатия на кнопку»)3.
Проверяемому, которому все же была направлена бумажная копия требования, но который так и не исполнил обязанность по передаче квитанции о приеме, грозит блокировка счета.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может быть принято руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение десяти дней со дня истечения срока, установленного для передачи квитанции о приеме документов (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
За игнорирование требования о представлении документов в установленный срок на налогоплательщика налагается штраф 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Если требование направлено в последний момент
Бывает, что налоговый орган направляет требование очень поздно.
К примеру, при проведении выездной налоговой проверки инспекция вправе направить налогоплательщику требование о представлении документов в последний день проверки.
Минфин России отмечает, что НК РФ не предусматривает основания для неисполнения требования о представлении документов в случае, когда такое требование представляется налогоплательщику в последние дни выездной налоговой проверки и срок его исполнения истекает после составления справки об окончании проверки4.
Этой же позиции сейчас придерживаются суды5, хотя раньше у них было противоположное мнение6.
Как это возможно, если налоговое законодательство устанавливает предельный срок проведения мероприятий налогового контроля, в том числе для истребования документов, заканчивающийся вынесением справки о проведенной проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ)? Как тогда быть с правом налогоплательщика «нажать на кнопку», которое по этой логике может выходить за рамки обозначенного периода? И стоит ли игнорировать в подобной ситуации требование налогового органа?
Ответ отрицательный. Законодатель разграничивает два временных промежутка: момент направления и момент получения требования.
Только момент направления требования имеет значение для оценки правомерности истребования документов.
Требование, направленное в период проверки (а это можно выяснить, взглянув на форму подтверждения даты отправки), обязательно, даже если сроки его исполнения выходят за пределы налоговой проверки.
Аналогичный вывод содержится в одном из решений Арбитражного суда г. Москвы.
Налогоплательщику было направлено требование по ТКС в последний день проведения выездной налоговой проверки.
Суд практически дословно процитировал позицию Минфина России: «Кодекс не предусматривает возможность неисполнения налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов без исполнения в случае, когда такое требование выставлено в последний день выездной налоговой проверки и срок исполнения такого требования истекает после составления справки об окончании выездной налоговой проверки»7.
Момент получения требования имеет значение только для исчисления срока представления документов по требованию. Десятидневный срок начинает исчисляться с момента «нажатия на кнопку».
***
Затягивая и отдаляя прием от налогового органа требований о представлении документов, налогоплательщик никак не влияет на их правомерность. Единственное, чего он может добиться таким образом, — отсрочки исполнения поступившего в период налоговой проверки требования: течение десяти дней начнется только после того, как проверяемый «нажал на кнопку».
Квитанция о приеме