Влияние Плана BEPS на российский бизнес
Реализация проекта по борьбе с выводом прибыли из-под налогообложения сильно меняет международную налоговую архитектуру. Чем это оборачивается для РФ и какие меры следует принять уже сегодня, чтобы стимулировать инвестиции в российскую экономику? Ответы на эти и другие вопросы — в статье
В чем выражается размывание налоговой базы в России?
В России структурирование прямых иностранных инвестиций часто отделено от реальной деловой активности.
По данным 2015 — начала 2016 гг., 64% операций по оттоку и притоку прямых иностранных инвестиций осуществляется со странами более чем с 200%-ным соотношением таких инвестиций к ВВП1. Эти страны используются как «кошельки», поскольку в них почти не отмечается экономической активности.
Разумеется, каждый случай требует отдельного изучения вопроса, размывается или нет налоговая база. Но в целом этот показатель свидетельствует о том, что инвестиции оторваны от реальной деловой активности, на которую указывает ВВП. В свою очередь, такой отрыв часто сопряжен с размыванием налоговой базы и выводом прибыли.
По данным 2015 г., сумма платежей за пользование интеллектуальной собственностью, сделанных из России в страны с соотношением полученных роялти к расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы более 87%, составила 28,5% от общей суммы платежей за указанную собственность в пользу всех стран2. Можно сделать вывод, что такие государства с высоким соотношением роялти к расходам используются для удобного размещения нематериальных активов и безналогового — в силу ставки роялти 0% по соглашению об избежании двойного налогообложения (далее — СИДН) — выведения прибыли под видом платежей за пользование интеллектуальной собственностью. При том, что нематериальные активы в этих странах в основном не создавались.
Наряду с Гонконгом, Китаем, Бразилией и США Россия — один из основных инвесторов в офшорные юрисдикции Карибского бассейна (см. врезку).
По данным Отчета Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 2016 г., инвестиции из России на Британские Виргинские и Каймановы острова с 2010 по 2014 г. составили 77 млрд долл. США (или 17% от общих инвестиций в этот регион).
О проблеме размывания налоговой базы и вывода прибыли свидетельствует и большое число судебных дел по вопросам международного налогообложения (см. врезку).
Претензии налоговых органов
Для второго десятилетия XXI в. наиболее характерны претензии:
- к экономической обоснованности выплаченных процентов при привлечении долгового финансирования от связанной иностранной компании группы;
- выплате как процентов, так и других видов пассивных доходов, особенно дивидендов и роялти, иностранным связанным компаниям с низким уровнем реального экономического присутствия в юрисдикции, которая заключила соглашение с РФ, позволяющее применять пониженные ставки налога у источника.
От чего зависит распределение налоговой базы транснациональных корпораций между странами?
Транснациональные корпорации обычно выполняют все требования налогового законодательства стран, в которых ведут деятельность, и заключенных соглашений, а также учитывают при налоговом планировании тренды судебной практики, налогового администрирования, международных проектов, планируемые изменения. Если нарушать эти требования, возникают высокие репутационные и налоговые риски.
На итоговое распределение налоговой базы между странами влияют:
- ограничения национальных прав на налогообложение трансграничных доходов согласно СИДН;
- техники международного налогового планирования, с помощью которых часто в зависимости от структурирования сделки можно выбрать, в какой стране платить налог;
- агрессивность действий налоговых органов по обеспечению налогообложения в пределах их юрисдикции, которая, как правило, ограничена территорией страны либо резидентством налогоплательщика;
- наличие и эффективность инструментов разрешения споров между юрисдикциями;
- правила ТЦО, особенно в части использования нематериальных активов.
К чему приведут разрабатываемые в рамках BEPS комплексные меры против уклонения от налогообложения?
Во-первых, ухудшится инвестиционный климат и в РФ, и в других странах. Помимо этого, увеличится степень неопределенности, которая может привести к тому, что Россия проиграет в международной конкуренции за иностранные инвестиции, размещение важных активов, рисков и функций транснациональных корпораций.
Во-вторых, в результате реализации Плана BEPS и других инициатив ОЭСР будет повышаться уровень существенности операций в юрисдикциях, перетягивающих на себя налоговую базу транснациональных корпораций, определенные схемы уклонения от налогов станут недоступны. Конкретные правовые последствия проекта в разных странах можно будет увидеть после того, как вступит в силу Многосторонняя конвенция ОЭСР по имплементации мер по внесению изменений в договоры об избежании двойного налогообложения в целях борьбы с размыванием налоговой базы3 и станут известны результаты двусторонних договоренностей между странами.
В то же время новые бизнес-модели цифровой экономики могут привести к отсутствию налогообложения прибыли и продаж в связи с моральным устареванием международной налоговой архитектуры, в частности концепции постоянного представительства, а также к глобальным переменам в международной налоговой архитектуре.
Так, «виртуальное» присутствие компании в стране-источнике не приводит к образованию постоянного представительства, а облагать НДС транснациональную электронную торговлю товарами крайне обременительно с точки зрения администрирования. Поэтому ОЭСР обсуждает новые подходы к налогообложению оцифрованной экономики, включающие, например, взимание налога с денежных потоков по месту назначения (destination based cash flow tax) и другие радикальные опции.
Странам развивающимся и с переходной экономикой, вероятно, не стоит ждать от проекта BEPS высоких результатов.
Налоговое бремя по-прежнему будет приходиться главным образом на менее мобильные факторы создания стоимости (потребление, низкоквалифицированный труд, недвижимость), поскольку более мобильные факторы (капитал, высококвалифицированный труд, интеллектуальная собственность) могут быть перенесены в юрисдикции с минимальным уровнем налогообложения даже при условии увеличения прозрачности и ужесточения требований к существенности операций.
Кроме того, имплементация Плана BEPS лишь усилит закрепленные в СИДН ограничения прав договаривающихся стран на налогообложение прибыли.
В условиях смещения этих прав в сторону страны резидентства (что является стандартом при использовании Модельной конвенции ОЭСР) страны — импортеры капитала с низким уровнем налогов, ограниченным у источника выплаты, окажутся в проигрыше.
Каковы для российской экономики последствия от участия в международных налоговых проектах?
Россия, как страна с переходной экономикой и активно развивающимися институтами правоприменения и налоговым законодательством, сильно уступает развитым странам в «регулятивной» конкуренции. Это сыграет важную роль в условиях турбулентности, вызванной введением пакета новых сложных правил, разработанных в рамках Плана BEPS, а также реализации односторонних мер, таких как правила КИК, кодификация концепции бенефициарного собственника и налоговое резидентство юридических лиц.
Практика администрирования этих мер, направленных против злоупотреблений и принятых в одностороннем порядке, часто не соответствует общемировой, как в случае с концепцией бенефициарного собственника. Это приводит к дополнительным трансакционным издержкам и налоговым рискам для иностранных инвесторов.
К тому же Россия использует метод зачета иностранного налога, что соответствует глобальной системе налогообложения доходов резидентов, но не способствует победе в международной налоговой конкуренции. При этом уровень ставок по налогу на прибыль и особенно НДФЛ в нашей стране находится на конкурентоспособном уровне, за исключением режима налогообложения доходов нерезидентов по повышенной ставке.
Сегодня оптимальная для России стратегия — повышение качества налогового администрирования и правоприменения, определенности правил игры для иностранных и российских инвесторов. Важно также движение к более нейтральной в международном контексте и территориальной налоговой системе. Иначе усиление мировой налоговой архитектуры приведет к снижению инвестиционной привлекательности РФ.
В долгосрочной перспективе, на наш взгляд, надо смещать права налогообложения в заключенных СИДН в сторону страны источника дохода, что соответствует Модельной конвенции ООН и интересам государств, импортирующих капитал.
Во всех предлагаемых экспертами стратегиях долгосрочного развития указано на необходимость наращивания инвестиций в российскую экономику, без чего невозможен устойчивый экономический рост. Это снизит активность налоговых органов в части применения концепции бенефициарного собственника.
Стимулировать инвестиции может и снижение вплоть до нуля налога на дивиденды, выплачиваемые при осуществлении прямых инвестиций в РФ, что поможет реализовать принцип нейтральности импорта капитала. Но эта мера лишь ликвидирует двойное экономическое налогообложение, поскольку дивиденды выплачиваются из прибыли, ранее уже обложенной налогом.
Налоговая конкуренция — это игра развитых стран (прежде всего членов ОЭСР) с постоянно меняющейся повесткой. Чтобы участвовать в ней, необходимо постоянно наблюдать за действиями и реакцией соперников. Именно по такому принципу государства вводят меры по борьбе с размыванием налоговой базы. При этом снижение инвестиционной привлекательности компенсируется уменьшением номинальных ставок по налогу на прибыль (см. врезку) и введением других стимулов для налогоплательщиков.
Снижение ставок
В 2016 г. снизили или запланировали снизить номинальные ставки по налогу на прибыль такие страны, как Венгрия, Италия, Франция, Люксембург, Великобритания, Израиль.
Отток прибыли в офшоры