ещё
свернуть
Все статьи номера
3
Март 2018года
Налоговед

Либерализация валютного законодательства для физических лиц, проживающих за рубежом

С 1 января 2018 г. вступили в силу важные изменения в валютное законодательство РФ. Они касаются правил определения резидентства физических лиц и требований к их счетам в зарубежных банках. Давно ожидавшиеся поправки комментируют наши эксперты

И.В. Хаменушко, старший партнер «Пепеляев Групп», адвокат, канд. юрид. наук
Л.В. Ромащенко, старший юрист «Пепеляев Групп», канд. юрид. наук

Изменение понятия резидентства

После вступления в силу нового закона1 резидентами для целей валютного законодательства признаются все российские граждане без каких-либо исключений.

Изменение понятия резидентства связано с тем, что предыдущее определение этого термина было не-удачным. Ранее резидентами признавались граждане РФ, за исключением «постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих… вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года»2.

Еще раньше, до 5 июня 2012 г., резидентами признавались российские граждане, за исключением постоянно проживающих в иностранном государстве в соответствии с его законодательством.

При применении этой нормы возникали некоторые вопросы. Так, не был установлен перечень документов, подтверждающих постоянное проживание в иностранном государстве. А если в качестве таких документов рассматривался только вид на жительство, то под понятие нерезидента не подпадали те, кто долго оставался за рубежом на основании рабочих или учебных виз. Как следствие, отсутствовала возможность выплачивать им заработную плату, не нарушая требований валютного законодательства.

С 5 июня 2012 г. понятие резидентства было изменено с целью его либерализации. Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 06.12.2011 № 406‑ФЗ3 (далее — Закон № 406-ФЗ). Однако в скором времени выяснилось, что органы валютного контроля понимают выражение «постоянно проживающие не менее одного года» как введение условия о непрерывном пребывании за рубежом в течение срока более 365 дней для того, чтобы лицо могло быть признано нерезидентом. Произошло смешение терминов «постоянное» (качественный критерий) и «непрерывное» (количественный критерий).

1 Федеральный закон от 28.12.2017 № 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“».
2Подпункт «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (недейств. ред.; далее — Закон о валютном регулировании).
3Федеральный закон от 06.12.2011 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“ в части упрощения процедур валютного контроля».

Такое неблагоприятное толкование не учитывало содержания пояснительной записки к законопроекту, ставшему Законом № 406-ФЗ, согласно которой он расширял круг граждан РФ, относящихся к категории физических лиц — нерезидентов. Кроме того, в ней говорилось не о фактически непрерывном пребывании лица за рубежом, а о постоянном пребывании на основании имеющегося права на непрерывное пребывание. По смыслу соответствующих абзацев это не означало, что физическое лицо обязано использовать данное право в полном объеме.

В Пояснительной записке к законопроекту № 287822‑7, который был принят сейчас и которым с 2018 г. вновь изменено понятие резидентства (далее — Пояснительная записка), справедливо отмечено, что анализ практики применения последней редакции понятия «резидент» показал неоднозначность его понимания, в том числе по вопросу, допустимо ли прерывание годичного срока пребывания российского гражданина за пределами территории РФ по разным обстоятельствам. Указано, что из-за такого определения российским банкам трудно осуществлять те или иные валютные операции по поручению физического лица: банк должен определить, является ли физическое лицо резидентом, и правильно применить валютное законодательство в течение не более двух дней с момента представления клиентом платежного документа.

Требования к счетам резидентов в зарубежных банках

Применение правил, касающихся счетов физических лиц — резидентов в зарубежных банках, ставится в зависимость от 183 дней пребывания таких граждан на территории РФ в течение года. А именно к резидентам, чей срок пребывания за пределами России в совокупности составит более 183 дней за год, не применяются требования:

  • к порядку открытия счетов (вкладов) в зарубежных банках, то есть требования о представлении соответствующих уведомлений в налоговые органы;
  • проведению валютных операций по зарубежным счетам (вкладам), то есть действующий для резидентов ограниченный перечень разрешенных операций по таким счетам;
  • представлению отчетов о движении средств по зарубежным счетам (вкладам).

Изменения частично действуют ретроспективно. Они применяются в отношении:

  • граждан, срок пребывания которых в 2017 г. за пределами территории РФ в совокупности превысил 183 дня;
  • зарубежных счетов (вкладов), если такие счета (вклады) были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 г. (при этом срок давности привлечения к ответственности по соответствующим административным правонарушениям и так уже истек).

Резидентам, чье пребывание за границей в течение календарного года в совокупности превысило 183 дня, отныне разрешено совершать между собой валютные операции за пределами РФ. Напомним, что по общему правилу между резидентами запрещены валютные операции, в том числе совершаемые за рубежом (за исключением переводов в рублях). Теперь российские граждане, длительно пребывающие за границей, смогут совершать между собой операции и в иностранной валюте. На территории РФ запрет на совершение валютных операций такими резидентами по-прежнему сохраняется.

Как отмечается в Пояснительной записке, срок 183 дня установлен в числе прочего для того, чтобы сблизить правовой статус граждан РФ, являющихся валютными резидентами, с их статусом налоговых резидентов.

Важно, что такое сближение не означает уравнивания статусов валютного и налогового резидента.

Граждане РФ, которые провели в году 183 дня и более за рубежом, не являются налоговыми резидентами, оставаясь при этом валютными резидентами. Для целей валютного законодательства критерий «183 дня» разделяет не понятия «резидент» и «нерезидент», а понятия «резидент, к которому применяются требования, относящиеся к счетам в зарубежных банках» и «резидент, к которому не применяются такие требования».

Для целей налогового резидентства лицо начиная со 183-го дня пребывания за рубежом в течение года уже по общему правилу является налоговым нерезидентом (если только речь не идет о предусмотренных ст. 207 НК РФ исключениях или о високосном годе, когда для получения статуса нерезидента надо фактически пробыть за границей как минимум 184 дня). А согласно валютному законодательству это лицо на 183-й день пребывания за границей еще остается резидентом, к которому применяются требования к счетам в зарубежных банках. Соответствующие валютные ограничения снимаются с него начиная со 184-го, а не 183-го дня пребывания за пределами РФ. Это вызвано тем, что критерий определен в законе не как «не менее 183 дней» (так сделано в налоговом законодательстве) или же «183 дня и более», а как «более 183 дней».

Если гражданин РФ вновь станет валютным резидентом, к которому применяются требования к счетам в зарубежных банках, то есть в очередном году пробудет за пределами России в совокупности 183 дня или менее, то он должен уведомить налоговый орган об открытии, закрытии или изменении реквизитов своих счетов в зарубежных банках и представлять отчеты о движении средств по ним. При этом в закон введен порядок определения налогового органа по месту учета резидента для целей применения валютного законодательства.

Дополнительное расширение перечня разрешенных операций по зарубежным счетам

Для тех физических лиц — валютных резидентов, которые бо´льшую часть года проводят в России, также предусмотрено смягчение действующих валютных ограничений.

Расширяется перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств на зарубежные счета (вклады) физлиц-резидентов. К таким случаям теперь дополнительно относятся:

  • зачисление на счета, открытые в расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ банках, средств от продажи нерезиденту принадлежащих физическому лицу — резиденту на праве собственности за пределами РФ транспортных средств;
  • зачисление средств от продажи нерезиденту принадлежащего физическому лицу — резиденту недвижимого имущества, если оно зарегистрировано (находится) на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ и такое государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 (далее — Соглашение об обмене информацией), при этом счет (вклад) резидента открыт в расположенном в этом государстве банке;
  • зачисление сумм налогов, возвращенных компетентными органами государства пребывания резидента.

Кроме того, отменяется запрет на оплату физическими лицами — резидентами с зарубежных счетов операций, связанных с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ. Как отмечено в Пояснительной записке, это сделано для того, чтобы устранить вопрос о правомерности оплаты физическими лицами товаров, работ, услуг на территории России с помощью банковских платежных карт, эмитированных иностранными банками.

Упрощение перевода денежных средств на свои зарубежные счета

Исключено требование, по которому физическое лицо — резидент должно было представлять уполномоченному банку при первом переводе на свой зарубежный счет (вклад) уведомление налогового органа по месту учета об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии этого уведомления.

Согласно Пояснительной записке отмена требования обусловлена подписанием Соглашения об обмене информацией, в рамках которого налоговые органы стран-подписантов должны в автоматическом режиме обмениваться информацией о счетах (вкладах), открытых на их территории резидентами других участников соглашения.

Для резидентов — юридических лиц такая обязанность сохранена.

Нерешенные вопросы

Новый закон устраняет избыточные валютные ограничения. Его принятие — безусловно, важное достижение. Но, к сожалению, решены не все вопросы совершения валютных операций по зарубежным счетам физических лиц — резидентов.

1. Не урегулирован порядок определения, является ли законной валютная операция, если на момент ее совершения (например, в январе того или иного года) неизвестно, проведет ли физическое лицо по итогам года за пределами РФ более 183 дней.

При использовании критерия 183 дней в отношении налогового резидента меняется лишь налоговая ставка, применяемая к доходу физического лица: по общему правилу 13 либо 30%. Для целей валютного законодательства от этого критерия зависит, будет сумма валютной операции конфискована в бюджет (штраф 75–100%) или операция является разрешенной.

В отношении дохода, полученного, например, в январе, налоговый агент применяет ставку исходя из статуса физического лица на этот момент (с учетом предыдущих 365 дней), а затем по итогам года налоговые обязательства пересчитываются. Если налог уже был удержан по ставке 13%, а его следовало уплатить по ставке 30%, производится доплата; если же он был удержан по ставке 30%, а следовало уплатить по ставке 13%, налог возвращается из бюджета.

Для целей валютного законодательства такой подход не работает. Если определить законность валютной операции, совершаемой в январе, на основании текущего правового положения физического лица (с учетом предыдущих 365 дней), такая законность ввиду последующего пересчета общего количества дней по итогам года будет лишь временной.

Может ли незаконная валютная операция, совершенная в январе по зарубежному счету гражданина, пробывшего весь предыдущий год в РФ, стать законной после пересчета по итогам года, если он, скажем, выехал из России в марте и до 31 декабря не возвращался?

Может ли законная валютная операция, совершенная в январе по зарубежному счету гражданина, пробывшего весь предыдущий год на учебе в другой стране, стать незаконной по итогам года, если, скажем, в апреле он вернулся в Россию и более из нее не выезжал до конца года?

Ответы на эти вопросы даст правоприменительная практика. Надеемся, что их решение будет учитывать общий принцип закона, по которому все сомнения, противоречия и неясности толкуются в пользу резидента.

2. Остается не совсем понятным избирательное действие обратной силы закона.

Ответственность за несоблюдение валютных ограничений, требования к которым были смягчены новым законом, установлена КоАП РФ.

Прямое распространение обратной силы абз. 1 ч. 8 ст. 12 Закона о валютном регулировании (в новой редакции) на 2017 г. и на зарубежные счета (вклады), если они были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 г., предполагает, что в отношении всех иных прошедших периодов закон такой силы не имеет.

Однако закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).

Как разъяснял Пленум ВАС РФ4, устранение ответственности за публично-правовое правонарушение имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена, и после этого решение о привлечении к ответственности не может быть вынесено. Аналогичная позиция высказана в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 по делу № А65-6649/2011 ООО «Толледо» и Определении КС РФ от 27.09.2016 № 2017-О по жалобе АНО «СЕРТИНФО».

4 Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 34 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды“».

Исходя из этого, введенные новым законом поправки должны иметь обратную силу в части, в которой для резидентов, находящихся за пределами РФ в совокупности более 183 дней за год, снимаются требования и ограничения, относящиеся к операциям по зарубежным счетам, независимо от того, о каком именно прошедшем периоде идет речь. Иначе пришлось бы отступить от установленных КоАП РФ общих принципов привлечения к ответственности. Вряд ли такое развитие событий могло быть целью законодателя.

Более вероятно, что законодатель имел в виду сохранение для таких лиц именно позитивных обязанностей совершить определенные действия (подать уведомления и отчеты по счетам) в отношении периодов 2015 и 2016 гг. Например, чтобы не дестимулировать тех, кто хочет их исполнить, пусть и с опозданием.

Однако оснований для привлечения к ответственности за невыполнение этих обязанностей нет, если исходить из того, что в соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ принятые изменения имеют обратную силу.

Как будут применяться вступившие в силу изменения, покажет время. Но уже сейчас ясно, что проблемы останутся. В этом смысле валютное законодательство пока ходит по кругу в поисках внутренней логики и непротиворечивости.