ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Апрель 2018года
Зарубежный опыт

Налоговый кодекс Республики Казахстан: обзор нововведений

В Казахстане вступил в силу новый Кодекс о налогах и других обязательных платежах. Российским налоговедам будет интересно узнать, как развивается налоговое законодательство соседнего государства, и сравнить с действующим Налоговым кодексом РФ

Е.Г. Тюрейкина, партнер Адвокатской конторы «Саят Жолши и Партнеры» (Казахстан)

Новый Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (далее — НК РК или Кодекс) создан менее чем за год.

Работа над ним началась после того, как на расширенном заседании Правительства в феврале 2017 г. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев раскритиковал Кодекс 2008 г. А уже с 1 января 2018 г. новый Кодекс был введен в действие (см. врезку ниже). Вероятно, в течение этого года законодатель будет вносить в него поправки, чтобы устранить недочеты.

Вступление Кодекса в силу

Некоторые нормы нового НК РК вступят в силу позднее остальных либо в течение определенного периода будут действовать в иной редакции.

Например, в иной редакции до 01.01.2020 будет действовать целый раздел по индивидуальному подоходному налогу. Это связано с введением с указанной даты всеобщего налогового декларирования для физических лиц.

Нельзя сказать, что приняты революционные нововведения или что Кодекс 2018 г. кардинально отличается от предыдущего. Но положительные изменения, которые помогут защитить права налогоплательщиков, произошли.

Защита налогоплательщика

Введен принцип добросовестности налогоплательщиков. Новый принцип налогообложения закреплен в ст. 8 НК РК.

Во-первых, действия (бездействие) по исполнению налогового обязательства налогоплательщика (налогового агента) теперь должны рассматриваться как добросовестные до тех пор, пока не будет доказано обратное.

Во-вторых, при рассмотрении жалоб на уведомления о результатах налоговой проверки (см. врезку ниже) все неопределенности и неурегулированные вопросы налогового законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщика.

Налоговые уведомления

Помимо уведомления о результатах проверки НК РК предусматривается еще 13 видов налоговых уведомлений (п. 2 ст. 114 НК РК): об устранении нарушений налогового законодательства, о погашении налоговой задолженности и т. д.

Возникает вопрос: почему эта норма распространяется исключительно на случаи рассмотрения жалоб на уведомления о результатах налоговой проверки? Было бы справедливо, если бы неясности налоговых законов толковались в пользу налогоплательщика в любом случае.

В-третьих, штрафы и пени не должны применяться, если налогоплательщик исполнял налоговое обязательство в соответствии с полученным индивидуальным письменным разъяснением налогового органа, которое впоследствии было отозвано, признано ошибочным или заменено новым.

Налоговая служба будет давать предварительные разъяснения лишь по запросам налогоплательщиков, участвующих в горизонтальном мониторинге, и тех, кто реализует инвестиционный приоритетный проект1. На наш взгляд, это может ущемлять права остальных налогоплательщиков, которым фактически отказано в получении аналогичных разъяснений.

1 Порядок предоставления предварительных разъяснений вводится с 01.01.2019.

С 1 января 2020 г. срок исковой давности по налоговому обязательству сокращается с пяти до трех лет (ст. 48 НК РК). Прежним — пять лет — срок останется для двух групп налогоплательщиков: подлежащих налоговому мониторингу и осуществляющих деятельность по контракту на недропользование.

В два раза снижен размер пеней, начисляемых за просрочку исполнения налогового обязательства. Ранее они начислялись в размере 2,5-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным банком РК. С 1 января 2018 г. пени рассчитываются по 1,25-кратной ставке2.

2 Ставка рефинансирования Национального банка РК с 16.01.2018 составляет 9,75%.

Ставка социального налога временно (до 1 января 2025 г.) уменьшена с 11 до 9,5%. Такая мера должна снизить работодателям нагрузку на фонд оплаты труда. При этом размер отчислений на обязательное медицинское страхование с 1 января 2018 г. увеличен до 1,5% от начисленных доходов работников. И далее он будет ежегодно расти, пока к 1 января 2022 г. не достигнет 3%.

Налоговый контроль

С 1 января 2019 г. будет введен новый вид налогового мониторинга — горизонтальный мониторинг [подп. 2) п. 2 ст. 129, ст. 131 и 133 НК РК]. Он предусматривает, что налоговые органы и налогоплательщики, заключив соответствующее соглашение, будут обмениваться информацией на принципах сотрудничества, доверия, законности и прозрачности.

Участвующие в горизонтальном мониторинге налогоплательщики получат преимущества:

  • они смогут получать от налоговой службы предварительные разъяснения;
  • за нарушение налогового законодательства их не подвергнут административному взысканию при условии, если они согласны с уведомлением по результатам горизонтального мониторинга и не обжалуют его в судебном порядке.

Принципы и механизм работы горизонтального мониторинга пока трудно оценить, поскольку регулироваться они будут в том числе подзаконными нормативными правовыми актами, которые еще не приняты уполномоченным органом — Минфином Казахстана.

В рамках системы управления рисками с 1 января 2019 г. вводится категорирование налогоплательщиков с низкой, средней и высокой степенью риска (гл. 17 НК РК).

Предполагается, что условно всех налогоплательщиков поделят на три зоны:

  • зеленую — контроль налоговых органов почти отсутствует;
  • желтую — налоговые органы при проведении контроля оказывают поддержку налогоплательщику;
  • красную — полный контроль за налогоплательщиком.

Принципы работы и механизм деления налогоплательщиков на категории также будут регулироваться подзаконными нормативными правовыми актами.

Усиливается контроль за участием резидентов в контролируемых иностранных компаниях (далее — КИК) (гл. 30 НК РК). По общему правилу прибыль КИК будет включаться в налогооблагаемый доход резидента — юридического или физического лица — и облагаться в Казахстане корпоративным или индивидуальным подоходным налогом соответственно.

Резиденты также обязаны подавать в налоговые органы специальное заявление об участии в КИК и представлять документы, подтверждающие размер прибыли таких компаний.

В новом Кодексе порог принадлежащей резиденту доли в КИК увеличен до 25% (ранее — от 10%). При этом к КИК относятся не только компании, зарегистрированные в государстве с льготным налогообложением, но и любые компании, в стране инкорпорации которых эффективная ставка налога на прибыль составляет менее 10%. Не исключено, что в последнем случае к КИК могут быть отнесены организации из стран «белого списка».

Специальные налоговые режимы, льготы

Временно (до 1 января 2023 г.) вводится освобождение электронной торговли товарами (исключительно в пользу физических лиц) от корпоративного и индивидуального подоходного налогов (п. 3 ст. 293, п. 2 ст. 357 НК РК). Эта мера должна стимулировать развитие электронной торговли.

Критерии режима на основе упрощенной декларации установлены одинаковыми для юридических и физических лиц. А именно:

  • не более 30 работников;
  • доход не более 2044-кратного минимального размера заработной платы за полугодие (см. врезку).

Цифры

28 284 тенге (около 4957 руб. по курсу ЦБ РФ) составляет в Казахстане с 01.01.2018 минимальный размер зарплаты (МЗП).

2044 МЗП равно 57 812 496 тенге (около 10,1 млн руб. по курсу ЦБ РФ).

В Кодексе 2008 г. предельный размер доходов для юридических лиц предусматривался существенно выше, чем для индивидуальных предпринимателей, что, на наш взгляд, было правильнее.

Для субъектов малого бизнеса введен новый режим с использованием фиксированного вычета (§ 4 гл. 77 НК РК). Это подразумевает переход на определение налоговой базы как разницы между доходами и расходами, причем до 30% расходов могут быть без подтверждения вычтены из совокупного годового дохода налогоплательщика.

Налогообложение недропользователей

В этой сфере произошло несколько важных изменений.

Во-первых, из специальных платежей недропользователей исключен бонус коммерческого обнаружения.

Во-вторых, для новых контрактов на разведку и добычу твердых полезных ископаемых, по которым лицензия была выдана после 31 декабря 2017 г., отменен платеж по возмещению исторических затрат (п. 2 ст. 732 НК РК).

В-третьих, недропользователи, которые работают по контрактам на разведку и (или) добычу твердых полезных ископаемых, исключены из списков плательщиков налога на сверхприбыль [подп. 2) п. 2 ст. 753 НК РК].

И в-четвертых, нововведения коснулись недропользователей, заключивших контракты на добычу и (или) совмещенную разведку и добычу углеводородов на континентальном шельфе Казахстана, на добычу и (или) разведку и добычу углеводородов по сверхглубоким месторождениям. Взамен платежа по возмещению исторических затрат, налогов на добычу полезных ископаемых и на сверхприбыль им предоставлено право применить альтернативный налог на недропользование. Этот налог рассчитывается по ставкам исходя из мировой цены за баррель нефти (гл. 87 НК РК).

Сроки внесения изменений в Кодекс

С 1 января 2019 г. изменения возможны раз в год не позднее 1 июля текущего года, а вводиться в действие они будут не ранее 1 января следующего года (п. 2 ст. 3 НК РК). Налогоплательщики получат возможность заранее изучить поправки, что должно способствовать, в частности, уменьшению количества налоговых правонарушений.