Нидерланды: изменения в налогообложении дивидендов и планы на будущее
В голландское законодательство внесены поправки, увеличившие масштаб освобождения от налога у источника на дивиденды. Планируются и другие изменения со вступлением в силу с 2019 г. Опыт Нидерландов в регулировании налогообложения дохода и улучшении инвестиционного климата может представлять интерес для акционеров — резидентов РФ и российских налоговедов
До сих пор полное освобождение от налога у источника на дивиденды предоставлялось только для акционеров и участников из Европейского союза или государств — членов Соглашения о Европейском экономическом пространстве1. При этом дивиденды, распределяемые, например, в пользу акционеров — резидентов РФ или Республики Казахстан, облагались налогом у источника по минимальной ставке 5% в соответствии с применяемыми соглашениями об избежании двойного налогообложения.
С 1 января 2018 г. в Нидерландах вступили в силу изменения к Закону о налоге на дивиденды, которые ограничивают возможности безналогового распределения дивидендов голландскими кооперативами. При этом существенно увеличен масштаб освобождения от этого налога в принципе.
Как ожидается, принятые поправки — только первый шаг. В недалеком будущем возможна полная отмена налога на дивиденды.
Вступившие в силу изменения
Кооперативы. Налоговый режим для дивидендов, выплачиваемых так называемыми холдинговыми кооперативами, приравнивается к налогообложению дивидендов, распределяемых организациями с капиталом, поделенным на акции (например, BV или NV). Выплата дивидендов обычными «активными» кооперативами по-прежнему освобождена от этого налога.
Кооператив является холдинговым, если его фактическая деятельность на 70% или более представляет собой холдинговую деятельность по владению долями (правами участия) или внутригрупповое финансирование. Семидесятипроцентный тест рассчитывается в первую очередь на основании итоговой строки бухгалтерского баланса. Затем принимаются во внимание другие показатели: виды активов и пассивов на балансе компании, оборот, деятельность, которая генерирует прибыль, и время, потраченное сотрудниками.
Анализируемый период для 70-процентного теста — год, предшествующий распределению прибыли. Закон дает возможность заранее получить разъяснения от налоговых органов о квалификации кооператива в качестве холдингового.
Общие правила для организаций. Вводится новое освобождение для организаций, акционеры (участники) которых являются налоговыми резидентами стран, заключивших с Нидерландами соглашения об избежании двойного налогообложения2.
В отношении нового освобождения действуют пересмотренные правила против уклонения от налогообложения (anti-abuse rules). Исходя из них, освобождение не будет доступно, если:
- основная или одна из основных целей владения акциями или правами участия — избежание налогообложения другим физическим или юридическим лицом;
- владение акциями или долями участия — часть притворной схемы или сделки либо цепочки притворных схем или сделок, у которой нет обоснованных деловых целей, отражающих экономическую действительность.
Правомерные (обоснованные) бизнес-цели должны находить отражение в реальной (фактической) деятельности акционера или участника.
Когда реальный бизнес ведется акционером (участником), косвенно владеющим акциями или долями, а непосредственным владельцем является иностранная промежуточная холдинговая компания, которая не осуществляет активной бизнес-деятельности, требование к наличию обоснованной бизнес-цели будет выполнено, если у промежуточной холдинговой компании есть соответствующее реальное присутствие (relevant substance).
Говорить о реальном присутствии промежуточной холдинговой компании можно, если:
- выполняются действующие минимальные требования реального присутствия (minimum substance): не менее 50% директоров — резиденты Нидерландов, ведение бухгалтерского учета в Нидерландах и т. д.;
- ее расходы по заработной плате на выполнение холдинговой функции не менее 100 тыс. евро в год;
- в ее распоряжении на срок не менее 24 месяцев есть офис, который фактически используется для деятельности промежуточного холдинга3.
Планы на будущее
Госсекретарь финансов Нидерландов 23 февраля 2018 г. изложил намерения Правительства улучшить инвестиционный климат для групп компаний, которые ведут бизнес в стране, и одновременно внедрить дополнительные меры против уклонения от налогов. Меры стимулирования включают в том числе постепенное снижение ставки налога на прибыль до 21% к 2021 г. и отмену налога у источника на дивиденды. Меры по предотвращению уклонения предусматривают расширение требований к реальному присутствию (increased substance requirements) и введение налогов у источника.
Расширенные требования к реальному присутствию аналогичны требованиям к промежуточным холдинговым компаниям и предполагают:
- введение требований к реальной деятельности (substance requirements) для голландских холдинговых компаний;
- расширение требований к реальному присутствию для голландских финансовых и лицензионных компаний группы;
- расширение требований к реальному присутствию для компаний — резидентов Нидерландов, стремящихся заключить предварительное соглашение о налогообложении (advance tax ruling) или о ценообразовании (advance pricing agreement) с голландскими налоговыми органами.
Если эти требования не будут соблюдены:
- Нидерланды станут предоставлять информацию в рамках спонтанного обмена информацией с соответствующими странами-партнерами, которые могут принять решение ограничить налоговые льготы по соглашениям об избежании двойного налогообложения;
- невозможно будет заключить предварительное соглашение о налогообложении или о ценообразовании с голландскими налоговыми органами.
Введение налогов у источника предусматривает налогообложение:
- с 2020 г. выплат дивидендов резидентам низконалоговых юрисдикций и резидентам стран из черного списка ЕС (одновременно с отменой действующего режима налогообложения дивидендов);
- с 2021 г. выплат процентов и роялти внутри группы резидентам низконалоговых юрисдикций и резидентам стран из черного списка ЕС.
Ожидается, что изменения вступят в силу с 1 января 2019 г.
Требования минимального присутствия к промежуточной холдинговой компании
В случае, когда налогоплательщик (организация) является связующим звеном в деятельности компаний группы (промежуточной холдинговой компанией), обоснованные коммерческие соображения, отражающие экономическую реальность, присутствуют, если:
- по меньшей мере половина общего числа полномочных членов совета директоров организации и директоров, компетентных принимать решения, являются резидентами или осуществляют фактическое управление в государстве, в котором находится налогоплательщик;
- члены совета директоров, находящиеся или являющиеся резидентами в государстве, указанном в подп. «a», обладают соответствующими профессиональными знаниями для компетентного выполнения своих функций, при этом в число функций входит по крайней мере принятие решений под ответственность организации и в рамках обычных корпоративных действий по сделкам, заключенным организацией, а также ответственность за проведение заключенных сделок на соответствующем уровне;
- организация имеет в своем распоряжении квалифицированный персонал, необходимый для осуществления сделок и их администрирования;
- решения совета директоров / основные управленческие решения организации принимаются на территории государства, указанного в подп. «a»;
- основные банковские счета организации открыты на территории государства, указанного в подп. «a», и
- ведение бухгалтерского учета организации осуществляется на территории государства, указанного в подп. «a»;
- организация несет расходы на персонал, представляющие собой компенсацию за выполнение функции связующего звена, упомянутой в преамбуле статьи, в сумме 100 000 евро, увеличенной на коэффициент, применяемый в отношении государства, в котором находится организация4;
- организация имеет в своем распоряжении в течение не менее 24 месяцев недвижимое имущество или часть недвижимого имущества, находящуюся в государстве, указанном в подп. «a», при этом данное недвижимое имущество или его часть служит офисом, оборудованным соответствующими устройствами, необходимыми для осуществления деятельности, указанной в подп. «g», и эта деятельность фактически осуществляется в данном офисе.