ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2018года
Зарубежный опыт

Налоговые меры по повышению привлекательности белорусской экономики

Как и любая другая страна, Республика Беларусь стремится повышать привлекательность для внешних инвесторов, а также улучшать условия ведения бизнеса для действующих субъектов хозяйствования. В том числе налоговыми мерами, среди которых декреты о развитии предпринимательства и цифровой экономики. Об их содержании и значении — в статье

Е.О. Попова, юрист налоговой практики
В.Г. Статкевич, советник по налоговым и финансовым вопросам , Авторы – сотрудники юридической компании Revera (Минск)

Стабильность налогового законодательства

Белорусское налоговое законодательство не меняется в течение календарного года.

Поправки в Налоговый кодекс Республики Беларусь — основной нормативный правовой акт, регулирующий порядок исчисления и уплаты налогов (сборов, пошлин), — вносятся один раз в год. То есть вступают в силу с 1 января соответствующего календарного года и остаются неизменными на всем его протяжении.

В настоящее время реализуется поручение Президента Республики Беларусь о подготовке такой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь, в которую не будут вноситься изменения как минимум три года (в 2019—2021 гг.).

Это повысит стабильность и прогнозируемость налогообложения деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность через постоянное представительство.

Улучшение условий для налогоплательщиков

Для целей улучшения условий ведения бизнеса в 2017 г. принят Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7), вступивший в силу 26 февраля 2018 г.

Декретом № 7 установлено, что до 2020 г. не допускается повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин), за исключением случаев, когда соответствующие обязательства Республики Беларусь предусмотрены международными договорами, а также не допускаются индексации налоговых ставок, установленных в белорусских рублях, в целях их адаптации к инфляционным процессам.

Декретом № 7 определено, что взыскание с субъектов хозяйствования налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение пяти лет со дня истечения срока уплаты, за исключением случаев, когда проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает пять лет и при представлении субъектами хозяйствования налоговых деклараций с внесенными изменениями и (или) дополнениями. Таким образом, введен ограничительный период по возможности доначисления налогов и сборов субъектам хозяйствования, в случае если их деятельность не проверялась контролирующими органами Республики Беларусь на протяжении длительного времени (то есть «не успели проверить — нельзя доначислить»).

Декретом № 7 установлено, что излишне уплаченные в бюджет налоги (сборы, пошлины) возвращаются независимо от периода, за который была выявлена такая переплата. Ранее ст. 63 НК РБ предусматривала, что излишне уплаченные суммы налогов (сборов, пошлин) могут быть возвращены или зачтены в счет уплаты иных налогов (сборов, пошлин), если с даты их уплаты прошло не более трех лет.

Как кардинальное положительное изменение воспринимается норма Декрета № 7 о том, что собственник имущества юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), его учредители (участники) или иные лица, в том числе руководитель юридического лица, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, несут субсидиарную ответственность при недостаточности имущества юридического лица только в случае, если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями таких лиц. Норма призвана подтвердить право на предпринимательский риск и снизить количество случаев, когда к субсидиарной ответственности привлекают руководителей и учредителей (участников, собственников) организаций. Это изменит существующую в настоящее время судебную практику «ушли в банкротство — обязательно кто-то должен быть виноват и ответить».

Еще одно из изменений: Декретом № 7 прямо предусмотрено, что затраты, произведенные заказчиком, застройщиком, дольщиком при возведении (возмещении возведения) объектов недвижимого имущества, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и их благоустройства, включаются в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли заказчика, застройщика, дольщика, в том числе путем переноса убытков на будущие периоды. Установлено также, что стоимость безвозмездно выполненных работ (оказанных услуг, переданных товаров) при реконструкции, ремонте (возмещении реконструкции, ремонта) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности государства, в связи с возведением объектов строительства заказчики, застройщики, дольщики вправе включить в состав внереализационных расходов.

Налоговое стимулирование цифровой экономики

Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее — Декрет № 8) вступил в силу 28 марта 2018 г. Этим документом продлен срок действия специального правового режима Парка высоких технологий (далее — ПВТ, Парк) до 1 января 2049 г., сохранены прежние налоговые льготы, причем некоторые в измененном виде, и добавлены новые.

С принятием Декрета № 8 созданы еще более привлекательные условия для резидентов ПВТ, а также предусмотрены некоторые льготы для организаций и физических лиц, не имеющих отношения к Парку.

Частично урегулированы и установлены налоговые каникулы для юридических и физических лиц по операциям с токенами (см. врезку ниже). До 1 января 2023 г. обороты организаций по отчуждению токенов не облагаются НДС, выручка от отчуждения токенов путем обмена на другие токены не облагается налогом на прибыль, налогом при УСН.

Токен

Цифровой знак (токен) — запись в реестре блоков трансакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе, которая удостоверяет наличие у владельца цифрового знака (токена) прав на объекты гражданских прав и (или) является криптовалютой.

Если белорусская организация обменяет, например, биткойн (Bitcoin)1 на лайткойн (Litecoin), эта операция не будет облагаться налогом на прибыль или налогом, уплачиваемым по УСН. Если же токены обменены на деньги, тогда ей придется уплатить налог на прибыль (при наличии прибыли). Для целей налогообложения отчуждение токенов рассматривается как реализация имущественных прав (см. текст на полях).

1 См. также: Хаванова И.А. Налоговые правила для Bitcoin: подходы России и других стран // Налоговед. 2017. № 7. С. 69–76.

Операции с токенами в бухучете

Отчуждение токенов рассматривается в Декрете № 8 как реализация имущественных прав. В бухгалтерском учете приобретенные или добытые токены отражаются как активы. В марте 2018 г. также принят Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (токены)».

Для резидентов ПВТ до 1 января 2023 г. предусмотрены дополнительные льготы: их деятельность по отчуждению, майнингу, созданию, приобретению токенов не облагается НДС и налогом на прибыль.

Деятельность по майнингу, приобретению, отчуждению токенов, осуществляемая физическими лицами самостоятельно, без привлечения иных физлиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, не является предпринимательской. Полученный от нее доход не облагается подоходным налогом. Поэтому и доход физических лиц — налоговых резидентов Республики Беларусь от продажи токенов с 28 марта 2018 г. не облагается подоходным налогом, даже если токены были приобретены ранее, до указанной даты. Эта льгота также действует до 1 января 2023 г.

К уже существующим и названным выше «общим» преференциям Декретом № 8 добавлены льготы для резидентов ПВТ.

Во-первых, резиденты освобождены от НДС при приобретении у иностранной организации объектов интеллектуальной собственности; рекламных, маркетинговых, консультационных услуг; услуг по обработке информации, по разработке, оформлению и модификации веб-страниц, по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере и (или) по его техническому обслуживанию; работ (услуг) по проектированию, разработке, оформлению и модификации веб-страниц, созданию баз данных, обеспечению доступа к ним; услуг, с помощью которых осуществляется поиск и (или) предоставляется заказчику информация о потенциальных покупателях (потребителях). До вступления в силу Декрета № 8 резиденты ПВТ в подобных случаях должны были уплачивать НДС за иностранные организации по ставке 20%.

Во-вторых, установлена нулевая ставка налога на доходы иностранных организаций по указанным выше услугам, а также по доходам от отчуждения долей в уставном фонде ПВТ, посредническим услугам, роялти, долговым обязательствам. Сейчас, потребляя такие услуги, белорусские компании уплачивают налог на доходы по ставке 10–15%.

Декрет № 8 ввел дополнительные льготы по налогообложению дивидендов, выплачиваемых резидентами ПВТ своим участникам (учредителям). При выплате дивидендов физическому лицу подоходный налог будет удержан по ставке 9%, если более низкая ставка не предусмотрена соглашением об избежании двойного налогообложения. А доход от продажи доли в организации — резиденте ПВТ, если физическое лицо непрерывно владеет ею 365 календарных дней и более, с 28 марта 2018 г. освобождается от подоходного налога.

Такая же льгота установлена для дохода иностранной компании от продажи доли в компании — резиденте ПВТ: если соблюдается условие о непрерывном владении реализуемой долей в течение как минимум 365 календарных дней, такой доход освобождается от налога на доходы иностранных организаций.

Доходы иностранных компаний в виде дивидендов, как и сейчас, облагаются налогом по ставке 5%.

Вместе с новыми льготами резиденты ПВТ получают и новые обязательства. Прибыль от отчуждения доли в уставном фонде организации, реализации предприятия как имущественного комплекса, дивиденды от иностранной компании, доход в виде процентов по банковскому вкладу (депозиту) облагаются налогом на прибыль по ставке 9%. Поэтому с 28 марта 2018 г. резидент ПВТ, получая доход в виде дивидендов от иностранной компании, облагает его налогом на прибыль по ставке 9%.

В ситуации, когда резидент ПВТ получил заем и выплачивает проценты по нему иностранной организации, налог на доходы иностранных организаций при выплате процентов не удерживается. До вступления в силу Декрета № 8 такой налог составлял 5%.