Тест на ФПД
Эксперты о том, можно ли найти «железобетонные» аргументы, которые позволят налоговому агенту пройти тест на фактическое право на доход, как при его прохождении свести потери к минимуму и снизить риски, а также повлияет ли ст. 54.1 НК РФ на определение ФПД, учитывая, что к таким правоотношениям применимы нормы международных договоров
Тема фактического права на доход (далее — ФПД) приобретает все большее значение в налоговых спорах. На разных площадках налоговеды обсуждают текущую судебную практику (см. врезку ниже), позицию ФНС России1, международный опыт.
Основные тенденции:
- споров все больше, в том числе в отношении дивидендов и дохода от продажи акций, процентов и роялти;
- отрицательных для налогоплательщиков решений все больше;
- цена вопроса в основном превышает 50 млн руб.
Основные ситуации, вызывающие споры:
- применение «сквозного» подхода;
- создание совместных предприятий;
- документальное подтверждение ФПД;
- международные перевозки.
Российские компании, выплачивая доход за рубеж, сталкиваются с неопределенностями в решении вопросов о том, возникает ли обязанность налогового агента, применяются ли соответствующие положения соглашений об избежании двойного налогообложения (далее — СИДН) и если удерживать налог на доход, то по какой ставке.
Публикуем мнения наших экспертов о тесте ФПД.
А. Г. Смотрицкая,
главный бухгалтер «Артсана Рус»
Определенный уровень риска есть у всех налогоплательщиков, перечисляющих денежные средства иностранным партнерам.
Но настоящая угроза нависает над структурами с номинальным или формальным владением через иностранные холдинги. Для них найти «железобетонные» аргументы в споре с налоговым органом почти невозможно.
В своем последнем письме о ФПД ФНС России настаивает на том, что при совершении сделок налогоплательщик должен доказать наличие деловой цели и обосновать необходимость совершения сделки с иностранным партнером2.
Для всех остальных компаний для минимизации спорных ситуаций желательно иметь несколько документов.
Во-первых, сертификат о резидентстве.
Во-вторых, подтверждение, что компания-получатель не является «транзитной».
Надо убедиться, что у нее есть иные источники дохода, кроме дивидендов, процентов по займам взаимозависимым и аффилированным лицам, а в случае получения иного дохода выяснить, является ли он существенным. Для этого специалисты рекомендуют запрашивать банковские выписки, но на практике их мало кто предоставляет.
Если в предоставлении выписки контрагент отказывает, стоит запросить хотя бы официальное письмо-подтверждение, что компания получила данный доход для использования в своей хозяйственной деятельности.
В-третьих, подтверждение того, что компания ведет реальную хозяйственную деятельность: у нее есть офис, штат сотрудников, имущество и иные активы.
В рекомендациях ФНС России по применению ст. 54.1 НК РФ3 указаны следующие нарушения:
- совершение действий, направленных на искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, льгот, освобождение от налогообложения;
- создание схемы, направленной на неправомерное применение СИДН (это напрямую относится к международным правоотношениям).
Чтобы минимизировать риск предъявления претензий, налоговым агентам необходимо запрашивать и анализировать информацию и документы и исследовать их на предмет экономической деятельности и наличия деловой цели операций. При этом надо учитывать специфику и особенности ведения бизнеса.
А. В. Кириллов,
старший юрист «Пепеляев Групп», канд. юрид. наук
ФПД — сложная оценочная категория, и в российском законодательстве нет «формального теста на ФПД», аналогичного тесту, применяемому в рамках механизма LOB (см. врезку ниже). Как следствие, у налогоплательщиков, налоговых органов и судов возникают трудности с установлением юридического факта наличия или отсутствия ФПД.
Механизм LOB
Разработан в США, направлен на предотвращение злоупотреблений положениями СИДН, когда резиденты других государств пытаются получить льготы по СИДН между договаривающимися государствами.
Тест на ограничение льгот состоит из совокупности формальных требований, применяющихся поэтапно: субъектного теста, теста владения, теста на осуществление активной предпринимательской деятельности и теста косвенных выгод. Если лицо не проходит первый тест, поэтапно проводятся следующие тесты.
Если лицо не может претендовать на льготу ни по одному из тестов, то у него сохраняется право заявить о предоставлении льготы по СИДН в индивидуальном порядке.
Выполнение теста в рамках LOB создает презумпцию наличия ФПД.
Российская Федерация применяет данный тест в СИДН с США, Бразилией, Японией, Индией и др.
Налоговому агенту, у которого есть хотя бы малейшие сомнения в наличии ФПД у иностранного контрагента, проще отказаться от применения льгот по СИДН, удержать национальную ставку налога у источника и предложить такому контрагенту впоследствии самостоятельно обратиться в ФНС России в порядке п. 3 ст. 312 НК РФ за зачетом (возвратом) налога, доказав наличие ФПД.
Если налоговый агент выбирает другой путь, то в свете Письма № СА-4-9/8285@ достаточно сильными аргументами могут быть несколько обстоятельств.
1. Деловые отношения, стоящие за предоставлением финансирования и выплатой дохода за рубеж, связаны с действительным привлечением иностранного капитала в российскую экономику. При этом важно, что согласно поправкам в Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»4 контролируемые иностранные компании более не вправе иметь статус иностранного инвестора.
2. У операций есть деловая цель, отличная от создания «благоприятных налоговых условий».
3. Налогоплательщики могут:
убедительно обосновать необходимость вовлечения иностранных компаний в структуру бизнеса и сделок (операций);
представить доказательства разумности сделанного выбора и обоснованности предпринимательского риска.
4. Деятельность в виде инвестиций и финансирования осуществляется не только в интересах компаний одной группы или взаимозависимых лиц.
5. Иностранные компании не функционируют по принципу «обслуживание интересов собственной группы и аффилированных с ней лиц».
Для снижения налоговых рисков советуем ориентироваться на письмо ФНС России от 17.05.2017 № СА-4-7/9270@ и судебную практику. Причем проигранные налогоплательщиками дела — ценный практический материал для того, чтобы учиться на чужих ошибках, применяя метод познания a contrario (от противного) и выявляя обозначенные судами факты, которые свидетельствуют об отсутствии ФПД.
В настоящее время суды, рассматривая споры по СИДН, исследуют в том числе два основных вопроса: оценку деловой цели (principle purpose test) и правильность квалификации существа сделок. Это подтверждается Письмом № СА-4-9/8285@.
Из анализа судебных дел 2018 г. АО «СУЭК-Кузбасс» и АО «Каширский двор — Северянин», а также ООО «СтройМаркет» и ООО «ГиперМаркет» можно сделать вывод, что в результате полноценного анализа Комментариев к Модельной конвенции ОЭСР суды формируют новую положительную практику применения льготных ставок по СИДН в ситуации, когда инвесторы вкладывают деньги в российскую экономику, способствуя росту ВВП и созданию новых рабочих мест в РФ.
В судебных решениях все чаще встречается ссылка на п. 14 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений разд. v. 1 и ст. 269 НК РФ5 (далее — Обзор).
Арбитражный суд Ульяновской области в деле компаний «СтройМаркет» и «ГиперМаркет», по нашему мнению, дал старт развитию новой практики применения льготной ставки по СИДН в случаях, когда полностью отсутствует участие иностранного лица в капитале российского общества. Опираясь на п. 14 Обзора, суд пришел к выводу, что при переквалификации процентов в дивиденды факт участия иностранного лица в капитале российского общества презюмируется как подтвержденный, поскольку дивиденды — это доход от участия в капитале организации. Таким образом, сестринские компании одной группы получают возможность инвестировать в капитал российских обществ и в последующем применять льготные налоговые ставки без прямого вложения в капитал de jure при условии наличия СИДН между страной резидентства инвестора и РФ, содержащего подобное условие для применения льготной ставки.
Нижестоящие суды все чаще стали использовать концепцию приоритета существа над формой при анализе трансграничных сделок (см. врезку).
Дело «СтройМаркета» и «ГиперМаркета»
В решении по делу компаний суд указал, что гл. 25 НК РФ не содержит понятия «прямое вложение», являющегося одним из условий применения льготной ставки по СИДН, и это понятие подлежит толкованию с учетом контекста самого СИДН.
Аналогичную позицию см. в деле АО «СУЭК-Кузбасс».
С нашей точки зрения, более широкое использование судами теста основной цели, выполнение которого должно презюмировать наличие ФПД, позволит налогоплательщикам рассчитывать на бо´льшую объективность при рассмотрении налоговыми органами и судами вопроса о ФПД.
Что касается ст. 54.1 НК РФ, то она представляет собой национальную общую антиуклонительную (охранительную) норму с элементами теста на основную цель (national GAAR/PPT). В ней закреплены критерии злоупотреблений налогоплательщиками своими правами, установлен запрет на использование искусственных гражданско-правовых конструкций для ухода от налогов. Она de facto соответствует положениям Плана BEPS, который поддерживается Россией в связи с подписанием летом 2017 г. Многосторонней конвенции ОЭСР. А согласно этой Конвенции получение преференций по СИДН не должно быть основной целью сделки или структуры.
Напомним о Письме № ЕД-4-9/22123@. В нем ФНС России разъяснила, что ст. 54.1 НК РФ следует применять при доказывании искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов). Названы характерные примеры такого «искажения»:
- искусственное создание условий по использованию: пониженных налоговых ставок; налоговых льгот; освобождения от налогообложения;
- неправомерное применение СИДН.
Смеем предположить, что в ближайшем будущем налогоплательщикам следует ожидать широкого применения налоговыми органами и судами ст. 54.1 НК РФ в ходе борьбы со злоупотреблениями при применении СИДН. Это допускается как отдельными СИДН, заключенными Россией, так и ст. 66, 67 Комментариев к Модельной конвенции ОЭСР. Уже появляются судебные решения, проникнутые духом ст. 54.1 НК РФ6.
В. А. Мачехин,
доцент кафедры финансового права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), канд. юрид. наук
Налоговому агенту может казаться, что вопрос о порядке налогообложения у источника дохода при выплате за рубеж очень простой. Поэтому подавляющее большинство налоговых агентов более двадцати лет игнорировали правила о ФПД.
Но многие международные сделки и структуры сложны по своей правовой природе и налоговым последствиям, и сейчас правила игнорировать уже не получается. И все же налоговые агенты часто продолжают относиться к ним упрощенно, стараясь найти для их применения универсальное, простое, а главное обязательно хорошее решение.
На наш взгляд, на практике правила ФПД должны применяться по-разному в зависимости от конкретной ситуации. Такие ситуации можно разделить на две категории.
Первая — это случаи выплат дохода из РФ в рамках одной трансграничной группы компаний, фактически находящейся под контролем российских или зарубежных лиц. Очень часто в таких группах невозможно найти «железобетонные» аргументы для обоснования того, что первый получатель российского дохода, находящийся в низконалоговой юрисдикции, имеет фактическое право на него, как только налоговые органы получают подробную информацию о структуре группы и ее денежных потоках. Практически все резонансные судебные прецеденты по тематике ФПД, выигранные налоговыми органами, относятся к этой категории.
Вторая — это случаи выплат из РФ в пользу независимых от плательщиков лиц. Судебных споров почти нет, хотя каждый день проводится огромное количество таких платежей.
Возможно, формируется практика признания добросовестности в действиях иностранной компании, которая объявляет себя фактическим получателем доходов не связанному с ней российскому налоговому агенту. Налоговые органы не перекладывают на налогового агента бремя доказывания наличия ФПД, хотя из некоторых их разъяснений можно прийти к противоположному выводу — о наличии такой возможности. Эту ситуацию нельзя недооценивать или игнорировать.
Такой подход стал бы более предсказуемым, если бы государство утвердило формы о ФПД для иностранных лиц по аналогии с ранее существовавшими формами и с учетом практики некоторых других стран.
С нашей точки зрения, если у российского налогового агента нет серьезных оснований усомниться в наличии ФПД у независимого контрагента — получателя дохода (в том числе на основе публично доступной информации и контрактной документации), то к нему не должны предъявляться претензии в случаях, когда позднее в результате контрольной работы налоговый орган выяснит, что у иностранного контрагента ФПД отсутствует.
Чтобы пройти тест на ФПД с минимальными потерями и снизить риски, в первую очередь надо объективно оценить действующую или планируемую структуру с учетом всей информации.
Многие налоговые структуры изначально исключительно рискованны, так как создавались в надежде на то, что налоговая непрозрачность не даст возможности налоговым органам получить важную для налогообложения информацию или что вероятность выявления этой информации незначительна. Снизить риски ФПД в таких случаях бывает невозможно без изменений в структуре бизнеса.
В отношениях с независимыми лицами налоговым агентам стоит прежде всего анализировать важную с налоговой точки зрения информацию о зарубежных контрагентах, находящуюся в публичном доступе, и исполняемую сделку. Предприниматели постоянно сталкиваются с различными рисками и не могут не проявлять осмотрительность в отношениях с контрагентами.
Отвечая на вопрос о том, окажет ли влияние новая ст. 54.1 НК РФ на определение ФПД, заметим, что, судя по формируемой судебной и административной практике, налоговые органы относятся к этому инструменту как к исключительно специальной антиуклонительной мере. А такие меры почти всегда применяются во взаимосвязи с общими антиуклонительными мерами, в том числе в ситуациях использования СИДН.
Это подтверждается и устойчивой практикой налоговых органов и судов, которые традиционно обращаются одновременно и к специальным, и к общим антиуклонительным мерам.
Такие общие меры в РФ сегодня — это совокупность положений Постановления Пленума ВАС РФ № 537 о необоснованной налоговой выгоде и новой ст. 54.1 НК РФ. Рабочий баланс сочетания правил этих двух документов должен в какой-то момент сформироваться, особой специфики для ФПД, скорее всего, не сложится.
На развитие практики ФПД бо´льшее влияние должно оказать более глубокое понимание этого правового инструмента.
Судебная практика по ФПД (применение пониженных ставок)