ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Август 2018года
Полемика

Действует ли принцип налоговой нейтральности для налогового агента, выплачивающего доходы за рубеж?

Авторы статьи уверены, что взыскание налога на доход, полученный иностранной организацией от источника в РФ, за счет собственных средств российского налогового агента противоречит принципу нейтральности. Однако КС РФ в недавнем решении по известному делу АО «Кредит Европа Банк» выразил иную позицию

А.В. Кириллов, старший юрист «Пепеляев Групп», канд. юрид. наук
А.Э. Айдинян, юрист компании «Пепеляев Групп»

Дивиденды, уплаченные иностранной организации, являются ее доходом от источников в России, который подлежит налогообложению (ст. 309 НК РФ). Налог с дохода исчисляется и удерживается российской компанией, выплатившей этот доход (п. 1 ст. 310 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 24, п. 1 ст. 310 НК РФ такая российская компания признается налоговым агентом.

На основании позиции, выраженной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ № 57), взыскание с налогового агента не удержанной им суммы налога невозможно, поскольку обязанным лицом продолжает оставаться налогоплательщик и, следовательно, к нему и должно предъявляться требование об уплате налога (подп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ). Однако эти нормы не распространяются на случаи выплаты денежных средств иностранному лицу, которое не является российским налоговым резидентом и не стоит на учете в российских налоговых органах, ввиду того, что невозможно администрирование таких лиц и взыскание с них недоплаченного налога.

Сформированная в 2013 г. позиция Пленума ВАС РФ была обусловлена ограниченными на тот момент возможностями российских налоговых органов в части налогового администрирования за рубежом.

В 2014 г. Россия подписала и ратифицировала Конвенцию Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам от 1988 г., а в 2016 г. — Многостороннее соглашение компетентных органов (Multilateral Competent Authority Agreement) для целей обмена информацией по стандарту CRS и включения соответствующего разд. VII.1 в НК РФ. Вследствие этого российские налоговые органы получили богатый инструментарий как для проведения налоговых проверок, так и для взыскания налога не с налогового агента, а непосредственно с иностранной организации — получателя дохода и ее контролирующего лица.

В такой ситуации взыскание налога с российской компании как налогового агента противоречит:

На принцип самостоятельного исполнения налоговой обязанности указал Президиум ВАС РФ в п. 12 Информационного письма от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» (см. врезку).

Из Информационного письма

«Согласно пункту 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 Кодекса)».

Исполнение налоговым агентом обязанности по перечислению налога с дохода налогоплательщика заключается в совершении им действий по удержанию и перечислению налога в бюджет за счет тех денег, которые были им выплачены налогоплательщику (иностранной организации) (подп. 1 п. 3 ст. 24 и подп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ). Налоговые агенты не вправе за счет собственных средств вместо средств налогоплательщика уплачивать суммы налога с доходов иностранной организации от источников в РФ в соответствии с позицией, сформулированной в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ № 57, а именно:

«В силу статьи 24 НК РФ налоговый агент обязан перечислить в соответствующий бюджет сумму налога, удержанную в установленном порядке из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику.

В том случае, когда денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось и удержание суммы налога оказалось невозможным, налоговый агент на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 24 НК РФ обязан лишь исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности соответствующего налогоплательщика».

Эту позицию неоднократно подтверждал Президиум ВАС РФ.

Из практики Президиума ВАС РФ

Постановление от 06.04.2010 по делу № А07-4281/2008-А-ГАР/КИН ООО «Корус-Уфа»: суд апелляционной инстанции не учел, что налог на доходы иностранных организаций подлежит перечислению в бюджет за счет средств, причитающихся иностранной организации, а не самого налогового агента.

Постановление от 20.09.2011 по делу № А40-46934/10-13-255 ЗАО «Группа ГЕОАТОМ»: решение инспекции в части предложения Обществу уплатить налог с дохода, выплаченного иностранной организации, неправомерно, так как данный налог подлежит перечислению в бюджет за счет средств, выплачиваемых иностранной организации, а не налогового агента. Поскольку Общество не удержало и не перечислило в бюджет причитающуюся с иностранной организации сумму налога, инспекция вправе привлечь его к ответственности по ст. 123 НК РФ за невыполнение обязанности по удержанию и перечислению налогов.

Аналогичную позицию высказывают и российские арбитражные суды1. Кроме того, незаконность взыскания налога за счет собственных средств налогового агента подтверждается разъяснениями Минфина России2.

Взыскание пеней за несвоевременную уплату налога за счет денежных средств налогового агента также неправомерно. В силу ст. 75 НК РФ пени начисляются до момента прекращения обязанности по уплате налога. Однако налоговый агент не должен платить сумму налога вместо налогоплательщика. Соответственно, для него прекращение негативных последствий в виде начисления и взыскания пеней ставится в зависимость не от его собственной воли, а от действий налогоплательщика. Это противоречит конституционным принципам налоговой справедливости, определенности налоговых обязательств и равенства всех перед законом3.

Налоговый агент лишен правовой возможности повлиять на налогоплательщика (иностранную организацию) и принудить его уплатить налог, чтобы начисление пеней прекратилось. Возникает противоречивая ситуация, при которой пени начисляются и взыскиваются с налогового агента до момента прекращения обязанности по уплате налога, но при этом он лишен правовой возможности прекратить основание начисления, так как согласно подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ не может платить сумму налога за счет своих средств вместо налогоплательщика. В данном случае пени теряют свой компенсационный характер и приобретают характер штрафной санкции4.

1 Постановления ФАС СЗО от 01.06.2012 по делу № А44-219/2010 (Определением ВАС РФ от 02.08.2012 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ); ФАС МО от 31.07.2012 по делу № А40-6560/12; ФАС ПО от 27.03.2013 по делу № А55-14124/2011.
2 Письма Минфина России от 30.09.2011 № 03-08-05, от 12.08.2013 № 03-08-05/32574.
3Статья 19 Конституции РФ; определения КС РФ от 19.07.2016 № 1485-О, от 10.03.2016 № 571-О, от 25.09.2014 № 2014-О.
4Определение КС РФ от 06.12.2001 № 257.

Невыполнение налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет уже образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 123 НК РФ. Таким образом, взыскание с него суммы налога и пеней приводит к тому, что за одно и то же деяние на него возлагается дополнительная ответственность в виде уплаты налога и пеней за счет своих средств. А согласно п. 2 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

Взыскание налога с налогового агента, выплачивающего доходы за рубеж, противоречит и базовому принципу экономической нейтральности налогообложения, признанному в Постановлении КС РФ от 22.06.2009 № 10-П.

При этом еще в декабре 2016 г. заместитель руководителя ФНС России С. А. Аракелов рассказал о показательном деле НПО «Антивирал»: кипрская компания была привлечена к субсидиарной ответственности по обязательствам российского общества и фактически уплатила налог в бюджет РФ со своих кипрских счетов5.

5 Прими на свой счет: интервью с замглавы ФНС России Сергеем Аракеловым // Российская газета. 2016. № 7151 (283). URL: https://rg.ru.

Тем более неожиданным стал вывод КС РФ в Определении от 27.02.2018 № 526-О по известному делу АО «Кредит Европа Банк»: «…возможные меры по налоговому контролю и взысканию с иностранных организаций налоговых платежей ограничены территорией Российской Федерации и компетенцией национальных налоговых органов».

КС РФ фактически подтвердил применимость устаревшего подхода, сформулированного пять лет назад в Постановлении Пленума ВАС РФ № 57.

По нашему мнению, подобная позиция КС РФ не способствует балансу между частным и публичным интересами, притом что расширение полномочий налоговых органов по налоговому контролю за пределами России не сопровождается отменой практики взыскания недоимки и пеней с налогового агента в тех случаях, когда налоговый агент не является участником одной группы компаний с конечными бенефициарами — налоговыми резидентами России. Пришло время пересмотреть устаревшие представления и подходы.