ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Сентябрь 2018года
Поиск решения

Ставка НДС при вынужденной перегрузке экспортируемого товара

При вывозе экспортной продукции может понадобиться перегрузить ее на другое транспортное средство, например из-за аварии или поломки. На практике возникает вопрос, появляется ли «внутрироссийская перевозка» и можно ли в таком случае применить нулевую ставку НДС

Н.Н. Дейнега, главный юрисконсульт Управления налогового и административного права Дирекции по правовым вопросам ПАО «Газпром нефть»

Нечасто арбитражные суды, рассматривая экономические споры частных субъектов, имеют возможность высказаться по неоднозначным вопросам применения налогового законодательства. Тем отраднее, что в приведенном нами в качестве примера деле1 судебный состав, специализирующийся на разрешении споров из договоров перевозки, разрешил его не только с учетом толкования договорных условий взаимоотношения сторон, но и руководствуясь основными принципами налогового права.

Обстоятельства дела Иностранная компания зафрахтовала на основании заключенного по английскому праву тайм-чартера морской танкер для регулярных перевозок нефти из России на экспорт. Во время одной из таких перевозок (по маршруту «российский порт отправления — промежуточный российский порт — иностранный порт назначения») зафрахтованное судно столкнулось с затонувшей баржей и не смогло завершить согласованный рейс. Как было установлено при обследовании судна, оно утратило мореходные качества. В связи с этим стороны договорились о перевалке груза (ship-to-ship) на рейде промежуточного российского порта на другое морское судно, на котором нефть и была вывезена на экспорт. Договором фрахтования предусмотрена фискальная оговорка: «В случае, если причитающийся фрахт облагается Российским НДС в соответствии с российским налоговым законодательством, такой НДС оплачивает Фрахтователь по выставлении Судовладельцем счета и подтверждающих документов. Для информации: предполагается, что указанный НДС взимается за время, использованное в российских территориальных водах». Между сторонами возник спор о применимой в отношении оказанных услуг ставке НДС — 0 или 18%.

По мнению судовладельца, вследствие инцидента услуги, оказанные в рамках спорного рейса, представляют собой внутрироссийскую перевозку и не могут облагаться НДС по ставке 0%, предусмотренной подп. 12 п. 1 ст. 164 НК РФ. Он обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности по договору в виде НДС по ставке 18%.

В обоснование своей позиции истец указал на следующее.

Прежде всего, перевозка имеет характер завершенной в пределах России, поскольку:

  • иностранный порт назначения, указанный в первоначально выданном коносаменте, был фактически изменен по приказу фрахтователя на основании соглашения о перевалке груза в российском порту на другое судно;
  • нефть по договору между российским продавцом и иностранным покупателем (фрахтователем) поставлялась на условиях FOB — в промежуточный российский порт;
  • перевалка нефти произведена с представлением полного комплекта оригиналов коносаментов, которые были выведены из оборота с проставлением на них отметок об аннулировании и ничтожности;
  • услуги судовладельца в данном случае не являются этапом международной перевозки по смыслу п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ № 33), так как, по мнению истца, они не способствовали достижению конечной цели — вывозу груза за пределы РФ.

Кроме того, договором прямо урегулирован вопрос ставки налога, применимой к оказываемым на территории РФ услугам: «Для информации: предполагается, что указанный НДС взимается за время, использованное в российских территориальных водах».

Наконец, судовладелец сослался на отсутствие у него документов, необходимых согласно п. 14 ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения ставки 0%: первоначально выпущенный коносамент на груз после его возвращения судовладельцу аннулирован, в результате чего не подтверждает вывоз товара за пределы территории РФ.

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, удовлетворяя требования истца, указал: поскольку фактического вывоза судном за пределы территории РФ не произошло, основания для применения ставки 0% отсутствуют2.

Ответчик, правомерность позиции которого подтвердил Тринадцатый арбитражный апелляционный суд3, возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая спорные услуги подлежащими обложению НДС по ставке 0% по следующим основаниям.

Фискальная оговорка в договоре содержит указание на то, что условием уплаты НДС фрахтователем служит обложение фрахта российским НДС в соответствии с налоговым законодательством РФ. В связи с этим положение договора, на которое ссылался истец («Для информации…«), информационное, предположительное и не может толковаться в отрыве от приведенного условия договора: чтобы разрешить спор о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности уплатить НДС, необходимо определить применимую ставку налога в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Вывозимые за пределы России товары

Из буквального толкования нормы подп. 12 п. 1 ст. 164 НК РФ следует, что для ее применения хозяйственная операция должна отвечать трем условиям:

  • осуществляется перевозка (транспортировка) товаров морским судном или судном смешанного (река — море) плавания;
  • основанием для нее выступает договор фрахтования судна на время (тайм-чартер);
  • перевозимые (транспортируемые) товары являются вывозимыми за пределы территории РФ или ввозимыми на территорию РФ.

При перевозке груза морским судном на основании тайм-чартера первые два условия соблюдаются.

Поскольку НК РФ не содержит понятия вывозимых товаров, исходя из п. 1 ст. 11 Кодекса подлежит применению отраслевое (таможенное) законодательство.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон о таможенном регулировании):

  • вывоз товаров из РФ — фактическое их перемещение любым способом за пределы территории России, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение до фактического пересечения товарами Государственной границы РФ (п. 3);
  • вывоз товаров из РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза — вывоз товаров из России, если страной назначения в соответствии с намерениями лиц, осуществляющих их перемещение, является территория государства, которое не входит в Таможенный союз (п. 4; см. врезку).

Определение понятия

Аналогичное по смыслу определение было дано в редакции Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшей в спорный период: вывоз товаров с таможенной территории ТС — совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории ТС любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы (п. 4 ч. 1 ст. 4).

См. также Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (п. 5 ч. 1 ст. 2).

Для целей подп. 12 п. 1 ст. 164 НК РФ под вывозимыми из РФ товарами понимаются такие, в отношении которых совершаются действия, направленные на их фактическое перемещение за пределы территории РФ.

Стороны не оспаривали направленность своих действий, фактически завершившихся доставкой груза в иностранный порт, на вывоз нефти за рубеж. С учетом этого товары являлись вывозимыми за пределы РФ по смыслу подп. 12 п. 1 ст. 164 НК РФ, в связи с чем спорная перевозка подлежит обложению НДС по ставке 0%.

Многоэтапная перевозка на основании тайм-чартера

Как уже упоминалось:

  • судно было зафрахтовано ответчиком в целях осуществления перевозки груза за пределы территории РФ;
  • в ходе маршрута в территориальных водах РФ произошел инцидент, в результате которого судну потребовался ремонт; продолжение рейса оказалось невозможным, груз был перемещен в акватории промежуточного российского порта на иное судно, на котором вывезен за рубеж.

До момента погрузки на судно товар в порядке временного периодического таможенного декларирования4 был заявлен к вывозу в режиме экспорта и разрешен к вывозу с таможенной территории Таможенного союза отметкой таможенных органов «Выпуск разрешен». Погрузка на судно совершалась на основании поручения на отгрузку экспортных товаров с отметкой «Погрузка разрешена». После фактического вывоза нефти за рубеж в отношении нее была представлена полная таможенная декларация.

Поскольку груз с момента регистрации временной таможенной декларации и до пересечения таможенной границы находился под таможенным контролем5, с точки зрения таможенного законодательства его правовой режим был неизменным и во время фрахтования первого судна, и во время перевозки груза на втором судне.

Таким образом, оказанные истцом услуги были частью единой экономической операции по вывозу товара на экспорт.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ6, налоговые последствия влекут не сами гражданско-правовые сделки, а совершаемые во исполнение этих сделок финансово-хозяйственные операции. К однородным с экономической точки зрения отношениям при отсутствии специальных указаний в налоговом законодательстве должны применяться единые налоговые последствия7.

4 Статья 214 Закона о таможенном регулировании.
5 Части 4, 5 ст. 96 Закона о таможенном регулировании.
6Пункт 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации».
7Постановление Президиума ВАС РФ от 08.10.2013 по делу № А40-75971/10-112-388 ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)».

Как следует из обстоятельств дела, в связи с невозможностью по не зависящим от сторон причинам перевезти груз одним морским судном на всей протяженности маршрута перевозка была разделена на два этапа, каждый из которых осуществлялся с использованием соответствующего судна.

В пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ № 33 разъяснено, что налоговую ставку 0% применяют также:

Правовая позиция Пленума ВАС РФ относится непосредственно к услугам по международной перевозке товаров, под которой в силу подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ понимается перевозка товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ.

В рассматриваемом случае пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ. В связи с этим очевидно, что спорная перевозка в полной мере отвечает понятию международной для целей подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ8. При этом какие-либо разумные основания для вывода о том, что приведенное разъяснение не распространяется на экономически тождественную операцию, отсутствуют9.

8 Данная норма неприменима к спорной операции лишь в силу наличия более специальной нормы подп. 12 п. 1 ст. 164 НК РФ.
9 Правовое основание осуществления перевозки — тайм-чартер — не может выступать в качестве достаточного критерия разграничения экономического содержания операций, предусмотренных подп. 2.1 и 12 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Правовая позиция Пленума ВАС РФ сводится к тому, что единый с экономической точки зрения комплекс услуг, конечная цель которого вывоз товара за пределы России (единая операция), должен облагаться по единой ставке 0%, даже если формально возникают условия для применения отдельными участниками этой операции иной ставки НДС.

Отметим, что целевое истолкование разъяснений Пленума ВАС РФ соответствует недавно выявленному ВС РФ в рассмотренном им деле (см. врезку).

Дело ТД «Эльдако Юг»

С позиции СКЭС ВС РФ, ставка НДС 0% применяется в тех случаях, когда услуги по международной перевозке товаров (организации перевозки) выступают и оформляются в качестве части единого процесса перевозки экспортного товара за пределы территории РФ, а лицо, оказывающее услуги, обладает сведениями об экспортном характере товара

(Определение СКЭС ВС РФ от 25.04.2018 по делу № А53-30316/2016 ООО «Торговый дом „Эльдако Юг“»).

Исходя из разъяснений Пленума ВАС РФ, рассматриваемая единая экономическая операция подлежит обложению по ставке 0%.

Принцип равенства налогообложения

В ряде судебных актов КС РФ отмечает10, что в налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.

В настоящем случае применение ставки НДС 18% нарушает принцип равенства налогообложения сразу с нескольких позиций.

Во-первых, экономически тождественная операция по многоэтапной международной перевозке облагается НДС по ставке 0%.

Во-вторых, нулевая ставка применяется к работам (услугам) организаций внутреннего водного транспорта в отношении вывозимых в таможенной процедуре экспорта товаров при их перевозке (транспортировке) в пределах территории России из пункта отправления до пункта перегрузки (перевалки) на морские суда (подп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Таким образом, для ситуации, максимально схожей с рассматриваемой, когда внутрироссийский этап перевозки осуществляется организациями внутреннего водного транспорта, законодатель также исходит из единства — как экономического, так и юридического — хозяйственной операции и устанавливает общую ставку 0% ко всем ее этапам, в том числе российскому. Применение иного подхода будет также означать нарушение принципа равенства налогообложения в отсутствие существенных различий между судовладельцами, предоставляющими суда по договору тайм-чартера, и организациями внутреннего водного транспорта, самостоятельно выполняющими перевозку (транспортировку).

В-третьих, как было установлено в ходе судебного разбирательства, при оказании судовладельцем услуг перевозки в предшествовавших периодах по идентичному маршруту («российский порт отправления — промежуточный российский порт — иностранный порт назначения») ко всем этапам, в том числе внутрироссийскому, была применена налоговая ставка 0%. Применение ставки 18% в ситуации вынужденного разделения маршрута на два этапа, для оказания услуг на которых были привлечены несколько лиц, также подрывает обозначенный принцип: независимо от числа привлекаемых для перевозки исполнителей ее экономическое содержание (перемещение товара за пределы РФ) остается неизменным.

Подтверждение обоснованности применения нулевой ставки

При реализации работ (услуг), предусмотренных подп. 12 п. 1 ст. 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы должны быть представлены11:

  1. контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
  2. копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ или ввоз товаров на территорию РФ, с учетом следующих особенностей: при вывозе товаров за пределы территории РФ морским судном или судном смешанного (река — море) плавания в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема товаров к перевозке документа, в котором в графе «Порт выгрузки» указано место выгрузки, расположенное за пределами территории РФ.
11 Пункт 14 ст. 165 НК РФ.

Истец не оспаривал, что помимо требующегося тайм-чартера в его распоряжении имеется копия коносамента, в котором в графе «Порт выгрузки» указано место выгрузки, расположенное за пределами территории РФ (иностранный порт). При этом истец ссылался на то, что коносамент был аннулирован — на нем проставлена отметка «Null and void».

Однако аннулирование коносамента, в соответствии с которым фактически состоялась перевозка груза на части маршрута, не изменяет его доказательственного значения для целей применения ставки НДС 0%, является стандартной процедурой, подтверждающей прекращение его действия в связи с выдачей груза уполномоченному лицу и возврат коносамента перевозчику (судовладельцу).

Проставление отметки «Null and void» на коносаменте — ординарное действие, призванное обеспечить невозможность предъявления этого коносамента перевозчику после выдачи груза (как товарораспорядительного документа и ценной бумаги), и совершается оно по усмотрению держателя коносамента, в частности перевозчика, после возврата ему данного документа.

В стандартной ситуации должной доставки груза в изначально согласованный пункт назначения — что и произошло в отношениях сторон при международных перевозках, предшествовавших инциденту, — коносаменты также передавались истцу, утрачивали свою силу и могли быть аннулированы с проставлением удостоверяющих надписей «Null and void», «Discharged», «Cancelled». Но, очевидно, это действие не повлияло на возможность использования копий коносаментов в целях подтверждения правомерности применения нулевой ставки по НДС.

Комментарий

С. А. Сосновский,

партнер, руководитель санкт-петербургской налоговой практики «Пепеляев Групп», доцент юридического факультета СПбГУ, канд. юрид. наук

Вопросы применения нулевой ставки НДС при оказании услуг породили в российской правоприменительной практике много споров. Причем споры возникали и продолжают возникать в двух измерениях: между налоговыми органами и налогоплательщиками о правомерности применения ставки 0% в конкретных ситуациях и между участниками гражданского оборота1 о том, входит ли в цену услуг НДС по общей ставке и правомерно ли он выставлен или, наоборот, не выставлен исполнителем к оплате заказчику.

По этим вопросам неоднократно высказывались и КС РФ, и Президиум ВАС РФ, и ВС РФ. На первый взгляд, общие ориентиры давно заданы. Так, если говорить о спорах между заказчиками и исполнителями, еще девять лет назад Президиум ВАС РФ, рассматривая спор между ОАО «Газпром нефть» и ОАО «Транснефть», указал, что ошибочно выставленные исполнителем заказчику к оплате и перечисленные суммы НДС по ставке 18% подлежат возврату как неосновательное обогащение2.

1 Для простоты назовем их заказчиками и исполнителями.
2Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2009 по делу № А40-37607/07-51-379 ОАО «Газпром нефть».

По спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами существуют десятки дел только на уровне высших судебных инстанций.

Законодатель тоже не остается в стороне и регулярно вносит поправки в ст. 164, 165 НК РФ, с тем чтобы установить полную ясность и избежать возможных споров.

Но, как показывает автор статьи, полностью устранить неопределенность пока не получилось. Видимо, это вообще невозможно.

Фабула комментируемого дела может считаться уникальной, и вряд ли можно ставить в вину законодателю, что он не предусмотрел возможности столкновения груженого сырой нефтью зафрахтованного танкера с затонувшей баржей, а точнее, не урегулировал прямо налоговые последствия вызванной таким столкновением перегрузки нефти на другое судно.

Ситуация неоднозначна, и аргументы обеих сторон заслуживают внимания.

Мы видим конфликт формального и, если можно так выразиться, «сущностного» подходов: судовладелец указывал, что, поскольку завершившаяся фактически на территории России операция фрахтования судна прямо не указана в числе облагаемых по ставке 0%, применяться должна ставка 18%. Фрахтователь же ссылается на экономическую природу операции и на то, что обложение ее по общей ставке будет нарушать основные принципы налогообложения.

Дело интересно и необходимостью комплексного анализа норм разной отраслевой принадлежности: гражданского, налогового, таможенного права.

Выводы суда апелляционной инстанции о применимости к операциям ставки 0% представляются нам обоснованными и заслуживающими поддержки.