ещё
свернуть
Все статьи номера
10
Октябрь 2018года
Новый взгляд

Налоговая справедливость в глобальном мире

Представляем коллективную монографию «Global Tax Fairness». Своим мнением о концепции справедливого налогообложения, проблемах реализации этого принципа в условиях глобализации и релевантных реформах поделились полтора десятка известных налоговедов из разных стран

А.В. Демин, профессор кафедры коммерческого, предпринимательского и финансового права Юридического института Сибирского федерального университета, докт. юрид. наук

Главная тема сборника1 — бедность и нарушение прав человека в развивающихся странах, а также связанная с ней несправедливость современной системы международного налогообложения, включая диспропорции в распределении источников доходов между «золотым миллиардом» и третьим миром.

1 Global Tax Fairness / Ed. by T. Pogge and Kr. Mehta. Oxford University Press, 2016. URL: https://global.oup.com.

Значительное внимание уделено незаконному и налогово-мотивированному выводу финансовых ресурсов (tax-motivated illicit financial outflows) из развивающихся стран, истощающему их бюджеты и подрывающему экономическую стабильность. Особенно большая ответственность возлагается на транснациональные корпорации (далее — ТНК), которые продолжают заниматься схемотехникой с использованием налоговых гаваней, трансфертного ценообразования, манипуляций с отчетностью и иных злоупотреблений.

Политика усиленной защиты банковской и налоговой тайны ряда развитых стран (например, Швейцарии, Великобритании, Ирландии, США) препятствует доступу других стран к информации о зарубежных активах их граждан. В этом контексте авторы сборника большие надежды возлагают на проект Целей устойчивого развития (Sustainable Development Goals), который под эгидой ООН должен быть реализован с 2015 по 2030 г.

Ключевые преобразования

В качестве ключевых авторы сборника предлагают следующие преобразования:

  • всемерную поддержку глобальной финансовой транспарентности;
  • повсеместную ликвидацию фиктивных фирм и анонимных счетов;
  • автоматический межстрановой обмен налоговой информацией;
  • усиление контроля за годовой отчетностью корпораций.

Итай Гринберг (Itai Grinberg)2 предлагает внедрить универсальную и многостороннюю систему автоматического обмена информацией (Automatic Exchange of Information) в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием офшорных счетов (offshore accounts). В этом процессе должны активнее участвовать развивающиеся страны, но пока они фактически отстранены, так как большинство решений принимают государства с развитыми экономиками. Общая цель обмена информацией, по мнению автора, требует значительного прогресса в разработке и внедрении механизмов для идентификации бенефициарных собственников финансовых счетов и трансграничных доходов.

Реформа, которую считает нужным провести Джеймс Генри (James S. Henry)3, заключается в налогообложении любых анонимных доходов и активов (anonymous wealth) по скромной ставке 0,5% годовых. Такой налоговый режим должен распространяться на непрозрачные счета, когда их бенефициарный владелец неизвестен или принципиально не раскрывается номинальным владельцем счета.

2 Grinberg I. Building Institutions for a Globalized World: Automatic Information Exchange // Global Tax Fairness. P. 14–30.
3 Henry J. S. Let’s Tax Anonymous Wealth! // Ibid. P. 31–95.

За счет платежей, удерживаемых финансово-кредитными учреждениями, можно было бы собирать миллиарды долларов ежегодно. Затем нужно создать международный фонд, чтобы использовать полученные средства на приоритетные проекты помощи бедным странам: адаптацию этих стран к изменению климата, восстановление их экономики после стихийных бедствий, борьбу с эпидемиями, развитие энергетики и необходимой для обеспечения населения чистой водой инфраструктуры, снижение зависимости от финансовой поддержки промышленно развитых стран.

По мнению Ричарда Мерфи (Richard Murphy)4, необходимо реформировать практики корпоративного учета и перейти к модели отчетности с разбивкой по каждой стране (country-by-country reporting model). ТНК должны отчитываться о своих активах, прибылях и убытках в каждой налоговой юрисдикции, где они присутствуют, а не представлять один консолидированный баланс для всех операций.

4 Murphy R. Country-by Country Reporting // Ibid. P. 96–112.

Действующая система отчетности оставляет ТНК возможности использовать налоговые убежища и скрыто злоупотреблять трансфертными ценами, снижая размер налогов, которые они должны уплачивать и в развитых, и в развивающихся странах. Межстрановая отчетность представит точную картину реальной деятельности компаний в каждой налоговой юрисдикции, обеспечит прозрачность применения льгот и договорных преимуществ, а также позволит институциональным инвесторам и гражданскому обществу получать достоверную информацию об истинных результатах деятельности ТНК. Неизбежным следствием этого, отмечает Мерфи, станет более справедливая налоговая система, которая будет в равной степени учитывать интересы всех юрисдикций.

Рейвен Ави-Йона (Reuven Avi-Yonah)5 полагает, что надо отказаться от налоговых отсрочек (tax deferrals). Каждая страна — член ОЭСР должна облагать налогом по обычной ставке (normal corporate rate) всю общемировую прибыль корпораций, которая управляется и контролируется ими из штаб-квартир. При этом следует применять зачеты сумм налогов, уплаченных в других юрисдикциях. Такой подход мог бы снизить налоговую конкуренцию между странами, а также уменьшить стремление ТНК хранить в офшорах триллионы долларов, которые налогами не облагаются. Для целей налоговой отчетности Ави-Йона предлагает относиться к ТНК как к единому консолидированному субъекту (single unified entity), контролируемому материнской компанией. Подобная налоговая система более справедливая и реалистичная, чем налогообложение каждой бизнес-единицы в отдельности и повсеместное предоставление налоговых отсрочек.

Эдвард Клейнбард (Edward Kleinbard)6 рассматривает проблему международных налоговых норм, из-за которых возникают «бесхозные» доходы (stateless income): это доходы, фактически полученные ТНК, но не облагаемые налогом ни в одной юрисдикции. В результате суммы недополученных налоговых поступлений превышают 100 млрд долл. США ежегодно как для развитых, так и для развивающихся стран. Это приводит к дефициту госбюджетов и искажает инвестиционные стимулы ТНК с экономической точки зрения.

5 Avi-Yonah R. Hanging Together: A Multilateral Approach to Taxing Multinationals // Ibid. P. 113–128.
6 Kleinbard E. Stateless Income and its Remedies // Global Tax Fairness. P. 129–152.

Возможное решение — формульное распределение доходов (formulary apportionment). Глобальная прибыль каждой корпорации должна распределяться между юрисдикциями, в которых у нее налогооблагаемое присутствие (taxable presence), на основе конкретных экономических показателей и, соответственно, облагаться налогами. Другой вариант реформы — ограничить территориальные налоговые модели, в рамках которых только страна-источник облагает налогами бизнес, действующий на ее территории, лишь теми случаями, когда страна-источник может убедительно подтвердить тесную связь между полученными доходами и реальной деловой активностью («географическую связь»).

Лоррейн Эден (Lorraine Eden)7 предлагает не отказываться полностью от доктрины «вытянутой руки», но усовершенствовать ее, чтобы ограничить злоупотребления трансфертным ценообразованием. Доктрина создана так, чтобы ответить на вопрос: что будут делать независимые предприятия? Для ее эффективного применения требуется поиск сопоставимых данных, который проблематичен и в теории, и на практике. Поэтому следует направить усилия на оптимизацию методов и процессов, которые возможно использовать для поиска сопоставимых данных. Надлежащие средства, часть которых уже активно обсуждается в рамках Плана BEPS, позволили бы устранить многочисленные стимулы для злоупотреблений, подрывающих международную налоговую систему.

Ли Коррик (Lee Corrick)8 анализирует эффекты от реализации Плана BEPS, его генезис и достигнутый прогресс (результаты), а также актуальные налоговые реформы, которые сегодня обсуждают правительства и международные организации. Автор утверждает, что международное налоговое право не поспевает за динамичными изменениями в бизнес-среде и необходимо принять срочные меры, чтобы исправить возникающие искажения. В статье обсуждаются дефекты международной налоговой системы, планы действий по их устранению, достигнутые решения и компромиссы.

По мнению Питера Вейла (Peter Wahl)9, надо вернуться к концепту налога на финансовые операции (financial transaction tax), поддерживая рекомендацию Европейской комиссии о его внедрении. В течение многих лет идею такого налога активно продвигало гражданское общество. Но лишь после финансового кризиса 2008 г. импульс ей дали европейские политики, которые поняли, что нынешняя система налогообложения недостаточно эффективна и уклонения от уплаты налогов массово нарастают.

В статье Сола Пиккайотто (Sol Picciotto)10 предлагается переориентировать международные налоговые правила таким образом, чтобы ТНК в целях налогообложения рассматривались как единые субъекты, а не совокупность отдельных независимых структур. Автор приводит доводы в пользу системы единого налогообложения для ТНК с комбинированной отчетностью и распределением расходов и прибыли. Этот подход именуется «унитарное налогообложение» (unitary taxation).

7 Eden L. The Arm’s Length Standard: Making it Work in a 21st Century World of Multinationals and Nation States // Ibid. P. 153–172.
8 Corrick L. The Taxation of Multinational Enterprises // Ibid. P. 173–203.
9 Wahl P. More Than Just Another Tax: The Thrilling Battle Over the Financial Transaction Tax // Ibid. P. 204–220.
10 Picciotto S. Towards Unitary Taxation: Combined Reporting and Formulary Apportionment // Ibid. P. 221–237.

Основной посыл автора: международная система налогообложения настолько неработоспособна, что ее нельзя исправить частичным улучшением, нужна коренная перестройка. Вслед за Клейнбардом он считает нужным дополнить мировую налоговую систему тремя компонентами: объединенной отчетностью для ТНК в целом, включая консолидацию всех зарубежных счетов; пропорциональным распределением прибылей по установленной формуле (profit apportionment); процедурой разрешения налоговых конфликтов между государствами.

Харальд Толлан (Harald Tollan)11 ратует за разработку и принятие Международной конвенции о прозрачности финансов (International Convention on Financial Transparency) с целью обязать налоговые юрисдикции изменить действующие нормы и практики так, чтобы облегчить раскрытие финансовой тайны друг для друга. Как следствие, возникнут юридически обязательные правила о прозрачности финансово-хозяйственной деятельности, включая механизмы контроля и гарантии мирового сообщества.

11 Tollan H. An International Convention on Financial Transparency // Global Tax Fairness. P. 238–250.

Идеологическое обоснование Конвенции — тезис о том, что жесткий национальный режим налоговой тайны подрывает фискальный суверенитет других юрисдикций (их права взимать налоги) и подлежит безусловному смягчению, а еще лучше полной отмене в долгосрочной перспективе. Вместо того чтобы допускать существование налоговой тайны, затрудняющей противодействие налоговым злоупотреблениям, Конвенция, по мнению автора, должна устранить первопричину проблемы и полностью отказаться от института налоговой тайны как элемента международного налогового права.

Вито Танци (Vito Tanzi)12 считает нужным создать некий Всемирный налоговый орган (World Tax Authority), целью которого была бы разработка глобальной налоговой политики с повсеместными последствиями для всего мирового бизнеса. Речь идет об универсальных рецептах, а не эксклюзивных рекомендациях для отдельных стран.

12 Tanzi v. Lakes, Oceans, and Taxes: Why the World Needs a World Tax Authority // Ibid. P. 251–264.

В полномочия такого органа будет входить мониторинг налоговых политик разных стран для выявления недобросовестных налоговых практик и стратегий (egregious practices). Автор убежден, что Всемирный налоговый орган будет похож на влиятельного и компетентного глобального наставника, занятого реализацией налоговых реформ на пользу всему мировому сообществу. К тому же это оптимальная площадка (форум) для обсуждения глобальных налоговых проблем и внесудебного разрешения налоговых споров между странами. Всемирный налоговый орган должен стать для сферы налогообложения аналогом ВТО для сферы международной торговли.

Николас Шаксон (Nicholas Shaxson) и Джон Кристенсен (John Christensen)13 критически рассматривают продвижение многими политическими деятелями идеи налоговой конкуренции (tax competitiveness). Этот идеологически обусловленный феномен, по мнению авторов, провоцирует «налоговые войны», особенно во взаимоотношениях развитых и развивающихся стран.

13 Shaxson N., Christensen J. Tax Competitiveness: A Dangerous Obsession // Ibid. P. 265–297.

Нужен некий мозговой центр, который будет противодействовать системе ложных идеологических убеждений, провозглашающих налоговую конкуренцию объективной реальностью современной мировой экономики. Предоставление налоговых льгот для стимулирования инвестиций, привлечение спекулятивных капиталов и индивидуальных накоплений, по мнению авторов, размывает налоговую базу, искажает рыночные факторы и приводит к гонке на выживание (race to the bottom), в которой никто, кроме самых богатых людей планеты, не выигрывает. Налоговая конкуренция не имеет ничего общего с рыночной конкуренцией и больше похожа на торговые или валютные войны; она наносит ущерб устойчивому развитию наций, подрывая бюджетные системы, демократические традиции и права человека.

Джонни Уэст (Johnny West)14 считает, что необходимо разработать всеобъемлющую стратегию для формирования текущей налоговой структуры контрактов между правительствами и частными корпорациями на добычу нефти и других полезных ископаемых. Он напоминает о «ресурсном проклятии» многих развивающихся стран: им мало что остается от богатства, извлекаемого из их недр, богатства, которое должно было бы увеличивать благосостояние их граждан. Во многих экономически бедных (но богатых ресурсами) государствах, притом что добывающие компании получают гигантские сверхприбыли, у населения десятилетиями остаются весьма низкие доходы. Это нужно срочно исправить.

14 West J. A Fair Deal in Extractives: The Company Profit-Related Contract // Ibid. P. 298–315.

Предлагается новая контрактная система для добывающих предприятий, прямо увязывающая налогообложение с внутренней нормой прибыли (internal rate of return), используемой компаниями для оценки прибыльности.

Это привело бы к более равномерному экономическому эффекту для развивающихся стран, в которых добывается сырье.

С точки зрения Майкла Дерста (Michael Durst)15, для упрочения налоговой справедливости в трансграничных взаимоотношениях необходимо принять срочные меры и в развитых, и в развивающихся странах по защите мировых налоговых баз (world’s tax bases). Нужны реформы налоговых норм, регулирующих правовой режим контролируемой иностранной компании (сontrolled foreign corporation), чтобы пресекать недобросовестные налоговые практики с участием холдинговых структур.

15 Durst M. C. Self-Help and Altruism: Protecting Developing Countries' Tax Revenues // Global Tax Fairness. P. 316–338.

Развивающиеся страны нуждаются в эффективных мерах, препятствующих выводу доходов в низконалоговые юрисдикции посредством различных платежей, вычитаемых из налоговой базы (deductible payments), включая проценты по займам и так называемые чрезмерные платежи (excessive payments) за товары и услуги. Эти страны также должны защищать свои налоговые базы путем повышения налогов, удерживаемых у источника, пусть даже и с риском сдерживания инвестиционной активности зарубежных корпораций.

В целом эффективному противодействию эрозии налоговых баз по большей части способствуют политические решения и — что особенно важно — смягчение налоговой конкуренции, а не технические тонкости налогового законодательства.

Эрика Сиу (Erika Siu) и Кришен Мехта (Krishen Mehta)16 в заключительном эссе сборника обращаются к вопросам налогового суверенитета. Каким образом развивающиеся страны могут контролировать свои налоговые судьбы, не рискуя потерять при этом прямые иностранные инвестиции?

16 Mehta K., Siu E. D. Ten Ways Developing Countries can take Control of their own Tax Destinies // Ibid. P. 339–356.

Авторы представляют десять шагов, сделав которые можно значительно увеличить налоговые поступления в процентах от ВВП:

  • осторожность в отношении подписания налоговых соглашений;
  • избежание налоговой конкуренции посредством предоставления разного рода льгот и стимулов;
  • упрощение администрирования и создание условий для добровольного комплаенса налогоплательщиков;
  • более широкое использование метода расщепления прибыли (profit split method) с целью уточнения налоговой базы страны-источника;
  • совершенствование правил раскрытия информации;
  • налогообложение теневой экономики и т. д.

Шаги находятся в компетенции развивающихся стран и не подлежат оспариванию согласно международным налоговым нормам и практикам. Поэтому важно не упустить эту возможность для формирования более справедливой и равноправной глобальной системы налогообложения.