ещё
свернуть
Все статьи номера
11
Ноябрь 2018года
Зарубежный опыт

Проблемы использования электронных документов в сфере налогообложения в Бельгии

Основная часть европейского законодательства по диджитализации уже вступила в силу. Однако его применение на практике еще вызывает вопросы. Бельгийские налоговые органы в таких случаях занимают прагматичную позицию

К. Демейер, налоговый адвокат, старший юрист компании NautaDutilh (Брюссель)

Диджитализация, или распространение цифровых технологий, широко обсуждается юридическим сообществом с начала 1990-х годов (см. врезки).

Правовые аспекты диджитализации

Когда речь идет об использовании цифровых технологий, юридическое сообщество волнует соблюдение:

  • принципов равенства и отсутствия дискриминации;
  • права на доступ к правосудию.

До недавнего времени основных вопросов было два: как обеспечить техническую возможность диджитализации и эффективный обмен электронными документами с использованием подходящего оборудования и программного обеспечения и какова юридическая значимость таких документов. В 2015 г. поднялась новая волна беспокойства — заговорили о создании искусственного интеллекта, который приведет к свободной от юристов правовой системе.

Не претендуя на исторический анализ внедрения в Бельгии цифровых технологий в налоговые процедуры, дадим краткое описание связанных с этим процессом проблем и приведем примеры из практики.

Диджитализация в налоговой сфере

Более чем за 18 лет нашего опыта взаимодействия с налоговой службой Бельгии мы заметили, что использование электронной почты увеличилось как в процедурах налоговых проверок, так и в судебных разбирательствах.

Налоговые органы отдают предпочтение электронной почте для диалога с налогоплательщиком, его юристом или консультантом. Только окончательные решения по-прежнему направляются налогоплательщикам в бумажной форме: решение по результатам налоговой проверки; письменные объяснения и доказательства, подаваемые в ходе судебных разбирательств. Огромное преимущество такой связи — быстрый ответ. Раньше бумажного письма приходилось ждать больше двух недель, сейчас налоговые инспекторы, как правило, отвечают на электронные письма сразу же или в течение суток.

В Бельгии электронные регистрация и обмен налоговыми документами обязательны для ИП и юридических лиц. Физические лица все еще могут подавать налоговые декларации в бумажном виде. Во всех остальных случаях хождение бумажных документов запрещено. В сфере таможенного права подача документов в электронной форме обязательна повсеместно.

Документы подаются через единый централизованный сайт налоговых органов Бельгии, для доступа к которому используется система электронной идентификации e-ID.

С 3 февраля 2016 г. Налоговое управление Бельгии также принимает по электронной почте жалобы о начисленных налогах, хотя сейчас эта функция добавлена на централизованный сайт и нет необходимости пользоваться мейлом. Налоговому юристу или консультанту доступен список всех клиентов, в интересах которых он подал жалобы1.

Централизованный сайт содержит и другую информацию, в том числе: о зарегистрированных праве собственности на недвижимость и договорах аренды; о способах уплаты налогов. Все имеющиеся у налоговой службы данные о налогоплательщике представлены в одном месте.

Электронный обмен информацией

Согласно Перечню мероприятий Европейского электронного правительства на 2011—2015 гг., составленному Европейской комиссией, ключевым моментом стало вступление в силу Регламента ЕС 910/2014 (принят Европейским парламентом и Советом 23.07.2014) об электронной идентификации и трастовых услугах для электронных сделок на внутреннем рынке (URL: https://eur-lex.europa.eu).

Цель — увеличение эффективности услуг населению и обеспечение обмена информацией между правительственными учреждениями стран — участниц ЕС.

В начале 2018 г. Европейская комиссия запустила бета-версию европейского портала e-Justice, задуманного как электронный единый центр обслуживания в сфере правосудия. Получить более подробную информацию о портале и последних новостях можно на сайте e-justice.europa.eu.

Плюсы диджитализации. В целом использование цифровых технологий повышает эффективность и прозрачность налогового администрирования.

Во-первых, налогоплательщику достаточно один раз ввести информацию на сайте. Благодаря этому повышается эффективность и оперативность работы налоговых органов, снижаются разного рода затраты, улучшается качество услуг, оказываемых налогоплательщику, который к тому же получает более легкий доступ к сотрудникам налоговых органов для обсуждения интересующих его вопросов.

Во-вторых, информация не может потеряться: ошибки при копировании исключены, данные хранятся в архиве налоговых органов в течение как минимум десяти лет.

В-третьих, юридические лица не обязаны хранить бумажные копии документов. Бельгийская Комиссия по предварительному разрешению налоговых вопросов издала разъяснения о составлении ведомости по расходам в электронном виде2. Такая ведомость приравнена по юридической силе к бумажной версии.

2 Доказательства выдачи налоговых документов и налогового архива. См., например: решения Комиссии по предварительному разрешению налоговых вопросов от 10.02.2015 № 2015.026 и от 14.02.2017 № 2016.911 о цифровых записях о расходах.

В-четвертых, с 2021 г. в Бельгии будет применяться система горизонтального мониторинга. Юридическое лицо сможет заранее обсудить с налоговым органом процедуру подачи декларации по налогу на прибыль и организацию внутренних процессов компании, связанных с налогообложением прибыли. При правильном применении этой системы отпадет необходимость проверять декларации по налогу на доходы юридических лиц.

В-пятых, с помощью цифровых технологий происходит эффективный обмен информацией в рамках п. 13 Плана BEPS.

В-шестых, инспекции допускают меньше ошибок при отправке налоговых уведомлений: в 2005 г. почти 10% уведомлений содержали неточности, а в 2018 г. почти все эти документы составлены правильно. Но время от времени ошибки все же появляются из-за неверной программы расчета налога. На практике налоговые органы исправляют их автоматически, что не создает дополнительного административного бремени для инспекции и не вызывает отрицательных последствий для налогоплательщика.

Минусы диджитализации. У цифровых процедур есть и недостатки, к которым налогоплательщикам стоит относиться внимательно. Обязанность проявлять осмотрительность не ограничивается налоговыми вопросами, но распространяется на все случаи использования компьютера в повседневной жизни.

Среди минусов: дискриминация на основании доступа к качественной ИT-инфраструктуре и информации; трата времени налогоплательщиков из-за обновлений компьютерного оборудования и программного обеспечения; нарушение режима безопасности, хакеры и вирусы.

Кроме того, происходят ошибки системы при расчетах. В связи с этим налоговая служба через свой сайт уведомила налогоплательщиков, что результат расчета налога в режиме реального времени не окончательный. Сложные расчеты понятны только очень немногим налогоплательщикам, обладающим достаточными знаниями для того, чтобы замечать ошибки. Как следствие, возникает своего рода дискриминация.

Наконец, надо отметить технические проблемы, такие как недоступность системы. На сайте налоговой службы указано, что налогоплательщик несет ответственность, если срок подачи декларации пропущен ввиду неработающего сайта. Однако на практике налоговые органы продлевают срок, если большому количеству налогоплательщиков по техническим причинам не удалось вовремя подать налоговые декларации: продление срока занимает меньше времени, чем процедура взыскания в отношении физических лиц. Инспекции придерживаются конструктивного подхода и открыты к сотрудничеству с налогоплательщиками, демонстрирующими, что они приняли все меры для своевременной подачи деклараций.

Примеры неправильно рассчитанных налогов из-за технических ошибок

Налоговые органы Бельгии бывают формалистами. Но в случаях неправильного расчета налогов из-за технических ошибок они проявляют больше гибкости.

Более 19 тыс. неправильно рассчитанных налогов на имущество в регионе Брюссель в июне 2018 г. Бельгийские регионы — Брюссель, Фландрия и Валлония — обязаны направлять уведомления по налогу на недвижимость. В начале июня 2018 г. произошел серьезный технический сбой. В результате было направлено 5000 неправильных налоговых уведомлений из-за того, что налоговые органы забыли учесть 100-процентное освобождение от налога на недвижимость объектов, которые находятся в аренде у службы социального жилья (в свою очередь она сдает эти дома и квартиры людям с низкими доходами). Было выдано 14 тыс. некорректных уведомлений вследствие неприменения налогового вычета.

При формальном соблюдении закона все налогоплательщики, получившие неправильные налоговые уведомления, должны направить жалобу (в бумажном виде или по электронной почте), начав тем самым длительную процедуру обжалования действий налогового органа. Однако министр финансов региона Брюссель выбрал прагматичный подход, а также учел отсутствие у регионального Налогового управления необходимого количества сотрудников для обработки 19 тыс. жалоб: он заявил, что все вычеты будут произведены автоматически.

Более 6000 направленных по ошибке уведомлений о неисполнении обязанности по подаче деклараций по НДФЛ. С 2005 г. налоговые декларации физлиц можно подавать онлайн. В 2015 г. более 6000 налогоплательщиков, которые подают декларации в электронном виде через своих бухгалтеров или консультантов по налогам, по ошибке получили уведомления о неисполнении этой обязанности. Министр финансов постановил, что налогоплательщики без соблюдения каких-либо формальностей могут не платить указанный в уведомлении штраф.

Диджитализация в ЕС

Для совершенствования этого процесса следует:

  • придать равную юридическую силу бумажным и электронным документам с электронной подписью;
  • решить вопрос с электронной архивацией документов;
  • решить практические вопросы: что делать, если необходимо направить уведомление иностранным юристам (за пределами ЕС) или если возникли технические проблемы с отправкой документов.