ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Декабрь 2018года
Поиск решения

Налоговое резидентство физических лиц: критический анализ применяемых в России критериев

Исследованы критерии налогового резидентства физических лиц с точки зрения мирового опыта и российских правил КИК. Предложены рекомендации по усовершенствованию правил обложения НДФЛ в России, в частности два дополнительных субъективных критерия

Н.С. Милоголов, зав. лабораторией исследований налоговой политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, канд. экон. наук

Правила налогового резидентства в свете деофшоризационных новаций

Фискальные риски государства увеличиваются из-за того, что российские налоговые резиденты — физические лица могут сменить резидентство, реагируя на введение законодательства о КИК и присоединение РФ к межстрановому обмену налоговой информацией. В результате значительная часть потенциальной базы по НДФЛ не будет облагаться налогами и декларироваться в России.

Такая ситуация стала возможна потому, что только российские налоговые резиденты обязаны отчитываться о контроле над иностранными компаниями и уплачивать налоги с их прибыли. Правила КИК напрямую связаны с правилами налогового резидентства, представляя собой своего рода надстройку над ними.

Действующее правило определения налогового резидентства физлиц (п. 2 ст. 207 НК РФ) основано на объективном критерии их физического присутствия в России: не менее 183 дней в календарном году. Это делает администрирование правила более простым, а практику его применения более определенной.

Но в контексте деофшоризационных изменений возникает соблазн переоформить владение зарубежными активами на физических лиц. Это позволяет:

  • уплачивать налог с КИК — в случае возникновения такой обязанности — по ставке 13% (вместо 20%, если КИК владеет компания — налоговый резидент РФ);
  • выходить из российского резидентства, намеренно физически отсутствуя в России более 183 календарных дней.

Таким образом, искажаются решения об инвестициях и о структуре владения активами конечных бенефициаров.

Зарубежный опыт

Многие страны используют субъективные критерии для определения налогового резидентства (см. табл.).

Таблица. Критерии налогового резидентства и основные связанные с ними черты налоговых систем стран G20

Страна Критерии налогового резидентства физических лиц НДФЛ, % Правила КИК
Австралия1. Наличие места жительства на территории Австралии при условии отсутствия постоянного места жительства в другой стране. 2. Пребывание на территории Австралии не менее 183 дней в течение фискального года. 3. Участие в определенных схемах получения пенсии (для госслужащих, работающих в других странах)17–47+
Аргентина1. Наличие гражданства и проживание на территории Аргентины. 2. Наличие гражданства и проживание в другой стране в течение более 12 месяцев (либо до момента получения в ней ПМЖ). 3. Назначение на работу в Аргентине на срок более 5 лет при отсутствии аргентинского гражданства. 4. Присутствие на территории Аргентины более 12 месяцев при отсутствии аргентинского гражданства0–35+
Бразилия1. Натурализованные иностранцы. 2. Наличие постоянной или временной визы и трудового договора, свидетельствующего о занятости на территории Бразилии, при отсутствии бразильского гражданства. 3. Наличие временной визы и пребывание в Бразилии более 183 дней в течение 12 месяцев при отсутствии бразильского гражданства0–27,5+
Великобритания1. Пребывание на территории Великобритании 183 дня и более в течение календарного года. 2. Великобритания — единственное место жительства физлица, где оно пребывает не менее 91 дня в году. 3. Наличие постоянной работы с полной занятостью на территории Великобритании на протяжении 365 дней20–45+
(ограниченные, применяются только к искусственным структурам)
Германия1. Постоянное проживание на территории Германии. 2. Пребывание в Германии более 6 месяцев в течение календарного года или на протяжении 6 месяцев в конце года45+
(ограниченные, применяются только к искусственным структурам)
Индия1. Пребывание на территории Индии 183 дня и более в течение налогового года. 2. Пребывание в Индии 60 дней и более в течение налогового года при условии, что за 4 предыдущих налоговых года физлицо находилось в Индии 365 дней и более10–40Разрабатываются
Индонезия1. Проживание на территории Индонезии. 2. Пребывание в Индонезии не менее 183 дней за 12-месячный период. 3. Пребывание в Индонезии в течение финансового года и намерение проживать в этой стране. 4. Наличие гражданства Индонезии и нахождение на территории другого государства не более 183 дней за 12-месячный период30+
Италия1. Пребывание на территории Италии 183 дня и более согласно отчетам регистрации населения этой страны. 2. Проживание в Италии 183 дня и более при условии того, что она центр экономических и социальных интересов физлица43+
(ограниченные, применяются только к искусственным структурам)
Канада1. Наличие постоянной связи между физлицом и Канадой. 2. Пребывание в Канаде 183 дня и более в течение календарного года при отсутствии канадского гражданства29+
Китай1. Наличие законных оснований на проживание в стране, а также семейных и экономических связей с Китаем. 2. Пребывание на территории Китая 183 дня и более в течение календарного года при отсутствии гражданства КНР (если нет соглашения между Китаем и страной, резидентом которой является физлицо, сроки существенно снижаются)45+
Мексика1. Наличие дома на территории Мексики. 2. В Мексике сосредоточены жизненно важные интересы физлица (в течение календарного года более 50% его доходов исходит из мексиканских источников либо Мексика — основное место его профессиональной деятельности). 3. Наличие мексиканского гражданства и нахождение на территории другой страны до момента приобретения статуса ее резидента35+
РоссияПребывание на территории РФ не менее 183 дней за 12-месячный период13+
Саудовская АравияВ Саудовской Аравии экзотическая система налогообложения, в результате применения которой НДФЛ не облагается почти ничего, кроме доходов нерезидентов от источника в стране. Обложение НДФЛ физлиц-резидентов отсутствует. Критерии налогового резидентства физлиц: 1) нахождение на территории государства не менее 183 дней в году; 2) наличие постоянного места проживания и физическое нахождение в стране не менее 30 дней в году--
США1. Гражданство. 2. Пребывание на территории США не менее 31 дня подряд в текущем году (не менее 183 дней в общей сложности), а также не менее 183 дней в течение двух предыдущих лет10–35+
Турция1. Проживание на территории Турции в данный момент и намерение остаться на постоянное проживание. 2. Непрерывное нахождение в Турции более 6 месяцев в течение одного календарного года35+
Франция1. Франция — основное место проживания физлица либо место нахождения его семьи. 2. Осуществление профессиональной деятельности во Франции. 3. Сосредоточение экономических интересов физлица на территории Франции5,5–45+
(ограниченные, применяются только к искусственным структурам)
Южная Корея1. Постоянное проживание или нахождение на территории Ю. Кореи в течение 183 дней и более. 2. Нахождение на территории другого государства более 183 дней, но наличие собственности в Ю. Корее или семейных уз6–38+
ЮАР1. Постоянное проживание на территории ЮАР. 2. Пребывание в ЮАР 91 день и более (в совокупности) в течение соответствующего налогового года и в каждом из пяти предшествующих налоговых лет либо более 915 дней в течение пяти предшествующих налоговых лет18–41+
Япония1. Наличие постоянного места жительства в Японии. 2. Наличие временного места жительства в Японии за период от одного года и более. 3. Совокупное пребывание в Японии не менее 5 лет за последние 10 лет при отсутствии японского гражданства10–50+
Источники: Dittmer P. A Global Perspective on Territorial Taxation. Tax foundation. August 10, 2012; материалы аудиторских и консалтинговых компаний

Как видно из таблицы, практически во всех крупнейших экономиках мира (странах G20) помимо формальных применяются также качественные критерии, свидетельствующие о связи физического лица с территорией данной страны и формирующие ее суверенное право облагать налогом общемировые доходы такого физлица.

Кроме того, почти во всех государствах действуют правила КИК с определенными ограничениями. При этом ставки НДФЛ в основном прогрессивные и потенциальный уровень налогового бремени выше, чем в РФ.

Предложения по реформированию правил

С нашей точки зрения, есть два наиболее перспективных для имплементации в России дополнительных субъективных критерия.

Первый — наличие в России постоянного дома (см. врезку ниже)1. Этот критерий установлен в Модельной конвенции ОЭСР и заключенных Россией СИДН. Для его интерпретации можно использовать подход, изложенный в Комментариях к Модельной конвенции ОЭСР:

  1. дом должен быть постоянным, то есть лицо организовало использование этого жилища на постоянной основе, что противопоставляется проживанию в определенном месте краткосрочно, о чем свидетельствуют обстоятельства и факты;
  2. что касается концепции дома, то следует учитывать: любая форма жилища может считаться домом для целей признания резидентства (дом или квартира, принадлежащие на праве собственности или аренды, обставленные комнаты и др.). Наиболее важная характеристика — постоянность: жилище должно быть доступно физлицу в любой момент в течение долгого периода, а не использоваться для временного пребывания, обычно непродолжительного (отдых, деловая поездка, образование, обучение и т. д.)2.
1 Аналогичный критерий используется в качестве первого каскадного критерия при разрешении случаев двойного резидентства согласно ст. 4 (2) Модельной конвенции ОЭСР.
2 Комментарии 12, 13 к Модельной конвенции ОЭСР. Model Tax Convention on Income and on Capital 2014 (Full Version).

Постоянный дом

Постоянный дом (permanent home) — жилое помещение в собственности или аренде, используемое для постоянного проживания по крайней мере в течение 45 дней на протяжении календарного года.

Физлицо следует признать налоговым резидентом, если первый критерий выполняется в совокупности со вторым — физическим пребыванием на территории России в течение более 91 дня на протяжении календарного года.

При этом предлагаемые критерии — дополнительные к правилу 183 дней, их следует применять параллельно с ним.

Обоснование предложений

Как показывает опыт Великобритании3, использование расплывчатых и сложных критериев, таких как наличие социальных и экономических интересов в стране, которое определяется путем исследования источников дохода физического лица, объектов инвестиций, участия в профессиональных объединениях, семейных связей, личных интересов и т. д., приводит к правовой неопределенности. А это может отрицательно сказаться на инвестиционном климате.

3 См. сайт Правительства Великобритании. URL: https://www.gov.uk.

Применение критерия постоянного дома в совокупности с уменьшением количества дней физического присутствия позволит противодействовать искусственному изменению налогового резидентства российскими бенефициарами, намеренными уклониться от обязанностей по представлению отчетности по КИК и от уплаты налогов с прибыли КИК. При этом существуют риски, что усложнится администрирование этого правила, вырастет число конфликтов с юрисдикциями, в которых лицо также может считаться налоговым резидентом.

Преимущество этого правила — относительная простота его администрирования, поскольку налоговой службе в ходе проверок доступна информация о том, владеет ли физлицо жилищем в России на правах собственности или аренды.

Сегодня на международном уровне внедряется автоматический обмен информацией. В связи с этим уклонение от статуса резидента РФ, где налоговые ставки довольно небольшие, выгодно только для потенциальных резидентов тех государств, в которых ставка НДФЛ еще ниже или обложения этим налогом вообще не происходит. Пример — отдельные офшорные юрисдикции или страны, где не установлены правила КИК4 либо налогообложение резидентов основано на территориальном принципе.

4 Правила КИК, а следовательно, и обязанность по декларированию своих зарубежных активов действуют почти во всех странах G20.

Комментарий

П. А. Попов,

ведущий юрист «Пепеляев Групп»

Действующее в России правило 183 дней — наглядный пример того, чем хорош и чем плох любой формальный подход. Этот критерий хорош определенностью и понятностью расчета, но плох невозможностью достоверно выявить сущностную основу налоговой обязанности — наиболее тесную связь физического лица с данной страной.

Как и любой формальный критерий, 183-дневное пребывание дает возможность относительно просто обходить связанные с этим признаком правовые последствия, тем более когда речь идет о налогоплательщиках с высоким уровнем доходов, которые могут позволить себе проводить время в любой точке планеты.

Некоторые люди, даже не желая обходить закон, вынуждены проводить много времени в разных странах по личным или бизнес-причинам. Отдельные налогоплательщики имеют возможность уезжать на срок достаточный, чтобы не возникал статус налогового резидента, а текущие доходы получать через иностранных лиц, без выплат от российских налоговых агентов. Тем самым они избегают налоговых обязанностей в РФ даже при том, что тесно связаны с Россией. После того как вступили в силу правила КИК, соблазн поступать подобным образом только вырос.

Минфин России понимает возникшую проблему (см. врезку).

Нереализованная инициатива

В Основных направлениях налоговой политики РФ на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. (одобрены Правительством РФ 25.05.2009) упоминалось, что в среднесрочной перспективе необходимо уточнить определение налогового резидентства физлиц на основании центра жизненных интересов. Но эти меры так и не были приняты.

Всеобщность и справедливость налогообложения позволяют поставить вопрос об уточнении критериев российского налогового резидентства физических лиц. Но вряд ли будет верным переходить от строго формального, легко проверяемого критерия 183 дней к еще более формальным признакам, таким как гражданство РФ или наличие права собственности на жилище и регистрация по месту жительства в России1.

1 Предложение ввести критерий наличия права собственности на жилище и регистрации по месту жительства в стране было выдвинуто в письме ФНС России от 16.01.2015 № ОА-3-17/87@, позднее дезавуированном письмом Минфина России от 21.04.2016 № 03-08- Р3/23009.

Нужны критерии, позволяющие с разумной степенью достоверности установить наиболее тесную связь лица со страной. Так, правило 183 дней может быть дополнено пребыванием в РФ вдвое дольше, чем в каждом из иных государств, но не менее 91 дня.

Можно учесть другие признаки (место постоянного проживания супруга и несовершеннолетних детей, участие в управлении бизнесом в стране) вплоть до введения балльной оценки применительно к разным критериям связи с Россией.

Даже общее правило, по которому физлицо не может утратить налоговое резидентство в РФ, не получив его в другой юрисдикции, имеет прецеденты в зарубежной практике и может рассматриваться в долгосрочной перспективе как мера противодействия целенаправленному избежанию налоговых обязанностей.

При этом стоило бы синхронизировать критерии для физических и юридических лиц: признавать налоговыми резидентами РФ организации исходя из того, какое конкретно число дней пребывают в нашей стране лица, занимающиеся управлением (включая тех, кто управляет организацией, формально не получив на то полномочий).

Следует предусмотреть и порядок приобретения и потери резидентства при смене постоянного места жительства. Если иностранный гражданин получил право постоянного проживания в России и въехал в страну, он может на этом основании предварительно признаваться резидентом. Если же некто, напротив, утратил право постоянного проживания в РФ или снялся с учета по месту жительства и выехал из страны, с этого момента его резидентство может прекращаться.

Поскольку любые подобные изменения касаются тысяч людей, не всегда знакомых с тонкостями закона, вводить их в действие надо лишь после переходного периода.