ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Декабрь 2018года
Новый взгляд

Американцы о налогах

Книга Ванессы Уильямсон «Читай по губам: почему американцы гордятся уплатой налогов»1 основана на социологических исследованиях и относится скорее к научно-популярной литературе. Российских читателей она заинтересует в связи с тем, что в отечественном налоговедении нет направления социологии налогов и налогообложения

А.В. Демин, профессор кафедры коммерческого, предпринимательского и финансового права Юридического института Сибирского федерального университета, докт. юрид. наук
1 Williamson v. S. Read My Lips: Why Americans Are Proud to Pay Taxes. Princeton University Press, 2017. URL: https://press.princeton.edu.

Уильямсон ставит под сомнение расхожее мнение о том, что «американцы ненавидят налоги». Напротив, полевые исследования и статистика показывают, что подавляющее большинство американцев считают уплату налогов гражданским долгом и политическим актом, а уклонение от исполнения этой обязанности — морально неприемлемым. Статус налогоплательщика вызывает у человека чувство гордости и свидетельствует о том, что он ответственный и достойный член общества, вносит свой вклад в развитие, а потому заслуживает уважения и права на участие в управлении общими делами. В сознании американцев надлежащее исполнение налоговых обязательств предстает как источник гражданского достоинства и политического статуса личности.

Со времени основания США, пишет автор книги, американцы говорят о налогах как о гражданском долге перед страной и соотечественниками. По словам философа и публициста VIII в. Томаса Пейна, «налоги — это цена, которую каждый платит своему сообществу, чтобы сделать цивилизованную жизнь возможной»2. Cпустя столетие этот тезис повторил судья Верховного суда Оливер Уэнделл Холмс-младший: «Налог — это плата за цивилизованное общество». Идея, что каждый обязан платить налоги, была и остается единодушным мнением подавляющего большинства американцев (см. текст на полях).

2 «Taxes are how one pays one’s community back for making a civilized life possible».

Уплата налогов и любовь к Пресли

Американцев, считающих неправильным и аморальным уклонение от уплаты налогов, больше, чем испытывающих симпатии к Элвису Пресли (79%) или называющих астронавта Нила Армстронга национальным героем (75%). Напротив, количество респондентов, отрицающих, что уплата налогов есть гражданский долг каждого, эквивалентно числу опрошенных, утверждающих, что Элвис Пресли все еще жив (7%) или что высадка на Луну была фейком (6%). Отвечая на вопрос об обязанности платить налоги, американцы максимально приближаются к национальному консенсусу.

На протяжении всей истории США уплата налогов представляет собой символическое поле битвы, на котором политические элиты боролись за определение пределов гражданства. Но не только власти предержащие относятся к налогообложению как к долгу перед обществом и доказательству того, что человек вправе участвовать в политической системе страны. Акт уплаты налогов отражает фундаментальные нравственные и политические ценности простых американцев: их ощущение общности с другими людьми и требование демократически сформированного правительства.

Эмпирические данные подтверждают, что граждане США относятся к налогообложению как к действию, которое помогает укрепить их взаимосвязи с местными общинами и страной в целом: «В одних случаях респонденты использовали патриотическую риторику, говоря о налогах как способе поддержки страны (налоги — это долг перед страной). В других случаях они прибегали к коммуникативной терминологии, говоря о „нас“, „народе“ или „сообществе“ (налоги — это долг перед другими людьми). Общей основой этих аналогий является понятие социальной солидарности, то есть чувство связанности с более широкой группой, от которой зависит каждый человек»3. Все респонденты представляли себя членами более крупного сообщества, без которого они не могли бы преуспеть и даже выжить и которому были обязаны если не всем, то очень многим: «Каждый обязан платить налоги, потому что его судьба неразрывно связана с судьбой более крупного сообщества». Как полагают опрошенные, налоговые обязательства вытекают из общей судьбы американского народа.

3 Williamson v. S. Op. cit. P. 32.

Многие американцы, говоря о налогах, используют сравнение с хорошим соседом, чтобы проиллюстрировать свое понимание налогообложения как гражданского долга. Подобно тому, как хороший сосед заботится о своем доме и улице, налогоплательщик заботится о стране.

Кроме того, распространено мнение, что «заботясь о стране, ты заботишься о себе»: личная успешность человека не является результатом лишь его индивидуальных усилий, но зависит от благосостояния всего общества, его инфраструктуры, качества публичных услуг и товаров, уровня образования, медицины и т. п. По мнению Уильямсон, именно в том, что касается налогов, в общественном сознании американцев максимально сближаются публичные и частные интересы.

Автор отмечает, что даже относительно простые вопросы о налогах побуждали респондентов говорить об ответственности, патриотизме и обязанностях гражданина. В представлении среднестатистического американца уплата налогов не просто плата за публичные услуги или требование закона, но в большей степени этический акт и его обязательство как гражданина. Иногда они ссылаются на так называемое фискальное гражданство, описывая налоговые обязательства с точки зрения их общего интереса, единения с другими американцами. Почти все опрошенные (а это тысячи людей) оправдывают налогообложение тем, что их жизнь неразрывно связана с более широким сообществом и поэтому они должны вносить свой вклад в его благосостояние. И напротив, когда человек испытывает отчуждение от общества, в котором живет и работает, его отношение к налогам становится хуже.

Воспринимая уплату налогов как гражданский и нравственный долг, граждане США больше всего озабочены не тяжестью собственного налогового бремени, как можно было бы подумать, а пренебрежительным отношением других к этому долгу (см. врезку ниже). В этом контексте налогообложение опирается на принцип этической взаимности (ethical reciprocity): люди охотнее исполняют свои публичные обязательства, если они уверены, что и остальные поступают так же.

О беспокойстве налогоплательщиков

Респондентов спрашивали, какие аспекты налогообложения вызывают у них наибольшее беспокойство. Лишь 8% опрошенных ответили, что размер налогов, которые они уплачивают; 67% заявили, что больше всего их беспокоят факты уклонения от уплаты налогов отдельными налогоплательщиками, причем неважно кем, богатыми или бедными, корпорациями или предпринимателями.

Рассуждая о налогах, большинство американцев отказываются от чисто потребительских и экономических подходов, основанных на дихотомии «выгодно — невыгодно», в пользу политических и даже патриотических оценок. Они говорят о состоянии своей страны, о роли правительства, о том, что значит для них быть американцем, и о мире, который хотят оставить детям и внукам. «Спросите человека о налогах, и вы услышите о политике», — замечает Уильямсон.

Готовность платить налоги во многом определяется тем, в чью пользу перераспределяются средства из налоговых поступлений. Люди одобрительно относятся к «осязаемым» бюджетным расходам (на дороги, образование, медицину, социальные выплаты) и отрицательно к расходам на нужды, которые они не могут «увидеть воочию» (налоговые льготы хозяйствующим субъектам, гранты на научные исследования, военные операции и гуманитарная помощь за рубежом). Некоторые статьи расходов, в целом одобряемые (например, национальная оборона), признаются необоснованно большими. Американцы склонны поддерживать налогообложение, если их налоговые платежи идут на поддержку людей, чьи жизни и интересы тесно связаны с их собственными. Как отмечают социологи, споры о налогах часто ведутся вокруг пределов сообщества, к которому принадлежит налогоплательщик, то есть вокруг категорий «свой», «чужой» и границ между ними.

Разногласия в налоговой сфере зачастую отражают внутренние конфликты местных общин или общества в целом. Социальные, расовые и этнические предрассудки нередко экстраполируются на вопросы налогообложения, подрывая социальную солидарность, снижая общественную поддержку правительственных расходов и усиливая оппозицию налоговым реформам. Нередко оценки налогообложения принимают явно расистский и ксенофобский характер по отношению к меньшинствам, которые, по мнению американцев, недоплачивают налоги или не платят их вовсе, но получают социальные пособия и другие средства из бюджета (см. врезку).

Налоги и отношение к иммигрантам

Для значительного числа граждан США грань между иммигрантами и «нелегалами», «иностранцами» или даже «врагами» размыта. Расизм и ксенофобия, по мнению Уильямсон, продолжают ограничивать социальную солидарность американцев. Враждебное отношение к иммигрантам сопровождается ошибочным убеждением, что они не платят налоги.

Уильямсон опровергает бытующие представления о том, что отдельные группы населения — малоимущие, иммигранты, национальные и расовые меньшинства — не участвуют в процессе налогообложения; это не так, ведь они получают значительную часть своих доходов уже после уплаты налогов с продаж и на заработную плату, а также разного рода сборов и пошлин.

Когда респондентам предлагалось подумать о необоснованных расходах правительства как предлоге для неуплаты налогов, они в большинстве своем отвергали этот аргумент. Можно было бы предположить, что такие ответы обусловлены естественным стремлением людей казаться лучше, чем они есть на самом деле. Однако статистика показывает, что слова американских налогоплательщиков не расходятся с делом. У США один из самых высоких в мире показателей налогового комплаенса, что нельзя объяснить лишь системой эффективного налогового контроля и принуждения. Социологи, изучающие налоговый комплаенс, объясняют такие показатели высоким уровнем «налоговой морали» американцев. Утверждение, что уплата налогов — это гражданский долг перед обществом, не просто красивая фраза, но устойчивая внутренняя интерпретация мира, которую граждане США готовы отстаивать.

Таким образом, резюмирует Уильямсон, представления людей о налогах всегда нечто большее, чем рациональное соотношение индивидуальных затрат и выгоды. Эти представления отражают уровень социальной сплоченности и высвечивают «линию фронта» социальных конфликтов и разногласий.

Что касается технических аспектов налоговой системы, большинство американцев поддерживают прогрессивное налогообложение, когда граждане с высокими доходами обязаны платить бо´льшую долю своих доходов в виде налогов, чем люди с низкими доходами. Такой подход, по мнению опрошенных, более соответствует идее вертикальной справедливости, чем плоская ставка подоходного налога.

Прогрессивность влечет за собой дополнительные обременения, в частности в виде обязанности большинства домохозяйств ежегодно декларировать свои доходы.

Отметим, что Уильямсон называет подачу налоговой декларации ежегодным ритуалом, в котором задействовано не менее 143 млн домохозяйств. Этот ритуал «формирует понимание Америкой налоговой политики в целом». Как известно, экзамен на предоставление гражданства США наряду с вопросами о Декларации независимости и разделении властей включает вопрос о крайнем сроке для отправки декларации по федеральному подоходному налогу.

Учитывая реальность богатства и бедности, большинство респондентов поддерживают принцип «равных издержек» (equal hardship), выступая за налогообложение в зависимости от фактической платежеспособности человека.

Отношение американцев к налогам и налогообложению, делает вывод Уильямсон, может много рассказать о качестве демократии в США. Разбираться в налогах — значит понимать государственную политику в целом. Налоги — это платежи, которые американцы вносят в бюджет и перераспределяют сообща по принципу «голос каждого важен и должен быть услышан». В более широком контексте представления населения о налогах могут служить барометром для определения уровня общественного доверия к демократическому процессу.