ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2019года
Мнения

Дробление бизнеса: подход ФНС России

Предлагаем ознакомиться с позицией Службы по вопросам оценки дроблений бизнеса. Подходы регулятора частично отличаются от мнений экспертов, изложенных в публикациях «Налоговеда», а частично совпадают

О.В. Овчар, начальник Правового управления ФНС России

Дробление бизнеса: выгода и вред

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии к тому оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы по отношению к общей системе налогообложения по своей природе льготные, так как предполагают уплату налогов в меньшем размере благодаря более низким налоговым ставкам. ЕНВД позволяет организациям и индивидуальным предпринимателям (ИП) не исчислять выручку от продаж, а определять сумму налога от физических показателей торговых площадей.

Мнения экспертов

Публикации «Налоговеда»:

Организации и ИП вправе добровольно перейти на спецрежимы при соблюдении ряда условий, перечисленных в ст. 346.1, 346.12 НК РФ.

Однако остается актуальным вопрос о пределах дозволенного в случаях, когда бизнес ведется через несколько взаимозависимых организаций или ИП, применяющих специальные режимы налогообложения — УСН либо ЕНВД.

Дробление бизнеса используют крупные и средние предприятия, чтобы притвориться мелкими, получить положенные малому бизнесу преференции и снизить налоговую нагрузку. Схема выглядит приблизительно так: единая деятельность предприятия формально разбивается (дробится) на несколько внешне самостоятельных организаций или ИП. Такое неправомерное деление преследует одну цель: на каждую торговую точку должно приходиться не более 150 кв. м либо выручка не должна превышать 150 млн руб.

Искусственное разделение бизнеса на части приводит не только к отрицательным последствиям для бюджета (не поступают крупные суммы налогов), но и к нарушению справедливых условий торговли и других видов предпринимательской деятельности: из-за недобросовестной конкуренции фактически крупных налогоплательщиков страдает малый бизнес. Кроме того, вводятся в заблуждение потребители: они приобретают товары у номинальных организаций и ИП, а не у реального продавца, из-за чего становится труднее защитить их права.

Также дробление бизнеса позволяет избегать нежелательного контроля со стороны государства, поскольку действует законодательное ограничение на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства1.

1Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“».

При рассмотрении налоговых споров, связанных с дроблением бизнеса, сделки между проверяемым налогоплательщиком и его аффилированными лицами расцениваются как не имеющие иной деловой цели, кроме получения налоговой экономии. Компании в подобных случаях злоупотребляют правом на применение специальных налоговых режимов посредством создания группы аффилированных или подконтрольных субъектов предпринимательской деятельности, а также искусственных условий сделок. Другими словами, в совокупности нарушают положения ст. 10 «Пределы осуществления гражданских прав» ГК РФ.

В этой статье ГК РФ закреплен принцип добросовестного использования гражданских прав. Он призван как не допустить действий граждан и юридических лиц, осуществляемых с намерением причинить вред другому лицу, обойти положения закона, так и пресечь злоупотребление правом в иных формах.

В 2017 г. в Налоговый кодекс РФ была введена ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов»2.

2Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Напомним, что до появления этой статьи суды руководствовались нормами НК РФ, устанавливающими условия для применения специальных налоговых режимов, а также позицией Пленума ВАС РФ, отраженной в п. 3 Постановления от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ № 53).

Статья 54.1 НК РФ дополнила налоговое законодательство положениями о недопустимости уменьшения налогоплательщиками налоговой базы или суммы подлежащего уплате налога в результате искусственно произведенных искажений. При этом основной целью совершения сделок, как и ранее, не должна быть неуплата налогов (критерий деловой цели сделок хозяйствующих субъектов).

ФНС России отмечает, что характерный пример такого искажения — создание схемы дробления бизнеса, направленной на неправомерное применение специальных режимов налогообложения3. Положения п. 1 ст. 54.1 НК РФ следует применять в случае доказывания умышленных действий самого налогоплательщика, выразившихся в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни. Если доказательств такого умысла нет, методологическая (правовая) ошибка сама по себе не может признаваться искажением в целях применения этой нормы НК РФ.

Подходы судов к ситуациям незаконного дробления бизнеса

Как следует из сложившейся на основе Постановления Пленума ВАС РФ № 53 судебной практики, фактически граница между оптимизацией налогообложения и получением необоснованной налоговой выгоды за счет дробления бизнеса формируется исходя из оценки разумности деловой цели организации бизнеса с точки зрения возникших объективных причин (разумной необходимости) к его разделению. Согласно п. 9 указанного Постановления налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность.

В судебно-арбитражной практике сделаны следующие выводы4:

  • недобросовестность проявляется в виде создания (выделения) юридического лица исключительно для уменьшения налоговой нагрузки, без цели ведения фактической предпринимательской деятельности;
  • решение вопроса о добросовестности либо недобросовестности компании при совершении действий, в результате которых получена налоговая выгода, связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств и представленных доказательств, подлежащих оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи;
  • совершение действий в обход закона влечет применение к налогоплательщику тех положений законодательства о налогах и сборах, которых он стремился избежать.
4 См.: определения судьи ВС РФ от 05.06.2017 по делу № А19-273/2016 ООО «Русич Маркет»; СКЭС ВС РФ от 27.11.2015 по делу № А12-24270/2014 ООО «МАН» и от 22.07.2016 по делу № А40-63374/2015 ООО «Деловой центр Минаевский».

Важным событием в налоговой сфере стало Определение КС РФ от 04.07.2017 № 1440-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. С. П. Бунеева. В этом судебном акте, в частности, указано, что, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера), это предполагает доначисление на основании соответствующих положений НК РФ суммы налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет так, как если бы налогоплательщик не злоупотреблял правом.

Обстоятельства дела и его разрешение

С. П. Бунеев был единственным участником и генеральным директором ООО «Мастер-Инструмент» (далее также — Общество). Эта компания в результате создания группы взаимозависимых организаций и ИП получила необоснованную налоговую выгоду благодаря использованию спецрежимов налогоплательщиками, входящими в группу. Инспекция доначислила Обществу налоги в том размере, в котором оно должно было бы их уплатить, если бы аффилированные с ним налогоплательщики не принимали участия в предпринимательской деятельности. Налоговый орган включил в налоговую базу стоимость товаров (работ, услуг), реализованных контрагентами (НДС, налог на прибыль, ЕНВД, пени), и уменьшил убытки, исчисленные при определении базы по налогу на прибыль, а также привлек Общество к ответственности за неуплату налогов.

Решением АС Волгоградской области от 14.10.2015 по делу № А12-15531/2015 (оставлено без изменения судами вышестоящих инстанций) было удовлетворено требование Общества о признании решения налогового органа недействительным в части уплаты ЕНВД, а в остальной части в удовлетворении требований отказано.

Суды сочли доказанными взаимозависимость и аффилированность Общества и его контрагентов, в том числе исходя из наличия у них общего трудового ресурса, использования товарного знака ООО «Мастер-Инструмент», его складского помещения, из фактической организации работы магазинов, отсутствия раздельного учета полученных доходов, и пришли к выводу об убыточности хозяйственной деятельности, имитации деятельности в рамках договора от 10.05.2005. Суды признали, что налоговым органом доказаны направленность действий Общества на получение необоснованной налоговой выгоды, а суммы налогов определены верно на основании имеющейся информации о налогоплательщике.

В дальнейшем Решением АС Волгоградской области от 01.06.2016 по делу № А12-15531/2015 ООО «Мастер-Инструмент» было признано банкротом, а С. П. Бунеев привлечен как обвиняемый в совершении преступления (п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ) за уклонение от уплаты налогов организации путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, совершенного в особо крупном размере.

Подходы судов к решению вопроса формального разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности на подконтрольных взаимозависимых лиц обобщены и доведены до территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@. В нем определены общие признаки, свидетельствующие о согласованности действий участников схем дробления бизнеса с целью ухода от налоговой обязанности:

  • дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, применяющими спецрежимы (ЕНВД или УСН) вместо исчисления и уплаты НДС, налогов на прибыль и на имущество организации основным участником, осуществляющим реальную деятельность;
  • применение схемы оказало влияние на условия и экономические результаты деятельности всех ее участников, в том числе на их налоговые обязательства, которые уменьшились или практически не изменились при расширении в целом всей хозяйственной деятельности;
  • налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от ее использования;
  • участники схемы ведут аналогичный вид экономической деятельности;
  • они созданы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и (или) увеличением численности персонала;
  • участники схемы несут расходы друг за друга;
  • существует прямая или косвенная взаимозависимость (аффилированность) участников схемы: родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т. п.;
  • между участниками схемы происходит формальное перераспределение персонала без изменения его должностных обязанностей;
  • у подконтрольных лиц нет принадлежащих им основных и оборотных средств, кадровых ресурсов;
  • участники схемы используют одни и те же вывески, обозначения, контакты, сайты, адреса фактического местонахождения, помещения (офисы, складские и производственные базы и т. п.), банки, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета, контрольно-кассовую технику, терминалы и т. п.;
  • единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы может являться другой ее участник, либо поставщики и покупатели у всех участников общие;
  • фактическое управление деятельностью участников схемы осуществляется одними лицами;
  • ведением бухгалтерского учета, кадровым делопроизводством, подбором персонала, поиском и работой с поставщиками и покупателями, юридическим сопровождением, логистикой и т. д. занимаются единые для участников схемы службы;
  • интересы по взаимоотношениям с государственными органами и иными контрагентами (не входящими в схему) представляют одни и те же лица;
  • показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение спецрежима;
  • данные бухгалтерского учета налогоплательщика с учетом вновь созданных организаций могут указывать на снижение рентабельности производства и прибыли;
  • поставщики и покупатели распределяются между участниками схемы исходя из применяемой этими участниками системы налогообложения.

Кроме того, были разработаны Методические рекомендации для территориальных налоговых и следственных органов СКР по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)5. В пункте 13.2 этого документа подробно рассматривается, какие обстоятельства должны установить и выяснить налоговые и следственные органы в ходе проверок по этому направлению контрольной работы.

В целом данные рекомендации позволяют налогоплательщикам самостоятельно оценивать риски возникновения возможных претензий налоговых органов.

Вопросы дробления бизнеса затрагивались и в п. 4 недавнего Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением гл. 26.2 и 26.5 НК РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства6. В нем приведены четкие критерии оценки незаконного дробления бизнеса: «Сам по себе факт взаимозависимости налогоплательщика и его контрагентов не является основанием для консолидации их доходов и для вывода об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения данными лицами, если каждый из налогоплательщиков осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность».

6 Утв. Президиумом ВС РФ 04.07.2018.

Примером судебного решения, принятого в пользу налогоплательщика исходя из этих критериев, служит Определение судьи ВС РФ от 15.12.2017 по делу № А28-5839/2016 АО «Вятка-ЦУМ» (см. врезку).

Обстоятельства дела «Вятки-ЦУМ»

Общество на протяжении длительного времени, в том числе задолго до проверяемого периода (2011—2013 гг.), не занималось торговой деятельностью. Основной вид деятельности — сдача в аренду помещений принадлежащих Обществу торговых центров. А взаимозависимые организации задолго до проверяемого периода начали вести и по настоящее время ведут розничную торговлю через свои магазины в торговых центрах Общества и в других торговых центрах на условиях аренды торговых помещений.

Как следует из судебной практики, риск налоговых претензий возможен лишь в тех случаях, когда создание группы компаний, ИП имеет искусственный, формальный характер, такие лица фактически не ведут деятельность, их единственная цель — уплата налогов в минимальном объеме.

Зарубежный опыт

Позиция ФНС России о недопустимости искусственного разделения бизнеса в полной мере соотносится с практикой других государств, в которой также сложились общие правила противодействия налоговым злоупотреблениям.

Например, в Великобритании налогоплательщики имеют право на применение льготных ставок НДС при условии, что не превышен порог выручки в 150 тыс. фунтов стерлингов за 12 месяцев. Если же организация реструктурировалась путем формального дробления на ряд мелких компаний, годовая выручка которых не превышает установленный лимит, то налоговая и таможенная администрации (Her Majesty’s Revenue and Customs — HRMC) придут к выводу о наличии элементов налоговой оптимизации, если будут установлены:

  • отсутствие разумной деловой цели реструктуризации бизнеса;
  • наличие единого центра управления и тесных юридических, экономических и организационных связей между образованными компаниями;
  • ведение компаниями однородной предпринимательской деятельности либо деятельности, составляющей в совокупности единый производственный процесс.

HRMC направляет компании уведомление (Notice of Direction) о признании выручки рассматриваемых хозяйствующих субъектов совокупной выручкой одной компании. В результате компания теряет возможность применять льготные ставки НДС и ей доначисляют налог.

Определение размера налоговой обязанности после выявления схемы дробления бизнеса

Вопрос о разграничении гражданско-правовых и налоговых отношений рассмотрен в п. 77 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Факты уклонения гражданина или юрлица от уплаты налогов, нарушения им положений налогового законодательства не подлежат доказыванию, исследованию и оценке судом в гражданско-правовом споре о признании сделки недействительной, поскольку не входят в предмет доказывания по такому спору, а должны устанавливаться при рассмотрении налогового спора с учетом норм налогового законодательства. Если суд на основании оценки доказательств, представленных налоговым органом и налогоплательщиком, придет к выводу, что налогоплательщик для целей налогообложения не учел операции либо учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, он определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика исходя из подлинного экономического содержания данной операции или совокупности операций в их взаимосвязи.

Таким образом, результат по налоговому спору не влияет на сделки между налогоплательщиками, ведь налоговый орган не является стороной в этих отношениях. Метод, применяемый при квалификации последствий ряда сделок в налоговых целях исходя из подлинного экономического смысла хозяйственных операций, можно определить как расчетный. Следует обратить внимание на то, что законом предусмотрены случаи определения налоговых обязанностей в отсутствие документов, опосредующих совершенные хозяйственные операции, или в отсутствие их надлежащего учета в силу допущенных искажений.

Так, налоговым органам дано право определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также сведений об иных аналогичных налогоплательщиках (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ). Расчетный метод не преследует цели достоверного исчисления налогов, поскольку это невозможно по объективным причинам7. Он предполагает исчисление налогов с той или иной степенью вероятности. При применении этого метода налоговый орган обязан доказать наличие к тому оснований, обусловленных, как следует из Определения КС РФ от 05.07.2005 № 301-О, неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика, обосновать методы расчета.

Налогоплательщик в свою очередь вправе доказывать, что размер доходов и (или) расходов, определенный налоговым органом по правилам ст. 31 НК РФ, не соответствует фактическим условиям его экономической деятельности, так как именно он несет риски, связанные с возникновением оснований для применения расчетного метода8.

7Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 по делу № А45-15318/2008 ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие — 12».
8Пункт 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

При определении налоговых обязанностей налогоплательщика, которому вменяется дробление бизнеса, используются документы других организаций, полученные в результате встречных проверок его контрагентов. С учетом этого используемый налоговым органом метод не является документальным в том понимании, которое вкладывается законодательством о бухгалтерском учете и о налогах и сборах для случаев самостоятельного определения налоговых обязательств.

Так как при определении налоговых обязательств лица, бизнес которого искусственно разделен, налоги от результатов сделок по реализации товаров уплачивали иные налогоплательщики и по иным налоговым режимам, такие налоги не могут быть зачтены в счет уменьшения размера доначислений, произведенных основному налогоплательщику. Объединению подлежат не сами хозяйствующие субъекты, а их хозяйственные процессы, в силу чего у проверяемого налогоплательщика не возникает права автоматически учесть налоги, уплаченные взаимозависимыми лицами.

У налогового органа, принимающего решение по итогам проверки, не возникает обязанности зачесть уплаченные налоги по специальным налоговым режимам иными лицами в качестве предполагаемой переплаты проверяемого налогоплательщика, поскольку возможная переплата еще не переквалифицирована в таковую в установленном порядке.

В данном случае налогоплательщик, обвиняемый в недостоверности данных учета и сокрытии общего объема выручки от налогообложения, должен уточнить расчет налогового органа. Однако представление в инспекцию точных данных о подконтрольных лицах и признание ранее уплаченных по спецрежимам налогов переплатами (путем подачи этими лицами уточненных деклараций) будет фактически означать, что налогоплательщик на стадии возражений по акту проверки признал применение схемы дробления бизнеса и согласен с выводами проверяющих. Поэтому налогоплательщики в подобных ситуациях, как правило, занимают оборонительную позицию и не в полной мере способствуют установлению точных показателей, пытаясь полностью возложить бремя доказывания правильности перерасчета налогов на налоговый орган.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Тема дробления бизнеса не утрачивает своей актуальности.

Единой позиции пока не выработано. Приглашаем продолжить дискуссию на страницах журнала.

Редакция

Применение принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства при разрешении налоговых споров
№ 2, 2019
Международный налоговый обмен: повод не обмениваться